Виды упражнений в равновесии и опорных прыжков
Виды упражнений в равновесии:
К упражнениям на месте относятся: различные стойки на носках, на пятках, на одной ноге; движения руками, ногами, туловищем на ограниченной опоре (например, различные повороты как на одной, так и на двух ногах, повороты прыжком, приседания на одной и двух ногах). Эти упражнения могут выполняться как на полу, так и на повышенной опоре. Сюда можно отнести положение в упоре на колене (коленях) с движением руками, переходы в положения седов с помощью и без помощи рук. На повышенной опоре, кроме того, можно выполнять всевозможные переходы из более низкого положения в более высокое и наоборот.
К упражнениям в движении относятся: все разновидности ходьбы, передвижения бегом и танцевальными шагами. Большую часть упражнений этой группы составляет ходьба с дополнительными движениями руками и туловищем, с остановками, наклонами, поворотами и т.п.
Особую ценность представляют упражнения в ходьбе с преодолением препятствий, переноской груза, с расхождением вдвоём и передвижением в смешанной опоре. Препятствием при упражнении в равновесии на бревне могут быть скакалки, палки (для перешагивания или подлезания), набивные мячи (для перешагивания через них) и т.д.
В качестве груза для переноски используются набивные мячи. В хорошо подготовленных группах можно переносить товарища.
Существует два основных способа расхождения вдвоём на повышенной опоре:
1. Один из партнёров принимает положение упора присев или положение лёжа на животе поперёк бревна, а второй перешагивает через него; далее каждый продолжает движение в своём направлении. Это наиболее простой и доступный способ.
2. Партнёры при встрече берут друг друга за плечи, выставляют правую ногу вперёд носком наружу до касания внутренними сторонами стоп и, поддерживая друг друга, делают поворот направо на выставленной вперёд ноге, шагая левой ногой вперёд. Этот способ сложен и требует предварительного изучения на полу.
Упражнения с передвижением в смешанной опоре могут представлять собой передвижения в упоре на коленях, в упоре присев, сидя на бревне ноги врозь с опорой руками, передвижения в сторону в упоре.
Прыжковые упражнения, применяемые на уроках гимнастики, делятся на простые и опорные прыжки.
В первую группу входят: прыжки на месте на двух и одной с различными движениями рук, хлопками, с поворотом; прыжки в высоту и длину с места и с разбега; прыжки в глубину, прыжки в «окно»; прыжки с короткой и длинной скакалкой и т. п.
Ко второй группе относятся прыжки с опорой о снаряд руками (через козла, коня, плинт).
Методика обучения упражнений в равновесии и опорных прыжков со I по XI классы
I КЛАСС ( упражнения в равновесии)
Учащиеся I класса должны освоить стойку на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьбу по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90°; ходьбу по рейке гимнастической скамейки.
Для разучивания этих упражнений можно давать следующие задания:
1. Ходьба на носках, руки в стороны — стойка на носках, руки вверх — ходьба на носках, руки за голову. Задание выполнять на полу по начерченным линиям одновременно в 6-7 колоннах.
2. Ходьба по гимнастической скамейке с носка — шаг правой, левую согнуть вперед — шаг левой, правую согнуть вперед, руки на пояс. Выполнять одновременно на нескольких параллельно поставленных скамейках фронтально-поточным способом.
3. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные мячи, равномерно разложенные на ней, с различными положениями рук.
4. Ходьба по скамейке — поворот переступанием налево — поворот переступанием направо — ходьба на носках до конца скамейки и соскок в глубину толчком двух. На место приземления положить гимнастический мат.
II КЛАСС
Программой предусматривается освоение следующих упражнений: стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках на рейке гимнастической скамейки.
В этом случае можно выполнить такие задания:
1. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами, стоя на гимнастической скамейке.
2. Ходьба с мячом на голове.
3. Стойка на одной ноге поперек рейки гимнастической скамейки, другую ногу вперед (назад, в сторону).
4. Ходьба по гимнастической скамейке с высоким подниманием бедра с одновременным хлопком под ногой — из стойки на носках поворот кругом переступанием с различными положениями рук.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока
Стоя на правой, левая назад (до 30°), руки в стороны, глаза закрыты (5 с) — открыв глаза, передвижение на носках до середины бревна — останавливаясь, поворот кругом переступаниями — стойка на левой, правую вперед — приставить правую и поворот кругом на носках, руки в стороны — передвижение до конца бревна и соскок в глубину в обруч, лежащий на полу, с удержанием равновесия. Вначале комбинацию разучить на полу, затем на скамейке, рейке скамейки и бревне высотой 60 см.
III КЛАСС
Учащиеся IIIкласса начинают выполнять упражнения на бревне высотой от 80 см до 1 м. Основные упражнения, которыми они должны овладеть; ходьба приставными шагами; повороты на носках и одной ноге; приседание и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед.
Для освоения этих упражнений можно давать следующие задания:
1. Ходьба приставными шагами по скамейкам и рейке скамейки.
2. Ходьба приставными шагами влево и вправо по рейке гимнастической скамейки.
3. Ходьба по бревну на носках, поворот кругом на носках, переход в упор присев и встать.
4. Из упора присев на бревне, опираясь на руки, перейти в сед на бедре и соскок в сторону, опираясь руками.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка ноги врозь правой, руки в стороны.
Шагом левой опуститься на правое колено, руки вверх — выпрямляясь, два приставных шага с левой ноги — два приставных шага с правой ноги, руки в стороны — шагом левой поворот на носках кругом, руки дугами книзу-вверх — махом левой поворот кругом в стойку на правой, левая сзади на носке — 3-4 шага на носках и упор присев — опираясь на руки, сесть на правое бедро, руки в стороны — с опорой левой сзади соскок с поворотом кругом.
IV КЛАСС
Учащихся IV класса обучают следующим упражнениям: ходьбе по бревну большими шагами и выпадами; ходьбе на носках; поворотам прыжками на 90 °, 180°; опусканию в упор, упору стоя на колене.
Рекомендуется следующая последовательность упражнений:
1. Ходьба переменными шагами и соскок с конца бревна в глубину.
2. Ходьба по бревну большими шагами и опускание в стойку на правом (левом) колене — встать и поворот прыжком на 90° — соскок в глубину.
3. Ходьба выпадами и основная стойка — поворот кругом прыжком — ходьба на носках и соскок в глубину.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка на левой, правую назад (до 45°), руки вверх.
Три-четыре быстрых шага на носках, руки в стороны и выпад правой — выпрямляясь, поворот кругом в выпад на левой — приставляя правую сзади, прыжок с поворотом кругом — два приставных шага с правой ноги, руки дугами книзу-вперед — шагом левой равновесие (до 60°) — опускание на правое колено, упор стоя на правом колене, левую назад — опуститься в сед на правое бедро, руки в стороны — с опорой руками спереди соскок с поворотом лицом к бревну.
V КЛАСС
Начиная с V класса, Комплексной программой не предусмотрены специальные упражнения на равновесие. Однако, учитывая то, что девушкам, оканчивающим основную и среднюю школу, дается возможность выбирать комбинацию на брусьях р/в или бревне для выполнения требований госстандарта, предлагаем примерные упражнения для учащихся V-XI классов.
С девочками V класса целесообразно совершенствовать ранее освоенные элементы в небольших учебных комбинациях.
1. И. п. — стойка поперек, правая перед левой, руки на пояс. 1-2 — переменный шаг с левой, правая вперед; 3-4 — переменный шаг с правой, левая вперед, руки в стороны; 5-6 — переменный шаг с левой, правая вперед, руки вверх; 7-8 — шаг правой, дугами внутрь руки в стороны, левая назад.
2. И.п. — стойка продольно (вдвоем, втроем), взявшись за руки, на одном из концов бревна. 1 — приставными шагами дойти до другого конца бревна; 2 — повернуться налево (направо); 3 — переменными шагами вернуться обратно; 4 — повернуться направо (налево) в стойку продольно ноги врозь; 5 -приставить левую (правую); 6 — полуприсед с наклоном туловища вперед, руки назад-вниз (старт пловца); 7 — соскок прогибаясь, руки вперед — в стороны-вверх; 8 — приземление, опуская руки, принять о. с.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка правая перед левой, руки вверх.
1. Два приставных шага с левой ноги — 1,0 балла.
2. Два приставных шага с правой ноги — 1,0 балла.
3. Шаг правой и поворот налево кругом, руки в стороны — 2,0 балла.
4. Шаг правой и, приставляя левую, поворот налево кругом
на носках, руки вниз — 2,0 балла.
5. Упор присев — 1,5 балла.
6. Соскок прогибаясь вправо — 2,5 балла.
VI КЛАСС
Для девочек VI класса можно рекомендовать следующие упражнения.
1. И. п. — стойка продольно.
1 — скрестный шаг правой влево; 2 — поворот налево кругом; 3 — скрестный шаг левой вправо; 4 — поворот направо кругом; 5 — скрестный шаг правой влево назад (левая перед правой); 6 — поворот направо кругом; 7 — скрестный шаг левой вправо назад (правая перед левой); 8 — поворот налево кругом.
2. И. п. — стойка правая перед левой, руки в стороны.
1 — махом левую вперед, руки вниз с хлопком под бедром левой ноги; 2 — шаг левой, руки в стороны; 3-4 — повторить счет 1-2 с другой ноги; 5 — поворот налево на 270° в стойку скрестно продольно; 6 — приставляя левую, стойка продольно и «старт пловца»; 7 — соскок прогибаясь, приземляясь, встать в о. с.