Организация защиты конфиденциальной информации
Направления организации защиты КИ
Приоритетными направлениями организации защиты КИ являются:
- защита документированной КИ от несанкционированного ознакомления с ее содержанием, а также копирования, корректировки и уничтожения;
- защита речевой КИ, циркулирующей в служебных помещениях, от перехвата техническими средствами;
- защита КИ от несанкционированного снятия с телефонных линий связи общего пользования;
- защита КИ, обрабатываемой или хранящейся в средствах вычислительной техники, от несанкционированного доступа и снятия за счет побочных электромагнитных излучения и наводок.
Защита документированной КИ
Защита документированной КИ (документов), осуществляемая в рамках конфиденциального делопроизводства, достигается посредством:
- создания и воспроизводства документов в охраняемых служебных помещениях, оснащенных запорными устройствами, охранной и пожарной сигнализацией;
- присвоения каждому создаваемому документу отличительного реквизита (пометки) в виде литеры "К" или слова "Конфиденциально", "БТ" или "Банковская тайна";
- понумерного учета законченных оформлением документов, а также регистрацией поступающих документов с пометкой "Конфиденциально" в специально заведенных журналах (учетных формах);
- хранения документов в нерабочее время в металлических шкафах (сейфах), запираемых и опечатываемых лицами, ответственными за учет (регистрацию документов);
- пересылки документов заказными (в отдельных случаях -ценными) почтовыми отправлениями в плотной упаковке, не допускающей прочтения вложения без вскрытия Упаковки;
- уничтожения документов, утративших свое практическое значение, на основе актов, утвержденных полномочным должностным лицом.
Защита речевой КИ от перехвата техническими средствами
Защита речевой КИ, циркулирующей в служебных помещениях, от акустического и виброакустического снятия информации достигается посредством:
- дооборудования помещений согласно проектным решениям, предусматривающим доведение звукоизолирующих характеристик помещений до требований действующих стандартов;
- эашумления акустических и виброакустических каналов утечки информации с помощью специальных генераторов;
- выявления специальных устройств подслушивания (радиомикрофонов, радиостетоскопов и др.).
Защита КИ от несанкционированного снятия с телефонных линий связи общего пользования
Защита КИ от несанкционированного снятия с телефонных линий связи общего пользования достигается посредством:
- применения технических средств защиты абонентских телефонных аппаратов (ТА), обеспечивающих заданное снижение отношения сигнал/шум в линиях связи, соединяющих ТА с городской АТС (тривиальная защита КИ);
- применения совместимых с ТА технических средств защиты речевых сообщений, реализующих методы аналогового скремблирования и другие более совершенные методы защиты (возможность применения указанных средств зависит от размеров денежных средств, выделяемых офисом на защиту информации).
Защита КИ в средствах вычислительной техники
Защита КИ, обрабатываемой или хранящейся в средствах вычислительной техники (СВТ), от несанкционированного доступа достигается посредством применения комплекса программно-технических средств защиты.
Мероприятия, необходимые для защиты КИ от несанкционированного снятия за счет побочных электромагнитных излучений СВТ и создаваемых ими наводок, определяются по результатам специального обследования СВТ в местах их установки (обследование проводится специальными организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности).
Контроль состояния защиты конфиденциальной информации
Контроль состояния защиты КИ предусматривает проверку соответствия организации и эффективности защиты информации, принятой в концепции безопасности.
Контроль состояния защиты КИ подразделяется на организационный и технический:
- организационный контроль предусматривает проверку полноты и обоснованности мероприятий защиты КИ, а также наличия и качества отработки организационно-технических документов;
- задачей технического контроля является выявление и предотвращение утечки КИ по техническим каналам, а также предупреждение несанкционированного воздействия на КИ в средствах вычислительной техники.
Организационный контроль проводится собственными силами офиса, технический контроль - с привлечением, при необходимости, компетентной организации, имеющей лицензию на интересующий вид деятельности.
ЗАДАЧИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЛУЖЕБНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Давно известный афоризм "кадры решают все" и сегодня не потерял своего значения - не только потому, что без классных специалистов не выживешь, но и потому, что надежность сотрудников оставляет желать лучшего, Статистика показывает, что до 80% убытков офис несет из-за прямого участия собственных сотрудников в тех или иных преступных деяниях.
Специалисты выделяют несколько критериев надежности персонала, и в идеале сотрудник коммерческого офиса должен соответствовать каждому из них. К ним относятся:
- профессиональная надежность;
- психологическая надежность;
- моральная надежность.
Анализ конкретных случаев угроз безопасности офиса со стороны собственного персонала показывает, что возникают они чаще всего "благодаря" следующим причинам:
- низкая квалификация;
- моральная неудовлетворенность работой;
- вредные привычки и др.
Вообще говоря, мотивация труда и лояльность банку всегда обусловлены множеством переплетающихся мотивов. Одним важен высокий заработок, другим - карьера, третьим - социальная защищенность, четвертым - престиж или возможность заниматься творческой работой. Обиженный сотрудник- это мина замедленного действия, которая рано или поздно сработает.
Универсальных рецептов, позволяющих полностью обезопасить офис от негативных действий собственных сотрудников, пока еще нет, как нет и средств обеспечения стопроцентной безопасности. Однако есть возможность максимально снизить эту опасность, держать ее под контролем и избежать нежелательных последствий. Это - осознанная, организованная, последовательная и целенаправленная кадровая политика. Она составляет столь же необходимое условие нормальной работы офиса, как и продуманные бизнес-планы. Эта политика базируется на трех основных принципах:
- разумный отбор персонала с помощью современных методов;
- продуманная и грамотно построенная система вознаграждения и служебного роста,
- организационная культура, поддерживающая в офисе климат взаимоотношений, благоприятный для совместной работы персонала;
- создание атмосферы сознательного отношения к безопасности, т.е. культуры безопасности.
все это и составляет суть кадровой политики, одного из главных условий безопасности.