IX. Подведение итогов работы. Оценивание работ.

– Что нового вы узнали на уроке об искусстве оригами? Чему вы сегодня научились?

– Внимательно рассмотрите свои работы. Удалось ли вам соблюсти правила оригами, чтобы сделать качественное изделие?

– Оцените свою работу на сегодняшнем уроке и заполните оценочные таблицы (в тетрадях самооценки):

Знания и умения Оценка
Я понял -) условные обозначения на схемах оригами  
Я различаю -) базовые формы оригами  
Я научился -) соблюдать правила оригами во время работы; -) сгибать из «квадрата» форму «птица»; -) складывать фигурку «журавлик».  

(условные обозначения: «-» - плохо; «о»- почти хорошо; «+» - хорошо; «++» - очень хорошо)

– Предлагаю сделать из журавликов круг мира, радости и дружбы и передать каждому жителю пла­неты, планета тоже круглой формы, наше желание сохранить мир и дружбу на земле. А также передать частичку своей радости одноклассникам. (Выкладывание круга из журавликов на доске)

– Тебе я бумажные крылья расправлю, Лети, не тревожь этот мир, этот мир, Журавлик, журавлик, японский журавлик, Ты - вечно живой сувенир.

X. Рефлексия.

– В заключение давайте назовем слова, связанные с нашим сегодняшним уроком:

Ж – желание, жизнь (символ жизни);

У – усидчивость, умение, успех, удача (символ удачи);

Р– результат, радость;

А – аккуратность, Акиро, азбука (азбука оригами);

В – внимательность;

Л – логика;

И – интерес, искусство, изделие, игрушка;

К – Китай, квадрат.

XI. Уборка рабочих мест.

– Урок окончен. Уберите свои рабочие места.

Использованная литература:

1. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – С. 48-49.

2. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2008. – С. 112-116.

3. Мясоедова, Е.А. Моделирование в технике оригами. Изготовление фигурки «Журавлик, машущий крыльями» Урок труда в IV классе / Е.А. Мясоедова // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2010. - №5. – С. 45-47.

4. Никонович, Н.Л. Изготовление фигурки «Журавлик, машущий крыльями» Урок труда в IV классе / Н.Л. Никонович // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2010. - №5. – С. 47-49.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуальные вопросы преподавания трудового обучения

В начальных классах

Как правильно осуществить отбор учебного мате­риала на урок?

Главный документ, которым должен руководствоваться учитель при решении этого вопроса, - программа, утвер­ждённая Министерством образования Республики Бела­русь. Программой очерчены круг вопросов, подлежащих изучению, требования к уровню подготовки учащихся, по каждой теме рекомендуется на выбор учителя несколько изделий. Выполнение требований программы обязатель­но, но не все поделки должны быть выбраны из учебного пособия. Программой предоставляется учителю возмож­ность до 30% учебного времени использовать по собствен­ному усмотрению. В пособии по ряду тем предлагается несколько поделок. Учитель вправе предложить учащимся любое изделие, исходя из условий школы, особенностей своего класса. Главными критериями при отборе изде­лий должны быть:

- соответствие целям и задачам трудового обучения как учебного предмета;

- техническая, познавательная значимость изделий: воз­можность овладения знаниями, умениями в ходе изготовле­ния поделки;

- общественно полезная значимость изделий: потреб­ность в данном изделии для учебной деятельности в ходе изучения других предметов, для организации коллективно­го отдыха, для удовлетворения индивидуальных интересов и склонностей;

- возможность занять при выполнении работы всех уча­щихся класса.

Как оформить к уроку классную доску?

Организует младших школьников на работу, пробуждает интерес к предстоящей работе продуманная подготовка классной доски к уроку. Это могут быть: запись темы уро­ка, его девиз, иллюстрации, детские работы прежних лет или других классов, словарь терминов, встречающихся на уроке, которых нет на страницах пособия, памятка по выпол­нению работы, инструкционная карта, этапы работы по из­готовлению поделки.

Организации рабочего места, привитию учащимся умений и навыков трудовой культуры и правильной орга­низации своего и коллективного труда, соблюдение правил гигиены и техники безопасности на страницах и форзацах учебных пособий уделяется серьёзное внимание. Одно учебное пособие на парту приучает учащихся работать по нему вместе, помогая друг другу, если необходимо, ра­зобраться в последовательности выполнения работы. Важ­но правильно расположить пособие на парте. Лежащее на парте пособие занимает большую часть рабочего стола и провоцирует учащихся часть работы выполнять на учебном пособии. Учителя в начале урока повторяют с учащимися правила расположения учебного пособия, размещение ин­струментов, материалов, приспособлений, но как только дети приступают к практической работе они, зачастую, забывают о применении этих правил. Когда правила поняты и усвоены, нужно использовать любую возможность для их повторения, закрепления, применения на каждом этапе урока.

Что делать, если не хватает времени на практичес­кую работу учащихся?

Резервы времени для практической работы учащихся таятся в планировании каждого конкретного урока.

Программой предусмотрено большую часть учебно­го времени (не менее 80%, это 36 минут) отводить практической деятельности школьников. Вместе с тем подготовка к работе: постановка цели и темы учебной рабо­ты, рассматривание образцов и их анализ, планирование предстоящих трудовых операций сокращают время на прак­тическую работу. Но проведение их обязательно. Кроме того, основным источником новых знаний о технике, расширяю­щих политехнический кругозор учащихся на уроках трудо­вого обучения, являются краткие, образные, интересные сообщения и беседы, проводимые учителем. Они очень оживляют урок, содействуют пробуждению и развитию тех­нической мысли детей, их нравственному воспитанию. Часть такого материала может быть смещена во времени на дру­гие этапы урока. По ходу выполнения изделий учитель, например, может озвучивать подготовленные пословицы, поговорки, занимательный материал.

Ряд поделок, предлагаемых на урок, учащиеся не успе­вают выполнить. Это не повод задавать учащимся завер­шать работу дома. Домашние задания по трудовому обу­чению в начальных классах не задаются. Как выйти из этой ситуации? С одной стороны, выполнение поделки не должно быть всегда строго связано с границами урока. Некоторые изделия достаточно трудоёмки, и работу над ними невозможно завершить за один урок. Учитель может спланировать изготовление поделки за два урока. Главное, чтобы намеченная на урок работа носила завершённый ха­рактер. Вместе с тем известно, что ученики очень неохотно преры­вают работу над начатым изделием. Поэтому при планиро­вании учителю важно правильно оценить возможности уча­щихся, продумать форму организации труда школьников. Некоторые поделки с целью экономии времени можно вы­полнить не индивидуально, а коллективно. Работая в груп­пах (в парах) по общему плану, учащиеся усваивают необхо­димые знания, отрабатывают практические умения и успе­вают за урок создать законченную коллективную поделку. Работу на уроке следует планировать так, чтобы ситуация успеха была обеспечена всем или почти всем. Задания учеб­ных пособий по трудовому обучению предоставляют воз­можность предложить учащимся альтернативные зада­ния. Можно предложить альтернативу, как по степени слож­ности, так и по интересам. Нельзя забывать, что мальчики и девочки склонны часто выполнять разные поделки, хотя бы по сюжетам.

Изготовление некоторых поделок сопряжено с подготов­кой материалов. Некоторые учителя выходят из положения, заменяя одни материалы другими. К примеру, солнышко из соломки учащиеся выполнили из спичек (предварительно с них была снята сера). Солому можно легко заменить любы­ми растениями, с полым стеблем.

Нужны ли наглядные пособия к урокам трудового обучения?

В учебных пособиях по трудовому обучению даются схе­мы, чертежи, показаны этапы изготовления поделок. Млад­шие школьники постепенно учатся их понимать, но далеко не все учащиеся легко и сразу читают и понимают язык схем. Многие нуждаются в наглядной демонстрации действий. Учитывая это, педагогу не стоит отказываться от общекласс­ной наглядности.

Литература:

Ковалевская, Н.Л. Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах / Н.Л. Ковалевская // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2008. - №12. – С. 59-60.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Наши рекомендации