По «Информационно-медийному» направлению
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
В.А. Плешаков
Е.А.Леванова
А.В.Коршунов
Проект методических рекомендаций
По «Информационно-медийному» направлению
Деятельности организации
Москва – 2016
Реакционная коллегия: Чурикова Я.А., Поцелуев Д.Ю., Головенькина А.Н., Седова Е., Чернышев М., Ходорыч А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия: современная притча……………………………………. | |
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… | |
Философия деятельности по информационно-медийному направлению РДШ………………………………………………………… | |
Ценностно-смысловое содержание деятельности по информационно-медийному направлению РДШ…………………………………………… | |
Описание ключевых задач информационно-медийного направления деятельности РДШ………………………………………………………… | |
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РДШ……………………………………………………….. | |
Моделирование деятельности по информационно-медийному направлению РДШ………………………………………………………… Сводная таблица примерной структуры деятельности по информационно-медийному направлению РДШ……………………….. | |
Примеры моделей деятельности по информационно-медийному направлению РДШ………………………………….................................... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… | |
Список литературы…………………………………………………………….. | |
Приложения……………………………………………………………………. |
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: современная притча
Начало XXI в. Три современных мудреца поспорили о том, какое из изобретений и открытий людей имеет больше пользы для Человечества.
Первый Мудрец сказал: «Безусловно, самым полезным изобретением для человечества является письменность. Ведь письменность стала формой существования языка. Благодаря письменности люди научились по-новому передавать информацию и накопленные знания от поколения к поколению».
««Конечно, письменность — это важное изобретение», — сказал Второй Мудрец, — но я считаю, что самым полезным изобретением для человечества стало книгопечатание. Именно Книги стали кораблями Мысли, странствующими по волнам Времени, бережно несущими свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга — инструмент насаждения Мудрости».
Третий Мудрец сказал: «Друзья мои, письменность и книгопечатание, несомненно, полезны для человечества, но ведь их изобрели очень давно, с тех пор люди сделали много новых открытий. Электричество является по-настоящему самым полезным открытием для человечества. Без него нельзя представить современную цивилизацию! Электричество используют для освещения, передачи информации, приведения механизмов в движение…»
«Простите, я случайно услышал ваш разговор, — вступил в их беседу молодой человек, проходивший мимо. — Уважаемые Мудрецы, а не кажется ли вам, что самым полезным изобретением для человечества стали микропроцессоры? На их основе люди сначала создали, а теперь усовершенствуют современные компьютеры, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты и другую технику. Теперь у человечества есть много киберпомощников, есть Интернет как кладезь полезной и мусорка для бесполезной информации. Что вы скажете на это?»
И Три Мудреца хором ответили молодому человеку: «Время рассудит…»
С Уважением, В.А. Плешаков
ВВЕДЕНИЕ
Философия деятельности
По информационно-медийному направлению РДШ
Ценности, как идеальный продукт культуры цивилизации, усваиваются и воспроизводятся человеком в процессе воспитания. Ценности задают смыслы и приоритеты бытия личности, определяют цели, направления и виды активности человека.
Высшие духовные ценности человечества, основанные на критериях морали и нравственности, добра и зла, лжи и истины, справедливого и несправедливого, правомерного и противоправного, прекрасного и безобразного, регламентируют универсальные принципы и нормы отношений человека к самому себе, к другим людям, к миру в целом.
Усвоение и последующая трансляция культуры и высших духовных ценностей человечества способствуют формированию мировоззрения человека, развитию его внутреннего мира и самосознания личности, актуализации стремления к личностному росту, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Описание ключевых задач
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РДШ
Цель и задачи определяют перечень основных направлений информационно-медийной деятельности РДШ:
1. Создание школьных пресс-центров.
2. Создание в образовательных организациях дискуссионных площадок, в том числе в цифровой среде
3. Организация многоуровневых конкурсов медиатворчества.
4. Организация сетевого взаимодействия участников РДШ.
Таблица 2. Основные направления информационно-медийной деятельности РДШ
Направления информационно-медийной деятельности РДШ | Описание деятельности по направлению | |
1. | Создание школьных пресс-центров | Школьный пресс-центр – это организованное сообщество детей и подростков, которые под руководством медиапедагога или вожатого, имеющего соответствующие медиакомпетенции, на основании партнерства и сотрудничества привлекаются к обсуждению и участию в решении школьных и внешкольных проблем социального характера и отражению их в информационной среде с помощью средств коммуникации. Цель работы пресс-центра заключается в формировании социальной активности обучающихся через творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гуманистических идеалов и ценностей, через умение действовать в соответствии с этическими нормами, конструктивно преобразовывать действительность. В рамках этой деятельности происходит расширение кругозора школьника, процесс познания и самопознания подростками противоречий современной жизни, а также развиваются коммуникативные умения и навыки. Кроме того, деятельность пресс-центра способствует продвижению школы в информационной среде и обеспечивает имиджевую составляющую работы РДШ. |
2. мероприятиях | Создание в образовательных организациях дискуссионных площадок, в том числе в цифровой среде | Под дискуссионными площадками понимаются разного рода пресс- и киноклубы, организация дискуссий, полемических встреч по актуальным темам, а также прочие формы открытого речевого и интеллектуального развития, позволяющие школьникам формировать способности аргументировано высказывать свою позицию, грамотно формулировать мысли, слушать друг друга и отстаивать свою точку зрения. Это создание пространства для общения личностей, имеющих свой взгляд на мир и желание делиться этим взглядом с другими. В рамках этой деятельности осуществляется координационная работа с организациями-партнерами по привлечению в качестве экспертов дискуссионных площадок известных представителей власти и общественных деятелей города и края, творческой интеллигенции, представителей медиасферы. Организация дискуссионных площадок предусматривает применение различные форм мероприятий: дискуссии по различным темам, видеолектории, круглые столы, дебаты, деловые и творческие встречи, мастер-классы, интерактивы и проч. В рамках дискуссионных площадок создаются условия для действенного участия школьников в социальных инициативах, для свободного обмена мнениями, личностного самовыражения в онлайн и офлайн среде. |
3. | Организация многоуровневых конкурсов медиатворчества | Деятельность РДШ по информационно-медийному направлению должна строиться на конкурсной основе. Учитывая, что в школах и других образовательных организациях в настоящее время уже существует множество различных конкурсов медиатворчества, необходимо, используя имеющийся потенциал, организовать соревнование между школьниками таким образом, чтобы они, участвуя в традиционных конкурсах, имели возможность представить свои работы в других номинациях, предложенных РДШ. Это позволит одновременно вписать идеи РДШ в широкий региональный контекст и вывести имеющиеся в регионах конкурсы на новый, более высокий уровень. Целью конкурсов медиатворчества является формирование и развитие у школьников современных медиакомпетенций, которые позволяют им реализовывать свои замыслы в окружающей информационной среде и успешно выстраивать позитивные коммуникации. Конкурсы могут быть различными по тематике, в зависимости от цели, поставленной организаторами, и по форматам итоговых медиапродуктов – письменные формы (газеты, журналы, отдельные спецвыпуски, рубрики, авторские колонки), аудио, видео, фото, цифровые форматы (компьютерная графика, анимация, web-дизайн, видео- и фотомонтаж, телерепортажи, документальные фильмы, социальные ролики, блоги и страницы в соцсетях и т.д.). |
Организация сетевого взаимодействия участников РДШ | Обязательным условием реализации деятельности РДШ является использование форм сетевого взаимодействия всех участников движения – учителей, вожатых, школьников, родителей, представителей различных социальных групп. Актуальность сетевого взаимодействия сегодня заключается в том, что оно предоставляет цифровые технологии, позволяющие динамично развиваться любой организации или проекту. При сетевом взаимодействии происходит эффективное сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, идет процесс работы над совместными проектами, программами. Однако надо понимать, что сегодня далеко не все образовательные организации готовы к построению сетевой системы внутренних и внешних коммуникаций. Существует проблема в реализации сетевого взаимодействия вследствие низкого уровня владения педагогами информационными и коммуникационными технологиями, неумением использовать интернет для решения образовательных, культурных, социальных задач, а также проблема физического наличия интернета в информационной среде школы. Это риски, с которыми столкнутся организаторы РДШ при построении в школах системы сетевого взаимодействия. |
Ресурсы
− Кадровые ресурсы
Ключевую роль в организации работы по информационно-медийному направлению РДШ играют вожатые, педагоги -организаторы.
Медийно-информационная грамотность (ЮНЕСКО) – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, позволяющих получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев. Медиа- и информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает в себя навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Медиа- и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.
Существенную роль в организации работы по информационно-медийному направлению могут сыграть те медиапедагоги, которые работают со школьниками по программам школьного медиаобразования, ведут курсы и кружки журналистики, практические занятия по выпуску школьных газет и журналов, работают с сайтом школы, в студиях теле- и радиожурналистики, фото- и видеосъемки и т.д.
Неотъемлемым элементом системы информационно-медийного направления РДШ могут стать школьные библиотеки и библиотекари, которые в настоящее время получают статус педагога-библиотекаря и имеют достаточно высокий уровень информационной грамотности.
− Организационно-методические ресурсы
В качестве организационно-методических ресурсов выступают те образовательные программы и проекты, которые имеются в образовательной организации. Они определяют профиль школы, ее специфику, конкурентные преимущества. На их основе, с учетом профилизации, может строиться деятельность РДШ. Это определенной тематики кружки и курсы дополнительного образования, специальные мероприятия, приглашенные преподаватели, партнеры в лице вузов, профессиональных организаций.
В соответствии со спецификой школы должны выстраиваться и методические рекомендации по организации работы РДШ. Набор методических пособий должен обеспечивать деятельность вожатых, педагогов, школьных библиотекарей, родителей, школьников.
− Материально-технические ресурсы
Материально-технические ресурсы для РДШ – это весь комплекс материально-технических средств для создания и тиражирования медиапродуктов, производимых школьниками и предназначенных для распространения. Это сеть персональных компьютеров или ноутбуков, а также диктофоны, фотоаппараты, защищенное программное обеспечение и другие инструменты ИКТ, которые позволяют вести информационно-медийную работу. Кроме этого, организаторам движения необходим постоянный и открытый доступ в интернет.
− Информационно - медийные ресурсы
Особо следует выделить информационные ресурсыкак совокупность данных, знаний, сведений, а также источников информации. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией или процессом. Современная действительность, в том числе и система образования, характеризуется резким ростом значения информации, которая становится ключевым фактором успеха всех сфер деятельности. Образовательные организации обладают огромными информационными ресурсами, которые не всегда умело используют. Это образовательные программы, проекты и концепции, профессиональный уровень учителей и потенциал учащихся, компетенции родителей, коммуникативные внешние связи с разного рода партнерами, имеющими свои информационные ресурсы и т.д. Весь это богатейший запас информации может быть непосредственным образом использован в информационно-медийном направлении в качестве информационных поводов, сторителлинга, сценариев фильмов, очерков и фоторепортажей, сюжетов для журналистских расследований и т.д.
Кроме того, современные образовательные организации сегодня уже трудно представить без собственных медиа – газет, журналов, теле- и радиопрограмм, сайтов, групп в социальных сетях и т.д. Качество данных продуктов различное, но само наличие школьных средств информации значительно расширяет возможности школы в информационно-медийной сфере.
Формы работы
Деятельность организаторов РДШ по информационно-медийному направлению может быть реализована в различных формах. В частности, через инфомационно-медийные центры, где сосредотачивается вся система управления, теоретическая и практическая работа школьников в области медиа и информации.
ИМЦ может быть описан с трех позиций.
1. ИМЦ – это вожатые, преподаватели и учащиеся, которые готовы, способны и уполномочены формировать информационную повестку дня образовательной организации.
2. ИМЦ – это помещение, где сконцентрированы носители информации, размещается оборудование, необходимое для создания информационных продуктов и собираются участники ИМЦ для решения текущих вопросов и творческой работы. Это может быть библиотека, телестудия, редакция и т.д. Лучше, если все эти элементы информационно-медийной системы школы объединены в одно целое.
3. ИМЦ – это система управления человеческими и информационно-медийными ресурсами.
В структуре ИМЦ действуют пресс-центры, медиахолдинги, дискуссионные площадки, продумываются и реализуются разнообразные медиапроекты. ИМЦ может стать базовой площадкой для разворачивания деятельности РДШ по инфомационно-медийному направлению.
В структуру ИМЦ могут входить ресурсный центр (РЦ) и информационная служба. РЦ обеспечивает образовательную организацию необходимой информацией, систематически ведет локальную образовательную деятельность по повышению уровня медиа-информационной грамотности преподавателей, учащихся, родителей, проводит медиаобразовательные мероприятия, реализует медиапроекты, создает необходимые медиапродукты.
Информационная службавключает в себя:
− ученический пресс-центр,
− ученический медиахолдинг,
− службу общественных связей.
Информационная служба обеспечивает процесс сбора, обработки и распространения информации как внутри образовательной организации, так и во внешнем информационном пространстве.
В классах создаются пресс-центры, которые взаимодействуют как между собой, так и с ИМЦ. Примерные формы сетевого взаимодействия, которое устанавливается между структурными подразделениями: рассылка подборок информации с обратной связью, видеоконференции, участие в социальной сети преподавателей и учащихся образовательной организации, участие в совместных информационных мероприятиях, корпоративное обучение.
Управление системой осуществляется вожатыми, которые постепенно становятся медиатьюторами – специально подготовленными педагогами, профессионально владеющими ключевыми медиакомпетенциями. Подготовка медиатьюторов ведется в рамках курсов повышения квалификации педагогических кадров.
Таблица № 3. Примерная структура и форма деятельности
Примерная структура и формы деятельности | Первичные критерии эффективности деятельности | |
1. | Презентация деятельности РДШ в СМИ (на федеральном, региональном и местном уровнях) | Примерное количество и качество репортажей, статей, заметок и иных публикаций в СМИ федерального, регионального и местного уровней и Интернете (включая социальные сети), реакция на них общественности (обратная связь) |
Примерное количество проинформированных граждан РФ о деятельности РДШ (в том числе, примерное количество проинформированных потенциальных сторонников и участников Движения), обратная связь от них | ||
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них | ||
Презентация и мультимедийная демонстрация направлений деятельности РДШ (на уровне образовательного комплекса) для потенциальных сторонников и участников Движения | Примерное количество проинформированных потенциальных сторонников и участников Движения, обратная связь от них | |
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них | ||
Групповые и индивидуальные беседы с потенциальными сторонниками и участниками Движения | Количество и тематика групповых и индивидуальных бесед с потенциальными сторонниками и участниками Движения, обратная связь от них | |
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них | ||
Групповые и индивидуальные беседы потенциальными сторонниками и участниками Движения | Количество и тематика групповых и индивидуальных бесед с потенциальными сторонниками и участниками Движения, обратная связь от них | |
Статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики и обратная связь от них | ||
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение | Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них | |
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
2. | Анкетирование новых членов РДШ | Количество и качество заполненных анкет новых членов РДШ |
Групповые и индивидуальные беседы с новыми членами РДШ | Количество и тематика групповых и индивидуальных бесед с новыми членами РДШ, обратная связь от них | |
Собеседование с участниками Движения и отбор в инициативную команду по информационно-медийной деятельности | Количество собеседований с участниками Движения | |
Количество членов РДШ, отобранных в проектную группу по информационно-медийной деятельности, их возраст и иные социальные характеристики | ||
Групповые и индивидуальные беседы по информационно-медийной деятельности с участниками Движения | Количество групповых и индивидуальных бесед по информационно-медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них | |
Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения | ||
Распределение ответственности среди участников Движения за направления информационно-медийной деятельности | Наличие ответственных за направления информационно-медийной деятельности РДШ, обратная связь от них | |
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение | Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них | |
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
3. | Мозговой штурм с участниками Движения по моделированию информационно-медийной деятельности РДШ | Количество и качество конкретных идей и моделей информационно-медийной деятельности РДШ (мероприятий, проектов, планов), предложенных участниками мозгового штурма |
Разработанные модели информационно-медийной деятельности РДШ (мероприятия, проекты, планы) на основе предложений участников мозгового штурма | ||
Групповые и индивидуальные беседы по информационно-медийной деятельности с участниками Движения | Количество групповых и индивидуальных бесед по информационно-медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них | |
Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения | ||
Мозговой штурм с участниками Движения по реализации информационно-медийной деятельности РДШ (создание газет, радио, TV в образовательном комплексе; взаимодействие с местными и региональными газетами и журналами, радио и TV; подготовка и распространение просветительского тематического контента для детей разных возрастов; обработка и анализ результатов деятельности и т.д.) | Количество и качество предложений по реализации информационно-медийной деятельности РДШ участниками мозгового штурма | |
Количество и форматы созданных в образовательном комплексе газет, радио, TV | ||
Количество местных и региональных газет и журналов, радио и TV, с которыми достигнуты соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с целями информационно-медийного освещения деятельности РДШ | ||
Количество и качество подготовленного и распространенного просветительского тематического контента (тексты, рисунки, фото, аудио, видео и т.п.) для детей разных возрастов | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Подготовка годового плана мероприятий с ответственными за направления информационно-медийной деятельности РДШ | Наличие и вариативная реализация годового плана мероприятий по направлениям информационно-медийной деятельности РДШ | |
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение | Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них | |
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
4. | Создание клубов и групп по интересам, тематических кружков (клуб ораторов, дискуссионный клуб, клуб юных журналистов, кружок актерского мастерства, кружок робототехники, кружок блогеров и т.п.). | Количество, тематика и регулярность функционирования созданных в рамках информационно-медийной деятельности РДШ клубов и групп по интересам, тематических кружков, наличие планов их работы и развития, обратная связь о них |
Количество вовлеченных в деятельность созданных клубов и групп по интересам, тематических кружков сторонников и участников Движения, их социальная характеристика и обратная связь от них | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Мероприятия, связанные с разными видами искусства и творчества как способами восприятия, познания и преобразования мира: декоративно-прикладное, живопись, графика, музыка, скульптура, архитектура, литература, театр, опера, эстрада, цирк, хореография, балет, фотоискусство, радиоискусство, киноискусство, а также граффити, комикс, компьютерное, цифровое и медиаискусство | Количество, тематика и качество реализованных мероприятий (конкурсы, олимпиады, акции, фестивали, флешмобы, квесты и др.), связанных с разными видами искусства и творчества, их информационно-медийное освещение, обратная связь о них | |
Количество вовлеченных сторонников и участников Движения в мероприятия, связанные с разными видами искусства и творчества, их социальная характеристика и обратная связь от них | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Посещение тематических музеев, выставок, участие в тематических экскурсиях, походах, туристических поездках, вечерах отдыха, квестах, играх и т.п. | Количество и тематика посещенных музеев, выставок, организованных экскурсий, походов, туристических поездок, вечеров отдыха, квестов, игр и т.п. информационно-медийной направленности, обратная связь о них | |
Количество вовлеченных сторонников и участников Движения в посещение тематических музеев, выставок, участие в экскурсиях, походах, туристических поездках, вечерах отдыха, квестах, играх и т.п., их социальная характеристика и обратная связь от них | ||
Реализация годового плана мероприятий, разработанного с ответственными за направления информационно-медийной деятельности РДШ | Количество и качество реализованных мероприятий годового плана деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, обратная связь о них | |
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение | Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них | |
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них | ||
5. | Групповые и индивидуальные беседы по реализованной информационно-медийной деятельности с участниками Движения | Количество групповых и индивидуальных бесед по реализованной информационно-медийной деятельности с участниками Движения, обратная связь от них |
Количество и качество предложений по модернизации и моделированию информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения | ||
Создание и распространение материальных и/или идеальных продуктов информационно-медийной деятельности | Количество и качество созданных и распространенных материальных и/или идеальных продуктов информационно-медийной деятельности (пресс-релизы, репортажи, заметки, мультимедийный тематический контент и т.п.), обратная связь о них | |
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Оценка реализации годового плана мероприятий, разработанного с ответственными за направления информационно-медийной деятельности РДШ | Количество и качество реализованных мероприятий годового плана деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, обратная связь о них | |
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения | ||
Мозговой штурм с участниками Движения по модернизации и прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ | Количество и качество предложений по модернизации и прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ участниками Движения | |
Мероприятия календаря дней единых действий РДШ и их информационно-медийное освещение | Количество и качество информационно-медийного освещения реализованных мероприятий календаря дней единых действий РДШ, обратная связь о них | |
Количество и качество информационно-медийного освещения иных мероприятий, обратная связь о них | ||
Количество задействованных и развиваемых информационно-медийных компетенций у участников Движения |
Примеры моделей деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация, управление, координация, контроль и прогноз информационно-медийной деятельности РДШ в ситуации непрерывного мотивирования, стимулирования и поддержки старшим вожатым такой деятельности способствует развитию информационно-медийных компетенций у участников Движения и достижению основной цели направления – подготовить их к преобразованию безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека.
Желаемыми результатами, исходя из философии, ценностно-смыслового содержания деятельности и ключевых задач информационно-медийного направления становятся следующие базовые компетенции участников Движения:
● открытость к новой информации и потребность в ней;
● желание и умение самостоятельно ставить и обосновывать задачи конкретной деятельности, планировать и осуществлять деятельность, согласно цели направления;
● принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации и навыков представления и презентации информации;
● самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос и обработку информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий;
● обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);
● использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Тематическими информационно-медийными и киберкомпетенциями, как обладание совокупностью знаний, умений, навыков, конкретных способов действий, личностных качеств, определенного опыта, необходимых для осуществления продуктивной и безопасной жизнедеятельности в контексте киберсоциализации, становятся:
1. Технические компетенции, опирающиеся на начальные знания, общие умения и навыки работы с электронной, компьютерной и цифровой техникой:
● знание правил техники безопасности и соблюдение экологических, медицинских, физических, физиологических и др. принципов, законов и правил при работе с электронной, компьютерной и цифровой техникой;
● знание устройства электронной, компьютерной и цифровой техники на пользовательском уровне (названия основных составляющих, их назначение, функции и характеристики) и основных действий с ней (включение/выключение, элементарное техническое обслуживание – проверка на вирусы, ошибки, осуществление дефрагментации и др.);
● умение работать с офисной, мобильной и мультимедийной техникой (принтер, сканер, копир, съемные запоминающие устройства, презентационные средства и др.).
2. Программные компетенции, сформированные на основе знаний, умений и навыков, связанных с работой в конкретных программных средах:
● знание и умение работать в какой-либо программной оболочке (операционной системе);
● навыки установки/удаления/обновления программного обеспечения электронной, компьютерной и цифровой техники;
● навыки работы в офисных программах, текстовых и графических редакторах, медиапрограммах и др.
3. Информационные компетенции, связанные со знаниями, умениями и навыками работы с информацией:
● знания, умения и навыки создания объектов информации (файлов, папок и др.) и их структуризации в электронной, компьютерной и цифровой технике;
● навыки записи информации на запо