Тема 6. ПРИЕМЫ ОБРАБОТКИ БУМАГИ.

РЕЗАНИЕ БУМАГИ И КАРТОНА. ВЫТИНАНКА

План изучения темы:

6.1 Резание как технологическая операция с бумагой и картоном.

6.2 Правила резания бумаги и картона по прямой линии ножницами.

6.3 Правила резания бумаги и тонкого картона по криволинейному контуру.

6.4 Приемы симметричного; одновременного вырезания.

6.5 Вытинанка как вид декоративно-прикладного искусства. Виды вытинанок. Методика обучения технике вытинанки в 1-4 классах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение операции «резание». Какими инструментами младшие школьники выполняют эту операцию? Как работать с фальцлинейкой?

2. Какие разновидности ножниц существуют? Какими ножницами могут работать младшие школьники? Назовите правила техники безопасности при работе с ножницами.

3. Перечислите правила резания бумаги и картона по прямой линии ножницами [1].

4. Перечислите правила резания бумаги и картона по криволинейному контуру. Как вырезать внутренний контур [1]?

5. Назовите приемы симметричного вырезания.

6. Назовите приемы одновременного вырезания.

7. Что такое «вытинанка»? Назовите виды вытинанки. Опишите приемы изготовления каждого вида.

8. Какие узоры характерны для вытинанки? Какие требования предъявляются к узорам вытинанки? От чего зависит форма готового изделия, выполненного в технике вытинанки? В какой последовательности младшие школьники анализируют вытинанки [12]? Как лучше приклеивать вытинанку?

9. В какой последовательности младшие школьники знакомятся с видами вытинанки?

При ответе используйте данные таблица 6.

10. Что такое «симметрия», «ось симметрии»? Как познакомить первоклассников с правилом симметрии [6]?

11. Какие виды снежинок учатся вырезать младшие школьники? В какой последовательности происходит овладение навыками вырезания розетковых вытинанок? Какие тренировочные упражнения помогают учащимся научиться предсказывать, что получится из вырезанных элементов розетковой вытинанки [3, 6]?

12. Что такое «раппорт»? Как изготовить раппортную вытинанку, состоящую из трех раппортов; из шести? Какие правила надо соблюдать, чтобы получилась раппортная вытинанка? Как происходит знакомство младших школьников с технологией изготовления раппортных вытинанок по классам?

13. В каком классе учащиеся знакомятся с вытинанкой, совмещающей несколько видов симметрии?

Задания:

1. Подберите информацию об истории вытинанки. Как ее можно использовать при проведении бесед с младшими школьниками в 1, 2, 3, 4 классах? Какие усложнения и дополнения можно внести в содержание бесед в каждом классе [2, 3, 8, 9, 10, 13]?

2. Проанализируйте содержание учебников для 1-4 классов [3, 8, 9, 10] и заполните таблицу 6 «Вытинанка в 1-4 классах»:

Таблица 6

Вытинанка в 1-4 классах

Класс Вид вытинанки Учебные задания (изделия)

Наблюдается ли усложнение навыков работы в технике вытинанки из класса в класс [4, 5, 6, 7]?

3. Разработайте конспект урока в 3 классе по изготовлению 6-лучевой снежинки [9]. При объяснении технологии изготовления используйте сравнение с технологией изготовления 4-лучевых и 8-лучевых снежинок. Изготовьте соответствующие наглядные пособия [3, 8].

4. Подготовьте вступительную беседу к уроку в 4 классе по изготовлению традиционной для белорусских мастеров вытинанки «Дерево жизни» [10, 11].

5. Практическое задание. Изготовьте демонстрационные композиции к урокам, состоящие из вытинанок определенного вида: «Хоровод снежинок» (розетковые вытинанки), «Замок Деда Мороза» (симметричные вытинанки), «Зимний пейзаж» (раппортные вытинанки), «Дерево жизни» (вытинанка, совмещающая несколько видов симметрии).

6. Подберите схемы вытинанок разных видов по тематическим блокам: «Летние вытинанки» (бабочки, цветы и т.д.), «Зимние вытинанки» (елка, снежинки, рождественские мотивы и т.д.), «Валентинки», «Пасхальные вытинанки».

Литература:

1. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 23-26.

2. Жабiнская, М.П. Выцiнанка: метад. дапам.: Першы год навучання / М.П. Жабiнская. – Мн.: Полымя, 1996. – 95 с.

3. Журба, А.Ф. Працоўнае навучанне. 1 клас: падручнiк для 1-га кл. агульнаадукац. устаноў з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Адукацыя і выхаванне, 2010. – С. 44-45.

4. Журба, А Ф. Урокi працоўнага навучання ў 2 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнiкаў агульнадукац. устаноў з бел. мовай навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2007. – С. 86-93.

5. Журба, А Ф. Урокi працоўнага навучання ў 3 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнiкаў устаноў, якiя забяспечваюць атрыманне агул. сярэд. адукацыi, з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2005. – С. 93-97.

6. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – С. 77-83.

7. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2008. – С.31-37.

8. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 2 класс: учебник для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – С. 43.

9. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 3 класс: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – С. 58-59.

10. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – С. 26-27.

11. Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №10. – С. 76.

12. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IV классы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.

13. Шарипова, О.Н. Кружок «Вытинанка» / О.Н. Шарипова // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. - 2010. - №8. – С. 72-77.

Наши рекомендации