Основные виды социально-психологических технологий.
Социальные технологии в широком смысле слова - это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.
В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.
Во-первых, социальные технологии - это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель,2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.
Во-вторых, социальные технологии - это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.
Но существует множество определений и трактовок самого термина «социальные технологии». Наиболее основополагающими можно назвать следующие характеристики:
1. Социальные технологии являются научной дисциплиной из многообразного цикла управленческих и социологических дисциплин. Это специально организованная область знаний о способах, процедурах и методах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях все нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.
2. С другой стороны, социальные технологии представляют собой способ осуществления деятельности на основе ее рационального и оптимального расчленения на процедуры, операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора основных средств, методов и методик их выполнения.
3. Социальные технологии - это метод управления социальными процессами и явлениями, который обеспечивает систему их воспроизводства в определенных параметрах - свойства, качества, объемов, целостности деятельности.
Социальные технологии - элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета народа и его языка. Социальные технологии возникают в процессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно.
Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.
Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью.
Реализация социальной технологии - это:
1) анализ социальной реальности, социального объекта;
2) разработку социальной технологии изменения объекта;
3) распространение (внедрение) социальной технологии;
4) исследование развития объекта технологического воздействия;
5) оценка полученных результатов в ходе воздействия.
Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии - не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.
Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.
Использование социальных технологий определяет эффективность процесса управления малыми группами, крупными коллективами, обществами, позволяет эффективно влиять на развитие социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных и революционных процессов, национальным менталитетом, представленным лингвистическими концептами, типами коллективов, социально-психологическими группами объектов социальных технологий.
В современной социологии присутствуют несколько школ рассмотрения социальных технологий: социолого-управленческая, социально-психологическая, социально-коммуникативная, социокультурная, последняя из которых представлена авторской позицией настоящего исследования.
Согласно этому подходу все социальные технологии рассматриваются как производные от основной, глобальной мегатехнологии - социальной коммуникации. В основе моделирования всех без исключения социальных технологий лежит процесс общения, передачи информации. Лингвистическая концептосфера народа накладывает свой специфический отпечаток на моделирование социальных технологий. Игнорирование национального своеобразия в социоинженерной деятельности привели к серьезным ошибкам и просчетам в управлении российской экономикой, социальной и социально-политической сферами общественной жизни.
Поиск наиболее оптимальной типологизации социальных технологий целесообразно вести не в направлении выделения частных критериев, а по пути усиления самой классификации. В связи с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий по сферному признаку:
1) правовое обеспечение функционирования общества;
2) политическое административно-властное регулирование;
3) экономическое функционирование общества;
4) информационное обеспечение в средствах массовой информации, по компьютерным связям;
5) духовно-культурное развитие.
Согласно данной классификации технологии социальной работы есть технологии обеспечения социального функционирования всех сфер жизни общества.
Под социальной работой как особым видом социального воздействия понимается специфическая деятельность по оптимизации жизнедеятельного существования граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В узко профессиональном смысле под социальной работой понимается вид деятельности, направленный на реализацию комплекса мер, гарантированных государством слабо защищенным и нуждающимся в социальной помощи и поддержке категориям населения.
В настоящее время в нашей стране идет процесс институционализации (становления и оформления) системы социальной работы в узкопрофессиональных рамках этой деятельности. В перспективе же сферой деятельности социального работника, объектом его воздействия станут не только нуждающиеся в помощи, но и социальная сфера в целом.
Здесь прежде всего дается общая характеристика социальных технологий. Они классифицируются в зависимости от направленности во внутреннюю или внешнюю среду организации на социальные технологии, направленные на трансформацию внешней среды предприятия, и социальные технологии, направленные во внутреннюю среду предприятий и организаций. При этом дается обстоятельная структура этих видов социальных технологий. Так, первый вид социальных технологий включает в себя социальные коммуникации в обществе; социальные коммуникации в процессе создания социальных технологий, направленных на развитие бизнеса; социальные коммуникации при составлении социальных программ как бизнес-проектов; социальные коммуникации при совместном определении муниципальных бюджетов администрациями и корпорациями; социальные коммуникации при обучении и стажировках кадров городских, областных администраций в крупных корпорациях.
Второй вид социальных технологий включает в себя социальные коммуникации в управлении, социальные коммуникации в социальном партнерстве, коммуникации в обучении, в социальном программировании, в социальном аудите, в мотивировании, в адаптации, при оценке персонала и аттестации.
Кроме того, социальные технологии можно различать как макротехнологии (социальная коммуникация), микротехнологии (остальные производные от социальной коммуникации технологии: социальное партнерство, социализация и т.п.).
Таким образом, в основе всех социальных технологий лежит социальная коммуникация в обществе, она является глобальной социальной макротехнологией. Вот почему изучение генезиса, структуры и форм всех социальных технологий следует начинать с рассмотрения с генезиса социальной коммуникации.
Социальная коммуникация - это:
- передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
- процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом.
- механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Ее каналами является форма передачи социальной информации. Учеными различаются следующие типы каналов: вербальный, невербальный, иконический и символьный.
Движущей силы социальной коммуникации являются мотивации, при этом неизбежно обращение к вопросу о потребностях. Потребности различаются по субъектам носителей: индивидуально-личностные, социально-групповые и общественные. В то же время по происхождению можно вести речь об абсолютных, вторичных и спонтанных потребностях. Таким образом, социальная коммуникация является первичной и глобальной социальной технологией, на основе которой конструируются все остальные разновидности социальных технологий.
В основе конструирования успешных социальных технологий лежит понятие диалога, сутью которого является построение фрейма, концептуальной модели мира и понимание этой модели мира субъектом и объектом социальных технологий.
Большое внимание в этом плане уделяется выявлению концептов, которые являются идеальной сущностью, формирующейся в сознании человека как глобальная ментальная, мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания. Концептосфера составляет культурную парадигму, сумму культурных парадигм, которые выражают ментальность народа, а именно его языковую ментальность, которая понимается как соотношение мира, его участников и его языкового представления.
Главный концепт коллективного сознания - противопоставление «свои/чужие». На его основе складывается этнический стереотип поведения. Следующим ключевым концептом русского этносознания является концепт семьи. Еще один немаловажный концепт в составе российского менталитета - это концепт «счастье». Далее идет такой концепт, как «правда/истина/справедливость».
Нет социальных технологий одинаково пригодных для всех народов, всех государств, всех предприятий. Социальные технологии должны структурироваться исходя из особенностей менталитета нации. В каждом отдельном случае требуется разработка собственных оригинальных технологий исходя из особенностей управления трудовыми отношениями, этнической психологии, структуры персонала на предприятии, его социально-психологических групп. При структурировании той или иной социальной технологии необходимо, в первую очередь, учитывать особенности менталитета кластерной группы, на которую направлена социальная технология.