Технологии социально-педагогической работы с лицами, склонными к девиантному поведению.
Девиантное поведение - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего происходит нарушение этих норм.
Проблема девиантного поведения и его коррекции всегда была важной в социологии, педагогике, психологии, криминологии, но в последнее время она приобретает массовый характер.
В период резких переломов в обществе часто нарушается единство бытия и сознания, возникает несоответствие взаимодействия субъектов и социальных институтов, неадекватность социальной политики и морали. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает духовные и культурные устои. Происходит разрыв между стремлением к быстрому росту материального благосостояния и отсутствием рычагов саморегуляции, основанных на высокой культуре, духовности.
Ученые выделяют следующие факторы риска девиантного поведения:
биологические:
- Последствия наследственности;
- Влияние среды;
- Нарушение работы ферментативной и гормональной систем организма;
- Врожденные психопатии;
- Минимальные мозговые дисфункции вследствие органического поражения головного мозга.
психологические:
- Акцентуации характера;
- Инфантилизм
- Повышенной уровень тревожности;
- Разнообразные реакции (эмансипации, группирования с друзьями, отказа, компенсации, увлечения (хобби)
- Удовлетворение чувства любопытства;
- Влечение к самоутверждению
- Потребность изменить психическое состояние в стрессовой ситуации.
Социально-экономические:
- Снижение жизненного уровня населения;
- Имущественное расслоение общества;
- Ограничение социально одобренных способов заработка;
- Безработица;
- Доступность алкоголя и табака.
Социально-педагогические:
- Рост количества семей с конфликтными и асоциальными стилями воспитания.
Социально-культурные:
- Снижение морально-этического уровня населения;
- Распространение криминальной субкультуры;
- Разрушение духовных ценностей;
- Нарастание неформальных объединений, в которых доминирует культ силы;
- Пропаганда в средствах массовой информации насильственных и безответственных стереотипов поведения.
Основным направлением социальной работы, направленной на решение проблемы девиации, должна стать профилактическая работа.
Основой профилактических мероприятий является деятельность, направленная на:
- Создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
- Осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам;
- Обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка.
Различают следующие виды профилактической деятельности, первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельности учреждений здравоохранения с своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянство) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и других мероприятий, направленных на работу с несовершеннолетними, имеют девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики является недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; предоставление своевременной социально-психологической поддержки ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
Третичная Профилактика- комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращения совершения повторного преступления подростком, вышел из мест лишения свободы.
Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную
Общая профилактика предусматривает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении) или на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начале обучения).
Специальной профилактикой называется система мероприятий, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п.
По предотвращению и смягчению девиантного поведения различных групп населения, необходима более эффективная реализация таких технологий, как:
1) повышение эффективности использования выделенных государством средств (здесь критерием может служить, например, уменьшение лиц с девиантным поведением, оздоровление обстановки в семье, в коллективах, на улицах)
2) наступательный, опережающий характер работы: не лечить "социальные болезни", а предотвращать их, в том числе благодаря реализации соответствующей социальной политики государства, которая предусматривает, в частности, гаранты таких прав человека, как право на жилье (нередко люди остаются без квартиры при ее обмене, приватизации или даже лишаются жизни и т.д.), образование, воспитание
3) выплата дополнительных средств специалистам, работающим с лицами и группами девиантного поведения (такую деятельность следует рассматривать как "вредное" производство с точки зрения влияния агрессивности на социально-психологическое самочувствие специалистов)
4) адресность профилактической и другой работы: необходимость работы с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т.д .;
5) развитие научного, технического и других видов творчества как альтернативы антиобщественного поведения;
6) организация в целом здорового досуга населения, особенно детей и молодежи, в том числе по месту жительства.