Пятый технологический уклад (1970- 2010)
· структура уклада: 1970 год - начало развития технологии, с 1983 года - период широкого распространения, с 2010 года - конец фазы быстрого роста (Мировой финансово-экономический кризис);
· сопутствующий К-цикл: начало - 1984- 1991 годы, пик 2005- 2008 годы;
· распределение крупнейших компаний США по дате возникновения: начало фазы роста - 1953 год, пик № 1 - 1960 год, пик № 2 - 1981 год, дно 2002 год;
· динамика выдаваемых патентов: начало фазы роста - 1991 год, пик 2010 год.
Пятый уклад опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.
Ядро технологического уклада:
электронная промышленность
вычислительная техника
оптико-волоконная техника
программное обеспечение
телекоммуникации
роботостроение
производство и переработка газа
информационные технологии.
Ключевой фактор - микроэлектронные компоненты.
Преимущество технологического уклада, по сравнению с предыдущим, заключалось в индивидуализации производства и потребления, в повышении гибкости производства.
По мнению С. Ю. Глазьева, жизненный цикл технологического уклада охватывает 100 лет, при этом период его доминирования в развитии экономики составляет от 40 до 60 лет (по мере ускорения НТП этот период постепенно сокращается).
В настоящее время период смены технологии в машиностроении составляет в среднем пять лет, в автомобилестроении - три года, в электронной промышленности – полгода…
Жизненный цикл технологического уклада включает несколько фаз.
Первая фаза определяет зарождение нового технологического уклада, базирующегося на современных научных открытиях.
Для второй фазы характерна монополия, которой добиваются отдельные компании, производящие новые продукты. Монополия удерживается некоторое время (до 20 лет), в течение которого фирмы-монополисты извлекают максимальную прибыль.
В результате ответных действий, предпринимаемых конкурентами, монопольное положение нарушается и возникает третья фаза технологического уклада − доминирование.
Для фазы доминирования характерен скачок в развитии, которому способствует ускоренный приток капитала в новый технологический уклад. Продолжительность данной фазы около 50 лет, она связана со структурной перестройкой экономики, обновлением технологических процессов в общественном производстве.
Жизненный цикл технологического уклада завершает фаза угасания. Доминирование нового уклада в экономике приводит к постепенному устареванию предшествующего уклада.
Связь укладов с циклами Кондратьева Н.Д.
Н. Д. Кондратьев заметил, что в течение примерно 20 лет до начала повышательной волны К-цикла наблюдается оживление в области технических изобретений. Решающее значение волнам технологических изменений для динамики циклов Кондратьева придал Йозеф Шумпетер в монографии «Business Cycles: A theoretical, historical and statistical analysis of the Capitalist process» (1939 год).
Проводившиеся в начале XXI века исследования годовой динамики выдаваемых патентов на 1 млн. населения (А. В. Коротаев, Ю. В. Зинькина, Ю. В. Божевольнов) выявили связь роста числа патентов с восходящей фазой К-цикла и падение числа патентов на нисходящей фазе. В то же время учёные (А. А. Акаев) предлагают различать подрывные и поддерживающие инновации. В восходящей фазе К-цикла рост числа патентов происходит за счёт поддерживающих инноваций, в то время как немногочисленные подрывные инновации, которые будут обеспечивать экономический рост в следующем технологическом укладе, закладываются на нисходящей фазе длинной волны.
Критика теории:Российский экономист М. Л. Хазин критикует теорию циклов Кондратьева и соответственно технологических укладов с тех позиций, что считает экономический рост функцией от степени хозяйственного освоения доступных территориальных рынков (Хазин называет их технологическими зонами). По мнению экономиста, развитие рынка заключается в максимально возможном росте специализации. Как только максимально возможное значение достигнуто, дальнейший рост невозможен несмотря ни на какие технические новшества
50. Жизненный цикл технологии. Управление технологическими разрывами.
Технология (от греч. téchne − искусство, мастерство, умение и греч. logos − изучение) − совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства.
Технология − в широком смысле − объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Технология − в узком смысле −способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Жизненный цикл технологии −совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т.е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.
Жизненный цикл технологии − это совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации.
Жизненный цикл технологии состоит из 5 этапов:
· Новейшая технология − любая новая технология, которая имеет высокий потенциал
· Передовая технология − технология, которая зарекомендовала себя, но еще достаточно новая, имеет небольшое распространение на рынке
· Современная технология − Признанная технология, является стандартом, повышается спрос на эту технологию
· Не новая технология − по прежнему полезная технология, но уже существует более новая технология, поэтому спрос начинает падать
· Устаревшая технология − технология устаревает и заменяется более совершенной, очень малый спрос, или полный отказ от этой технологии в пользу новой
С начала 1980-х гг. основным объектом управления в мировой промышленности становится выбор стратегии в области новых технологий. Как только на смену одной технологии в отрасли приходит другая, проблема их соотношения становится для предприятия делом важнейшего стратегического выбора: сохранять (и как долго?) традиционную технологию, из-за которой часть выпускаемой продукции оказывается затратной и морально устаревшей, или переходить на новую. На уровне руководства предприятием рекомендуется подход к оценке применяемой технологии и определения момента, когда необходимо вкладывать средства на разработку и внедрение новой. Он основан на построении зависимости между затратами на улучшение процесса или продукта и полученными при этом результатами, изображаемой в виде логистической (S-образной) кривой (рис. 3.6). Под результатами понимаются не прибыль или объем продаж, а показатели, характеризующие уровень параметров технологии и качества продукции (например, уровень извлечения металла из добытой руды, расход бензина на
100 км пути у автомобиля и т. д.).
При описании этапов развития технологии эта зависимость отражает зарождение, интенсивный рост и постепенное достижение стадии полной зрелости технологического процесса или продукта. Первоначальные вложения в разработку новой технологии обеспечивают весьма незначительные результаты. Затем, когда происходит накопление и использование ключевых знаний, результаты улучшаются быстро. И, наконец, наступает
момент, когда технические возможности технологии (технико-экономические показатели (ТЭП) технологии или ТЭП выпускаемой на ее основе продукции) исчерпаны и прогресс в этой области становится все более трудным и дорогостоящим, а дополнительные вложения средств лишь незначительно улучшают результаты (верхний участок логистической кривой). Пределы технологии обусловлены естественными законами, на которых она основана, и проявляются в невозможности улучшить технический уровень технологии (изделия и его качества) и получить экономическую отдачу, т. е. создание различных модификаций не обеспечивает прироста эффекта, воспринимаемого потребителями. Достигнутый предел в развитии какой-либо технологии не означает завершения ее жизненного цикла, что связано, во-первых, с отсутствием в завершенном виде новой эффективной технологии и продолжением выпуска продукта, который пользуется спросом, во-вторых, с возможностью создания на основе этой технологии новых для рынка продуктов. Когда появляется новая технология, она замещает устаревшую и имеет свою S- образную кривую. Промежуток между двумя кривыми представляет собой технологический разрыв, где одна технология замещает другую (рис. 3.7).
Эффективное управление технологическими разрывами основано на определении пределов действующей технологии, оценке скорости приближения к технологическому пределу, своевременной разработке и освоении новой технологии.
В этой связи с точки зрения менеджмента, в частности оценки сложившейся ситуации и принятия решений, важно рассматривать техническую отдачу и денежную отдачу НИОКР раздельно. При этом необходимо получить информацию о каждой из этих составляющих (табл. 3.4).
Разделение уровня отдачи НИОКР на две составляющие помогает инженерам-разработчикам и специалистам по маркетингу получить ясное представление о том, что они должны знать и показать потенциальным потребителям. Более того, такой подход позволяет определить, что одни компании делают правильно, а другие - неверно.
Таким образом, крайне важно, чтобы отдача от НИОКР была положительной. Это возможно лишь в том случае, если и техническая, и денежная отдачи НИОКР положительные. Однако в практической деятельности эти составляющие могут равняться нулю (или даже быть отрицательными).
Нулевая техническая отдача свидетельствует о том, что фирма не добилась никакого технического прогресса за счет своих вложений в исследования. Отрицательная техническая отдача происходит в тех случаях, когда фирма пытается улучшить одно из качеств продукции за счет ухудшения других. В результате новый товар по сравнению с прежним не становится более привлекательным для покупателя.
Нулевая и отрицательная денежные отдачи НИОКР бывают тогда, когда технический прогресс не обеспечивает прибыли. Более качественный товар приносит меньше дохода, чем его предшественник. Это происходит в тех случаях, когда на рынке оказывается избыток новых совершенных товаров: цены снижаются, а покупатели имеют возможность
широкого выбора. Известен вариант получения нулевой отдачи НИОКР при высокой технической отдаче, но отрицательной денежной (пример ).
Пример
Научно-исследовательские разработки (НИР), не имеющие экономической отдачи
Производители стирального порошка произвели огромные вложения в разработку дорогостоящих средств усиления оптической яркости материалов после стирки. Она замерялась лабораторными приборами, но для невооруженного глаза не была столь очевидна. Поскольку вложения в увеличение яркости выстиранной одежды не обеспечивали таких улучшений, за которые покупатель согласился бы платить, денежная
отдача НИР оказалась нулевой. Если учесть, что добавление средств, увеличивающих яркость, в стиральные порошки повышало стоимость их производства, то результаты
НИР могли бы быть и отрицательными. Опасна и другая ситуация, когда денежная отдача высока, а техническая равна нулю. Это происходит при исчерпании возможностей технологии. Денежная отдача может прекратиться в любой момент при появлении на рынке конкурента с продуктом, произведенным с использованием новой технологии.
Как видно, вложения в развитие технологий, пределы которых практически исчерпаны, ошибочны. Точно так же нецелесообразны вложения на уровне предприятия в технологии, имеющие огромный технический потенциал, но которые неспособны заинтересовать потребителей. Необходимы варианты, когда и техническая, и денежная отдачи НИР положительны. Проблема управления технологическими разрывами (перехода на
новую технологию) усложняется вследствие следующих факторов: новые технологии могут появиться в других (не смежных) отраслях и оценка возможности их применения требует специальных знаний, привлечения технических специалистов широкого профиля
на качественно новом уровне должен проводиться маркетинг новых технологий и продуктов;. трансферт технологий становится для современных организаций одной из равноправных сфер бизнеса и требует специальных знаний
и выработки функциональных стратегий по развитию и использованию интеллектуальных ресурсов фирмы.
Пример
Новые технологии
Телефонная компания Bell не смогла оценить реальную ценность созданного ее учеными крупного изобретения - транзистора. И хотя телефонная компания использовала изобретение в своей работе, основное применение транзисторам нашлось в других отраслях, связанных с электроникой. В то же время технологии, коренным образом изменившие телефонную связь, - цифровые системы и стекловолокно - появились в отраслях, не связанных с телефонной связью.
В настоящее время, когда период смены технологии в машиностроении составляет в среднем пять лет, в автомобилестроении - три года, в электронной промышленности - полгода, проблемы совершенствования существующей технологии (использование ее потенциала) и разработка новой не разделены во времени, а существуют параллельно.
Проблема состоит и в том, что в действительности «быстрый переход» обеспечить невозможно: новая технология требует высвобождения производственных площадей, переподготовки персонала, создания запасов сырья и т. д.
Когда новая технология начинает оказывать ощутимое влияние на рынок, темп изменений выдерживают только предприятия, своевременно осознавшие неизбежность технологического разрыва и подготовленные к нему. Эти предприятия (их называют «наступающими») используют технологический разрыв, реально оценив перспективность технологических изменений и существующего бизнеса, для подавления действующих лидеров рынка, обладающих большим капиталом, высокой технической квалификацией персонала и лучшим знанием покупателя.
Примером служат такие отрасли, как производство расфасованных продуктов питания, компьютеров, когда лидер в технологии одного поколения проигрывал молодой и меньшей по размеру компании, которая использовала технологию следующего поколения для «наступления» на рынок. Это положение характерно и для отраслей, где барьеры
входа в отрасль невысоки и новая фирма с новой технологией быстро выходит в лидеры.
Управление технологическими разрывами предполагает знание:
- ключевых факторов заинтересованности покупателей по каждой группе товаров;
- взаимосвязи покупательских факторов с главными параметрами новой продукции и процесса;
- уровня использования технического потенциала в главных технологиях;
- прямых и косвенных конкурентов;
- пределов возможностей конкурентов, наличия путей их обхода и своих пределов технологии;
- технической отдачи НИОКР;
- экономических последствий внедрения новых технологий как собственной организацией, так и конкурентами;
- технологии, наиболее уязвимой к атаке конкурентов.
Кроме этого, на каждом предприятии должны быть разработаны программы или планы реакции фирмы на предполагаемую атаку конкурента, налажен эффективный обмен информацией и идеями между различными службами предприятия и повышена роль главного технолога.