Определение упражнений в равновесии и опорных прыжков
СЕМИНАР № 3
«Методика обучения упражнениям в равновесии
И опорным прыжкам СОШ»
Рыбинск
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение упражнений в равновесии и опорных прыжков
2. Значение упражнений в равновесии и опорных прыжков
3. Виды упражнений в равновесии и опорных прыжков
4. Методика обучения упражнений в равновесии и опорных прыжков со I по XI классы
Определение упражнений в равновесии и опорных прыжков
Опорные прыжкивходят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по опорному прыжку, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.
При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический конь или специальный снаряд). В ходе прыжка спортсмен совершает дополнительные акробатические элементы в воздухе (сальто, пируэты, вращения и др.). Выступление оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Особое внимание уделяется качеству приземления, падение при приземлении или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению итоговой оценки.
По правилам ФИС — Федерации гимнастики — высота снаряда — 135 см от поверхности пола. Приблизительная длина дорожки разбега — 25 метров, ширина — 1 метр. Высота пружинящего мостика — 20 см.
В соревнованиях командного первенства и многоборья гимнасты исполняют один прыжок. Если гимнаст рассчитывает на попадание в Финал по опорному прыжку — он должен показать в квалификации два прыжка из различных структурных групп. Финал в отдельном виде — Опорном прыжке, также требует от гимнаста выполнения двух разных прыжков. Суммарная оценка гимнаста — полусумма первого и второго прыжка.
Упражнения в равновесии.Необходимым условием для сохранения равновесия является расположение общего центра тяжести (о.ц.т.) над площадью опоры. Чем больше площадь опоры и ниже центр тяжести, тем устойчивее равновесие.
Упражнения в равновесии играют значительную роль в формировании осанки благодаря тому, что значительно повышают тонус мышц спины и туловища в целом.
Упражнения в равновесии выполняются на полу и на повышенной опоре (гимнастической скамейке, бревне), на месте и в движении. В гимнастике специальные упражнения в равновесии в большинстве случаев выполняются на повышенной опоре.
Методика обучения. При обучении упражнениям в равновесии применяется целостный метод. Прежде чем перейти к упражнениям на повышенной опоре, их следует освоить на полу.Усложнять упражнения в равновесии можно путём изменения:
а) площади опоры (на носках, на пятках, на одной ноге и т.д.);
б) положения головы или туловища (повороты, наклоны с открытыми и с закрытыми глазами);
в) положения рук (за головой, вверху, впереди и т.д.);
г) способов передвижения (ходьба, танцевальные шаги, прыжки, бег);
д) направления движения (вперёд, назад, в сторону);
е) снаряда (гимнастический ковёр, гимнастическая скамейка, качающееся бревно);
ж) высоты снаряда;
з) темпа выполнения упражнений;
и) угла наклона снаряда.
Упражнения в равновесии можно сочетать с преодолением препятствий и переноской груза.
II КЛАСС
Программой предусматривается освоение следующих упражнений: стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках на рейке гимнастической скамейки.
В этом случае можно выполнить такие задания:
1. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами, стоя на гимнастической скамейке.
2. Ходьба с мячом на голове.
3. Стойка на одной ноге поперек рейки гимнастической скамейки, другую ногу вперед (назад, в сторону).
4. Ходьба по гимнастической скамейке с высоким подниманием бедра с одновременным хлопком под ногой — из стойки на носках поворот кругом переступанием с различными положениями рук.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока
Стоя на правой, левая назад (до 30°), руки в стороны, глаза закрыты (5 с) — открыв глаза, передвижение на носках до середины бревна — останавливаясь, поворот кругом переступаниями — стойка на левой, правую вперед — приставить правую и поворот кругом на носках, руки в стороны — передвижение до конца бревна и соскок в глубину в обруч, лежащий на полу, с удержанием равновесия. Вначале комбинацию разучить на полу, затем на скамейке, рейке скамейки и бревне высотой 60 см.
III КЛАСС
Учащиеся IIIкласса начинают выполнять упражнения на бревне высотой от 80 см до 1 м. Основные упражнения, которыми они должны овладеть; ходьба приставными шагами; повороты на носках и одной ноге; приседание и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед.
Для освоения этих упражнений можно давать следующие задания:
1. Ходьба приставными шагами по скамейкам и рейке скамейки.
2. Ходьба приставными шагами влево и вправо по рейке гимнастической скамейки.
3. Ходьба по бревну на носках, поворот кругом на носках, переход в упор присев и встать.
4. Из упора присев на бревне, опираясь на руки, перейти в сед на бедре и соскок в сторону, опираясь руками.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка ноги врозь правой, руки в стороны.
Шагом левой опуститься на правое колено, руки вверх — выпрямляясь, два приставных шага с левой ноги — два приставных шага с правой ноги, руки в стороны — шагом левой поворот на носках кругом, руки дугами книзу-вверх — махом левой поворот кругом в стойку на правой, левая сзади на носке — 3-4 шага на носках и упор присев — опираясь на руки, сесть на правое бедро, руки в стороны — с опорой левой сзади соскок с поворотом кругом.
IV КЛАСС
Учащихся IV класса обучают следующим упражнениям: ходьбе по бревну большими шагами и выпадами; ходьбе на носках; поворотам прыжками на 90 °, 180°; опусканию в упор, упору стоя на колене.
Рекомендуется следующая последовательность упражнений:
1. Ходьба переменными шагами и соскок с конца бревна в глубину.
2. Ходьба по бревну большими шагами и опускание в стойку на правом (левом) колене — встать и поворот прыжком на 90° — соскок в глубину.
3. Ходьба выпадами и основная стойка — поворот кругом прыжком — ходьба на носках и соскок в глубину.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка на левой, правую назад (до 45°), руки вверх.
Три-четыре быстрых шага на носках, руки в стороны и выпад правой — выпрямляясь, поворот кругом в выпад на левой — приставляя правую сзади, прыжок с поворотом кругом — два приставных шага с правой ноги, руки дугами книзу-вперед — шагом левой равновесие (до 60°) — опускание на правое колено, упор стоя на правом колене, левую назад — опуститься в сед на правое бедро, руки в стороны — с опорой руками спереди соскок с поворотом лицом к бревну.
V КЛАСС
Начиная с V класса, Комплексной программой не предусмотрены специальные упражнения на равновесие. Однако, учитывая то, что девушкам, оканчивающим основную и среднюю школу, дается возможность выбирать комбинацию на брусьях р/в или бревне для выполнения требований госстандарта, предлагаем примерные упражнения для учащихся V-XI классов.
С девочками V класса целесообразно совершенствовать ранее освоенные элементы в небольших учебных комбинациях.
1. И. п. — стойка поперек, правая перед левой, руки на пояс. 1-2 — переменный шаг с левой, правая вперед; 3-4 — переменный шаг с правой, левая вперед, руки в стороны; 5-6 — переменный шаг с левой, правая вперед, руки вверх; 7-8 — шаг правой, дугами внутрь руки в стороны, левая назад.
2. И.п. — стойка продольно (вдвоем, втроем), взявшись за руки, на одном из концов бревна. 1 — приставными шагами дойти до другого конца бревна; 2 — повернуться налево (направо); 3 — переменными шагами вернуться обратно; 4 — повернуться направо (налево) в стойку продольно ноги врозь; 5 -приставить левую (правую); 6 — полуприсед с наклоном туловища вперед, руки назад-вниз (старт пловца); 7 — соскок прогибаясь, руки вперед — в стороны-вверх; 8 — приземление, опуская руки, принять о. с.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка правая перед левой, руки вверх.
1. Два приставных шага с левой ноги — 1,0 балла.
2. Два приставных шага с правой ноги — 1,0 балла.
3. Шаг правой и поворот налево кругом, руки в стороны — 2,0 балла.
4. Шаг правой и, приставляя левую, поворот налево кругом
на носках, руки вниз — 2,0 балла.
5. Упор присев — 1,5 балла.
6. Соскок прогибаясь вправо — 2,5 балла.
VI КЛАСС
Для девочек VI класса можно рекомендовать следующие упражнения.
1. И. п. — стойка продольно.
1 — скрестный шаг правой влево; 2 — поворот налево кругом; 3 — скрестный шаг левой вправо; 4 — поворот направо кругом; 5 — скрестный шаг правой влево назад (левая перед правой); 6 — поворот направо кругом; 7 — скрестный шаг левой вправо назад (правая перед левой); 8 — поворот налево кругом.
2. И. п. — стойка правая перед левой, руки в стороны.
1 — махом левую вперед, руки вниз с хлопком под бедром левой ноги; 2 — шаг левой, руки в стороны; 3-4 — повторить счет 1-2 с другой ноги; 5 — поворот налево на 270° в стойку скрестно продольно; 6 — приставляя левую, стойка продольно и «старт пловца»; 7 — соскок прогибаясь, приземляясь, встать в о. с.
VII КЛАСС
С учащимися VIIкласса можно выполнять следующие упражнения:
1. Расхождение вдвоем при встрече.
2. И. п. — стойка поперек на носках, правая перед левой, руки в стороны.
1 — четыре быстрых шага на носках, руки на пояс (стойка поперек, правая перед левой); 2 — шагом левой поворот направо на 360° на носках и выпад на левой, руки в стороны; 3 — упор присев на левой; 4 — разгибая левую, встать на ней и мах правой вперед, руки назад; 5 — правую назад на носок, дугами книзу руки вверх; 6 — поворот направо кругом, руки в стороны; 7 — два прыжка на левой с продвижением вперед, руки на пояс; 8 — то же на правой; 9 — приставить левую и, дойдя до конца бревна, принять о. с, руки дугами вперед-вверх-назад и «старт пловца»; 10 — соскок прогибаясь с конца бревна со взмахом рук вверх-в стороны.
VIII КЛАСС
И.п. — стойка продольно перед бревном у правого конца.
1 — с разбега толчком двумя упор стоя на левом колене, правую в сторону на носок; 2 — сгибая правую, ставя ее возле правой кисти, встать в стойку ноги врозь продольно, руки в стороны и поворот налево в стойку поперек, правую сзади на носок, руки на пояс; 3 — шаг правой, полуприседая на ней, и с кругом правой назад; 4 — шаг левой, полуприседая, с кругом левой назад; 5 — шаг правой и прыжок на ней, дугами назад руки вверх-в стороны, левую назад; 6 — шаг левой и прыжок на ней, дугами книзу-вперед руки вверх-в стороны, правую назад; 7 — шагом правой поворот кругом на носках, руки дугами книзу-вверх и в стороны, переменными шагами дойти до середины бревна и соскок в сторону толчком двух.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стоя под углом к бревну левым боком.
1. С косого разбега толчком двух вскок в упор присев,
левая спереди — 2,0 балла.
2. Встать, руки в стороны — 0,5 балла.
3. Шаг польки с левой, руки на пояс — 1,5 балла.
4. Шаг правой вперед и, приставляя левую сзади, поворот налево кругом, руки вверх и в стороны — 1,0 балла
5. Шаг правой и мах левой вперед — 1,0 балла.
6. Шаг левой и мах правой вперед — 1,0 балла.
7. Выпад на правой, руки на пояс — 0,5 балла.
8. Упор стоя на правом колене, левую назад — 1,0 балла.
9. Соскок махом левой назад в стойку правым
боком к бревну — 1,5 балла.
IX КЛАСС
С учащимися IX-XI классов необходимо совершенствовать ранее освоенные упражнения, давать задания на самостоятельное составление и выполнение своих комбинаций.
X КЛАСС
XI КЛАСС
Комбинация для контрольного урока и сдачи требований Госстандарта
И. п. — упор стоя продольно.
1. С прыжка упор, правую в сторону на носок, поворотом налево стойка на левом колене, правую назад и полушпагат, руки в стороны — 2,0 балла.
2. Через стойку на левом колене, махом правой вперед встать на правую, левую назад на носок, руки в стороны, «волна» руками — 1,0 балла.
3. Вальсовый шаг вперед с левой, круговое движение правой
книзу в лицевой плоскости — шаг правой, левую согнутую вперед, руки:
левую назад-вверх, правую вперед-книзу —1,0 балла.
4. Левую ногу назад и равновесие на правой,
руки в стороны — 2,0 балла.
5. Выпрямляясь, шаг левой вперед и стойка на носке, руки
дугами вперед-вверх-наружу и дугами наружу-вниз
—присесть, поворот кругом направо, встать на носки,
руки в стороны — 1,0 балла.
6. Два шага польки с правой, руки в стороны, шагом правой выпад, руки: левая вперед-книзу, правая вверх-назад, стойка на левом
колене, правую согнутую вперед — 1,0 балла.
7. Упор на левом колене, правую назад, соскок, прогнувшись, с опорой на руки, левым боком к бревну — 2,0 балла.
I – III КЛАСС (опорные прыжки)
При освоении опорных прыжков вначале рекомендуется обучить устойчивому приземлению, затем технике разбега, наскоку на мостик, толчку ногами о мостик, далее — технике полета до толчка руками и, наконец, толчку руками. Только после овладения этими действиями можно обучать отдельным опорным прыжкам.
Приземление
Техника выполнения.Приземление завершает прыжок и определяет его качество в целом. Приземлившись на носки напряженных и прямых ног, надо немедленно опуститься на всю стопу, самортизировать действие внешних сил за счет легкого сгибания ног. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки подняты вперед-наружу, туловище слегка наклонено вперед, голова прямо (рис. 103).
Разбег
Техника выполнения.Длина и скорость разбега зависят от характера прыжка, длины и высоты снаряда, от физической подготовленности занимающихся. Обычно для выполнения прямых прыжков {согнув ноги, ноги врозь) требуется большая длина и скорость, чем для выполнения боковых прыжков (боком, углом). Длина разбега у учащихся для выполнения опорных прыжков, предусмотренных комплексной программой, обычно не превышает 8-12 м, для выполнения боковых прыжков — 5-6 м. Разбег должен быть равномерно ускоренным, скорость его возрастает постепенно и достигает наибольшей величины перед предварительным толчком одной ногой.
IV КЛАСС
Учащиеся IV класса должны освоить вскок в упор стоя на коленях на горку матов, коня, козла на высоте 80-100 см и соскок махом руками вперед. Это упражнение является подводящим для освоения вскока в упор присев и соскока вперед прогибаясь (рис. 107).
Типичные ошибки.
1. Недостаточно энергичный взмах руками.
2. Недостаточный толчок ногами.
Страховка и помощь.Страховать, стоя спереди и несколько сбоку, в первой части помогать одной рукой под плечо, другой под живот, при соскоке одной рукой держать за руку, выше локтя, другой — под спину, способствуя взмаху руками.
V КЛАСС
В этом классе учащиеся осваивают одно из подводящих упражнений для обучения опорному прыжку согнув ноги, вскок в Упор присев и соскок прогибаясь с козла в ширину на высоте 80-100см.
Техника выполнения.После небольшого разбега и толчка с мостика, вытягивая руки вперед, поставить их на козла, подавая плечи вперед. Поднимая спину, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах и, подтянув их к груди, поставить на козла. Важно, чтобы ученики не задерживались в положении упора присев. Начинать отталкиваться руками надо в момент сгибания тела, когда ноги ставятся на козла, прямые руки уже должны подниматься вверх и доходить до уровня плеч. Продолжая это движение, ученик выпрямляется и отталкивается ногами (рис. 108).
Типичные ошибки.
1. Недостаточно активно поднимается спина в первой половине вскока.
2. Задержка в упоре присев.
3. Неполное разгибание в тазобедренных суставах или согнутые назад в коленях ноги в полете.
Страховка и помощь.Стоя сбоку и впереди снаряда, в момент прихода в упор присев помогать одной рукой под плечо, другой под живот, при приземлении под спину и руку.
VI КЛАСС
Основным опорным прыжком, которому обучают в этом классе, является прыжок ноги врозь через козла в ширину на высоте 100-110 см.
Техника выполнения./Прыжок через козла в этом классе выполняется без предварительного маха ногами назад. Поэтому мостик вначале обучения целесообразно ставить на расстоянии 30-40 см. После толчка ногами о мостик надо потянуться руками к опоре, поставить на нее руки, согнуться в тазобедренных суставах и развести ноги, при отталкивании разогнуться и выполнить приземление..Толчок руками должен заканчиваться к моменту прохождения плеч над руками. Разгибание туловища после толчка руками выполняется за счет поднимания плечевого пояса вверх, прогибания тела и поднимания головы (рис. 109).
Типичные ошибки.
1. Продолжительная опора руками и толчок под себя.
2. Нет разгибания в тазобедренных суставах в полете после толчка руками.
3. Разгибание туловища в тазобедренных суставах выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся назад, что может привести к заваливанию плеч назад.
VII КЛАСС
Начиная с VIIкласса, девочки и мальчики осваивают различные опорные прыжки. Девочки в этом классе продолжают совершенствовать опорный прыжок ноги врозь через козла в ширину высотой 105-110 см. Мальчики начинают осваивать опорный прыжок согнув ноги через козла в ширину на высоте 110-115см.
Прыжок согнув ноги через козла в ширину
Техника выполнения.Оттолкнувшись ногами о мостик, поставить руки на снаряд и начать сгибание в тазобедренных и коленных суставах, колени подтягиваются к груди. По окончании толчка руками тело энергично разгибается за счет поднимания плеч и рук и отведения ног вниз-назад. Перед приземлением надо снова немного согнуться в тазобедренных суставах, чтобы смягчить приземление (рис. 110).
Типичные ошибки.
1. Задержка рук на снаряде.
2. Нет разгибания тела после толчка руками.
3. Разгибание тела выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся вниз-назад.
Страховка и помощь.Стоять спереди-сбоку от места приземления, поддерживая двумя руками за плечо.
VIII КЛАСС
Вэтом классе мальчики осваивают прыжки согнув ноги через козла в длину (высота 110-115 см). Требования к технике выполнения, последовательности обучения, страховке и помощи такие же, как и при опорном прыжке согнув ноги через козла в ширину (VII класс). Девочки осваивают прыжок боком с поворотом на 90° через коня в ширину на высоте 110см.
Прыжок боком с поворотом на 90° через коня в ширину
Техника выполнения.Прыжок выполняется с небольшого разбега (8-10 м). Одновременно с толчком ногами о мостик, который ставится почти рядом с конем, надо опереться прямыми руками на коня и, поднимая тело, несколько согнутое в тазобедренных суставах, направить ноги в сторону. Поворачиваться над снарядом одновременно с разгибанием в тазобедренных суставах и отталкиванием рукой. Другую руку оставлять на опоре до приземления. Приземляться боком к снаряду (рис. 111).
Типичные ошибки.
1. Уход в сторону от опорной руки.
2. Низкое положение таза и ног над снарядом.
3. Сгибание тела во время поворота.
Страховка и помощь.Стоя со стороны опорной руки, одной рукой поддерживать под плечо, другой при необходимости под туловище.
IX КЛАСС
Мальчики продолжают совершенствовать прыжок согнув ноги, но уже через козла в длину на высоте 115 см. Девочки осваивают прыжок боком через коня в ширину на высоте 110см.
Прыжок боком через коня в ширину
Техника выполнения.Начало прыжка выполняется так же, как и при прыжке боком с поворотом на 90°. Однако в этом случае необходимо стараться, продолжая движение ног в сторону -вверх и передавая вес тела на опорную руку, разогнуться в тазобедренных суставах над плоскостью снаряда. Туловище горизонтально, свободная рука в сторону, голова прямо. Пройдя над плоскостью снаряда, оттолкнуться опорной рукой и приземлиться спиной к снаряду (рис. 112).
X-XIКЛАССЫ
Юноши старших классов осваивают опорный прыжок ноги врозь через коня в длину на высоте 115-120см (X класс) и 120-125см (XI класс), а девушки с косого разбега прыжок углом махом одной и толчком другой через коня на высоте 110см.
Типичные ошибки.
1. Сравнительно низкий замах (после толчка о мостик ноги не поднимаются выше тела коня).
2. Толчок руками под себя (вместо стопорящего толчка руками получается загребающий).
3. Нет разгибания тела в тазобедренных суставах в полете после толчка руками.
4. Разгибание в тазобедренных суставах осуществляется только за счет поднимания плеч, а ноги продолжают движение вперед, что приводит к заваливанию плеч назад в момент приземления.
5. Близкое приземление (менее чем 1,5м).
Страховка и помощь.Стоя сбоку у места приземления, держать за руку выше локтя, другой рукой при необходимости поддерживать под грудь. Вплоть до полного освоения прыжка страховку желательно осуществлять самому учителю.
С косого разбега махом одной, толчком другой прыжок углом через коня
Техника выполнения.Для этого прыжка мостик ставится сбоку от коня у ближнего края под небольшим углом (почти параллельно).
При прыжке углом вправо с небольшого разбега, делая мах правой ногой, опереться правой рукой о тело коня и оттолкнуться левой ногой о мостик. Над снарядом соединить ноги и поставить левую руку рядом с правой. После этого, отпуская правую руку и продолжая опираться левой, приземлиться левым боком к коню. При выполнении прыжка влево все делать наоборот (рис. 114).
Типичные ошибки.
1. Ноги над снарядом не соединяются.
2. Слишком низкое положение таза над конем.
3. Руки на опору ставятся непараллельно.
Страховка и помощь.Стоя у места приземления боком к снаряду, одной рукой за плечо, другой за пояс или спину.
СЕМИНАР № 3
«Методика обучения упражнениям в равновесии
И опорным прыжкам СОШ»
Рыбинск
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение упражнений в равновесии и опорных прыжков
2. Значение упражнений в равновесии и опорных прыжков
3. Виды упражнений в равновесии и опорных прыжков
4. Методика обучения упражнений в равновесии и опорных прыжков со I по XI классы
Определение упражнений в равновесии и опорных прыжков
Опорные прыжкивходят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по опорному прыжку, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.
При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический конь или специальный снаряд). В ходе прыжка спортсмен совершает дополнительные акробатические элементы в воздухе (сальто, пируэты, вращения и др.). Выступление оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Особое внимание уделяется качеству приземления, падение при приземлении или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению итоговой оценки.
По правилам ФИС — Федерации гимнастики — высота снаряда — 135 см от поверхности пола. Приблизительная длина дорожки разбега — 25 метров, ширина — 1 метр. Высота пружинящего мостика — 20 см.
В соревнованиях командного первенства и многоборья гимнасты исполняют один прыжок. Если гимнаст рассчитывает на попадание в Финал по опорному прыжку — он должен показать в квалификации два прыжка из различных структурных групп. Финал в отдельном виде — Опорном прыжке, также требует от гимнаста выполнения двух разных прыжков. Суммарная оценка гимнаста — полусумма первого и второго прыжка.
Упражнения в равновесии.Необходимым условием для сохранения равновесия является расположение общего центра тяжести (о.ц.т.) над площадью опоры. Чем больше площадь опоры и ниже центр тяжести, тем устойчивее равновесие.
Упражнения в равновесии играют значительную роль в формировании осанки благодаря тому, что значительно повышают тонус мышц спины и туловища в целом.
Упражнения в равновесии выполняются на полу и на повышенной опоре (гимнастической скамейке, бревне), на месте и в движении. В гимнастике специальные упражнения в равновесии в большинстве случаев выполняются на повышенной опоре.
Методика обучения. При обучении упражнениям в равновесии применяется целостный метод. Прежде чем перейти к упражнениям на повышенной опоре, их следует освоить на полу.Усложнять упражнения в равновесии можно путём изменения:
а) площади опоры (на носках, на пятках, на одной ноге и т.д.);
б) положения головы или туловища (повороты, наклоны с открытыми и с закрытыми глазами);
в) положения рук (за головой, вверху, впереди и т.д.);
г) способов передвижения (ходьба, танцевальные шаги, прыжки, бег);
д) направления движения (вперёд, назад, в сторону);
е) снаряда (гимнастический ковёр, гимнастическая скамейка, качающееся бревно);
ж) высоты снаряда;
з) темпа выполнения упражнений;
и) угла наклона снаряда.
Упражнения в равновесии можно сочетать с преодолением препятствий и переноской груза.