Технологические уклады в экономике.
Технологические уклады в экономике.
Современные инновационные теории объясняют чередование циклов деловой активности сменой технологических укладов в общественном производстве.
«Уклад» это установившийся порядок организации какой-либо системы, для технологического уклада характерно наличие единого технического уровня производительных сил и общего научного потенциала.
Технологический уклад − это совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресса.
Впервые термин «технологический уклад» был предложен в 1986 году советскими экономистами Д. С. Львовым и С. Ю. Глазьевым в статье «Теоретические и прикладные аспекты управления НТП».
Комплекс базисных совокупностей технологически сопряжённых производств образует ядро технологического уклада. Технологические нововведения, определяющие формирование ядра технологического уклада, получили название «ключевой фактор». Отрасли, интенсивно использующие ключевой фактор и играющие ведущую роль в распространении нового технологического уклада, являются несущими отраслями
Считается, что в мире пройдены 5 технологических укладов, в настоящий момент наступает Шестой техноуклад. Российские исследователи В. Е. Лепский и И. А. Прохоров пытаются также спрогнозировать основные черты Седьмого технологического уклада.
Номер уклада | Содержание | Начало | Знаковое начальное событие |
I | Начало Первой промышленной революции | 1772 год | Создание Ричардом Аркрайтом прядильной машины «Water frame» и строительство им текстильной фабрики в Кромфорде. |
II | Эпоха пара | 1825 год | Паровоз Locomotion № 1, строительство железной дороги Стоктон - Дарлингтон. |
III | Эпоха стали (Вторая промышленная революция) | 1875 год | Изобретение бессемеровского процесса, создание на базе конвертера Бессемера завода Edgar Thomson Steel Works в Питтсбурге. |
IV | Эпоха нефти | 1908 год | Внедрение на предприятиях Форда ленточного конвейера, начало выпуска автомобиля Ford Model T. |
V | Эпоха компьютеров и телекоммуникаций (Научно-техническая революция) | 1971 год | Первое употребление названия «Силиконовая долина», появление первого микропроцессора Intel 4004. |
VI | Нанотехнологии | 2011 год(?) | |
VII | Эпоха когнитивных технологий (?) | 2060 год(?) |
Первый технологический уклад (1770- 1830)[
· структура уклада: 1770 год − начало развития технологии, с 1790 года − период широкого распространения, с 1830 года - конец фазы быстрого роста (кризисы перепроизводства 1820−1840 годов - биржевая паника 1825 года (англ.)русск., биржевая паника 1837 года (англ.)русск.);
· сопутствующий К-цикл: начало − 1780-е годы, пик 1810- 1817 годы, завершение 1844- 1851 годы[14];
· распределение крупнейших компаний США по дате возникновения: начало фазы роста − 1806 год, пик 1813 год, дно 1820 год[15].
Ключевой фактор I техноуклада − прядильные машины, ядро уклада − текстильная промышленность. В чём новизна данного технологического уклада: механизация труда, создание поточного производства. Страны-лидеры: Великобритания, Франция, Бельгия[16].
Второй технологический уклад (1830- 1880)
· структура уклада: 1830 год − начало развития технологии, с 1847 года − период широкого распространения, с 1880 года − конец фазы быстрого роста (Долгая депрессия 1873- 1879 годов);
· сопутствующий К-цикл: начало − 1844−1851 годы, пик 1870- 1875 годы, завершение 1890- 1896 годы;
· распределение крупнейших компаний США по дате возникновения: начало фазы роста - 1827 год, пик № 1 − 1834 год, пик № 2 − 1848 год, дно 1855 год.
Ключевой фактор II техноуклада − паровая машина, ядро уклада − паровое судоходство, угледобыча, железные дороги. Страны-лидеры: Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, США.
Пример
Научно-исследовательские разработки (НИР), не имеющие экономической отдачи
Производители стирального порошка произвели огромные вложения в разработку дорогостоящих средств усиления оптической яркости материалов после стирки. Она замерялась лабораторными приборами, но для невооруженного глаза не была столь очевидна. Поскольку вложения в увеличение яркости выстиранной одежды не обеспечивали таких улучшений, за которые покупатель согласился бы платить, денежная
отдача НИР оказалась нулевой. Если учесть, что добавление средств, увеличивающих яркость, в стиральные порошки повышало стоимость их производства, то результаты
НИР могли бы быть и отрицательными. Опасна и другая ситуация, когда денежная отдача высока, а техническая равна нулю. Это происходит при исчерпании возможностей технологии. Денежная отдача может прекратиться в любой момент при появлении на рынке конкурента с продуктом, произведенным с использованием новой технологии.
Как видно, вложения в развитие технологий, пределы которых практически исчерпаны, ошибочны. Точно так же нецелесообразны вложения на уровне предприятия в технологии, имеющие огромный технический потенциал, но которые неспособны заинтересовать потребителей. Необходимы варианты, когда и техническая, и денежная отдачи НИР положительны. Проблема управления технологическими разрывами (перехода на
новую технологию) усложняется вследствие следующих факторов: новые технологии могут появиться в других (не смежных) отраслях и оценка возможности их применения требует специальных знаний, привлечения технических специалистов широкого профиля
на качественно новом уровне должен проводиться маркетинг новых технологий и продуктов;. трансферт технологий становится для современных организаций одной из равноправных сфер бизнеса и требует специальных знаний
и выработки функциональных стратегий по развитию и использованию интеллектуальных ресурсов фирмы.
Пример
Новые технологии
Телефонная компания Bell не смогла оценить реальную ценность созданного ее учеными крупного изобретения - транзистора. И хотя телефонная компания использовала изобретение в своей работе, основное применение транзисторам нашлось в других отраслях, связанных с электроникой. В то же время технологии, коренным образом изменившие телефонную связь, - цифровые системы и стекловолокно - появились в отраслях, не связанных с телефонной связью.
В настоящее время, когда период смены технологии в машиностроении составляет в среднем пять лет, в автомобилестроении - три года, в электронной промышленности - полгода, проблемы совершенствования существующей технологии (использование ее потенциала) и разработка новой не разделены во времени, а существуют параллельно.
Проблема состоит и в том, что в действительности «быстрый переход» обеспечить невозможно: новая технология требует высвобождения производственных площадей, переподготовки персонала, создания запасов сырья и т. д.
Когда новая технология начинает оказывать ощутимое влияние на рынок, темп изменений выдерживают только предприятия, своевременно осознавшие неизбежность технологического разрыва и подготовленные к нему. Эти предприятия (их называют «наступающими») используют технологический разрыв, реально оценив перспективность технологических изменений и существующего бизнеса, для подавления действующих лидеров рынка, обладающих большим капиталом, высокой технической квалификацией персонала и лучшим знанием покупателя.
Примером служат такие отрасли, как производство расфасованных продуктов питания, компьютеров, когда лидер в технологии одного поколения проигрывал молодой и меньшей по размеру компании, которая использовала технологию следующего поколения для «наступления» на рынок. Это положение характерно и для отраслей, где барьеры
входа в отрасль невысоки и новая фирма с новой технологией быстро выходит в лидеры.
Управление технологическими разрывами предполагает знание:
- ключевых факторов заинтересованности покупателей по каждой группе товаров;
- взаимосвязи покупательских факторов с главными параметрами новой продукции и процесса;
- уровня использования технического потенциала в главных технологиях;
- прямых и косвенных конкурентов;
- пределов возможностей конкурентов, наличия путей их обхода и своих пределов технологии;
- технической отдачи НИОКР;
- экономических последствий внедрения новых технологий как собственной организацией, так и конкурентами;
- технологии, наиболее уязвимой к атаке конкурентов.
Кроме этого, на каждом предприятии должны быть разработаны программы или планы реакции фирмы на предполагаемую атаку конкурента, налажен эффективный обмен информацией и идеями между различными службами предприятия и повышена роль главного технолога.
Варианты систем и каналов массового обслуживания.
Полная и ограниченная доступность.Обслуживающие каналы могут быть доступны любому требованию, ожидающему в системе (полнодоступная система), или могут быть доступны только некоторым из них. Другие требования задерживаются и вынуждены ожидать до тех пор, пока канал, который производит требуемое обслуживание, не станет доступным. В системах телефонной связи наличие незанятого соединения зависит от того, может ли незанятый вход в следующую линию сочетаться с любым незанятым выходом. Сама идея полной доступности связана с необходимостью в целях экономии допустить все возможные сочетания. Это особенно важно для вызовов при дальней связи, когда они должны проходить более чем через один коммутатор.
Способ обслуживания, или дисциплина очереди.Выбор из очереди на обслуживание и распределение клиентов по каналам может производиться в порядке прибытия, случайным образом, или же за клиентом может быть закреплен приоритет (при этом могут допускаться ошибки, когда вначале неясно, за кем закреплен приоритет, или когда закрепление приоритета может меняться с течением времени). И, наконец, выбор клиентов на обслуживание может производиться по принципу "прибыл последним - обслужен первым". Обычно допускается, что как только освобождается канал, способный производить обслуживание ожидающего требования, оно немедленно, без потери времени поступает на обслуживание.
Объединение очередей.Существуют различные способы объединения очередей. При этом достигается некоторое сокращение среднего времени ожидания, особенно когда велик разброс времени ожидания у обслуживающего устройства, перед которым образуется отдельная очередь.
Обслуживающие устройства с последовательными и параллельными каналами. Обслуживающее устройство может состоять из нескольких параллельных каналов; при этом некоторые из них могут соединяться последовательно с другими каналами или же несколько параллельных каналов могут вести к нескольким последовательным каналам. В системе с последовательными каналами очередь может разрешаться перед каждым каналом или только перед некоторыми из них. В магазине самообслуживания прибывший клиент обслуживает себя сразу же после прибытия, и, таким образом, число каналов обслуживания меняется в зависимости от числа клиентов (хотя число кассовых аппаратов остается неизменным). Все клиенты выстраиваются в очередь у касс для вторичного обслуживания. При обслуживании различных категорий клиентов канал может иметь различное распределение времени обслуживания. Когда очередь отсутствует, свободные обслуживающие устройства могут выполнять другие задания; например, при ремонте машин в этом случае выполняются вспомогательные работы. Часто это зависит от требуемого объема обслуживания, пропускной способности обслуживающего устройства и размеров очереди. Сам канал обслуживания может перемещаться, как, например, лента конвейера с устройством, производящим обработку деталей, установленных на ленте.
Специализированные обслуживающие каналы.Некоторые обслуживающие каналы могут специализироваться, в то время как другие каналы остаются общими, как это имеет место, например, при обслуживании пассажиров в аэропорту, где у некоторых окон производится обслуживание только тех пассажиров, чье время отлета находится в заданном интервале. Потребность прибывшего клиента в специальном обслуживании может изменяться в зависимости от длительности промежутка времени между моментом прибытия его и моментом отправления самолета. Параллельные каналы могут соединяться вместе для выполнения нескольких видов обслуживания. Клиенты могут возвращаться в очередь для дополнительного обслуживания, образуя таким образом цикл.
Взаимодействие очередей. Две очереди могут воздействовать друг на друга, как это наблюдается в том случае, когда один узкий проезд на части шоссе должен использоваться автомобилями, движущимися в обоих направлениях. На одной из сторон проезда транспорт должен ожидать, чтобы пропустить автомобиль, движущийся навстречу. Если же прежде, чем этот автомобиль проедет, с той же стороны подойдут другие автомобили, то и они также будут пропущены, весьма вероятно, группами. Все это можно отнести и к Суэцкому каналу, хотя там в настоящее время дело обстоит иначе - суда проходят по расписанию.
5. Выходящий поток.Выходящий поток также может играть важную роль, особенно когда он сам образует входящий поток для другой очереди, последовательно соединенной с первой. Распределение входящего потока и распределение времени обслуживания могут зависеть друг от друга. Например, такая зависимость существует, когда обслуживание влияет на поток требований, и наоборот. Так, если несколько конкурирующих предприятий одинакового характера рассматривать как ряд параллельных каналов, то больший наплыв клиентов будет там, где производится экстренное или хотя бы более быстрое обслуживание.
62. Технологическая карта понятие, назначение и ее содержание
Технологические уклады в экономике.
Современные инновационные теории объясняют чередование циклов деловой активности сменой технологических укладов в общественном производстве.
«Уклад» это установившийся порядок организации какой-либо системы, для технологического уклада характерно наличие единого технического уровня производительных сил и общего научного потенциала.
Технологический уклад − это совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресса.
Впервые термин «технологический уклад» был предложен в 1986 году советскими экономистами Д. С. Львовым и С. Ю. Глазьевым в статье «Теоретические и прикладные аспекты управления НТП».
Комплекс базисных совокупностей технологически сопряжённых производств образует ядро технологического уклада. Технологические нововведения, определяющие формирование ядра технологического уклада, получили название «ключевой фактор». Отрасли, интенсивно использующие ключевой фактор и играющие ведущую роль в распространении нового технологического уклада, являются несущими отраслями
Считается, что в мире пройдены 5 технологических укладов, в настоящий момент наступает Шестой техноуклад. Российские исследователи В. Е. Лепский и И. А. Прохоров пытаются также спрогнозировать основные черты Седьмого технологического уклада.
Номер уклада | Содержание | Начало | Знаковое начальное событие |
I | Начало Первой промышленной революции | 1772 год | Создание Ричардом Аркрайтом прядильной машины «Water frame» и строительство им текстильной фабрики в Кромфорде. |
II | Эпоха пара | 1825 год | Паровоз Locomotion № 1, строительство железной дороги Стоктон - Дарлингтон. |
III | Эпоха стали (Вторая промышленная революция) | 1875 год | Изобретение бессемеровского процесса, создание на базе конвертера Бессемера завода Edgar Thomson Steel Works в Питтсбурге. |
IV | Эпоха нефти | 1908 год | Внедрение на предприятиях Форда ленточного конвейера, начало выпуска автомобиля Ford Model T. |
V | Эпоха компьютеров и телекоммуникаций (Научно-техническая революция) | 1971 год | Первое употребление названия «Силиконовая долина», появление первого микропроцессора Intel 4004. |
VI | Нанотехнологии | 2011 год(?) | |
VII | Эпоха когнитивных технологий (?) | 2060 год(?) |
Первый технологический уклад (1770- 1830)[
· структура уклада: 1770 год − начало развития технологии, с 1790 года − период широкого распространения, с 1830 года - конец фазы быстрого роста (кризисы перепроизводства 1820−1840 годов - биржевая паника 1825 года (англ.)русск., биржевая паника 1837 года (англ.)русск.);
· сопутствующий К-цикл: начало − 1780-е годы, пик 1810- 1817 годы, завершение 1844- 1851 годы[14];
· распределение крупнейших компаний США по дате возникновения: начало фазы роста − 1806 год, пик 1813 год, дно 1820 год[15].
Ключевой фактор I техноуклада − прядильные машины, ядро уклада − текстильная промышленность. В чём новизна данного технологического уклада: механизация труда, создание поточного производства. Страны-лидеры: Великобритания, Франция, Бельгия[16].