Тема 5. ПРИЕМЫ ОБРАБОТКИ БУМАГИ.
СГИБАНИЕ И СКЛАДЫВАНИЕ БУМАГИ И КАРТОНА. ОРИГАМИ
План изучения темы:
5.1 Сгибание и складывание как технологические операции с бумагой и картоном.
5.2 Правила сгибания.
5.3 Приемы сгибания.
5.4 Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги. Методика обучения оригами в 1-4 классах.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение операции «сгибание». Чем сгибание отличается от складывания? Какие инструменты используются при выполнении операций сгибания и складывания? Чем различаются операции биговки и рицовки [3]?
2. Перечислите правила сгибания [12]. Как эти правила соблюдает учитель, демонстрируя приемы сгибания перед классом?
3. Перечислите приемы сгибания. С помощью каких упражнений отрабатываются приемы сгибания в 1 классе [12, с. 51]?
4. Что такое «оригами»? Для чего в оригами используют схемы? Что обозначают условные знаки на схемах? С какими условными знаками знакомятся младшие школьники? Перечислите базовые формы оригами. Соблюдение каких правил обеспечит высокое качество изделий оригами?
5. Что такое «модульное оригами»? Перечислите программные изделия модульного оригами [2, 4, 9, 10, 11].
6. В каких классах младшие школьники работают в технике оригами?
При ответе используйте данные таблицы 5.
7. Какие методические требования предъявляются к показу учителем приемов работы в технике оригами? (для ответа на вопрос обобщите собственный опыт и опыт других студентов при проведении фрагментов уроков на практических занятиях).
Задания:
1. Подберите информацию об истории оригами. Как ее можно использовать при проведении бесед с младшими школьниками в 1, 2, 3, 4 классах? Какие усложнения и дополнения можно внести в содержание бесед в каждом классе?
2. Проанализируйте содержание учебников для 1-4 классов [4, 9, 10, 11] и заполните таблицу 5 «Оригами в 1-4 классах»:
Таблица 5
Оригами в 1-4 классах
Класс | Базовая форма | Изделия оригами |
Наблюдается ли усложнение навыков работы в технике оригами из класса в класс?
Какие изделия оригами подходят для коллективной работы?
3. Разработайте тренировочные упражнения для младших школьников, направленные на формирование умения читать схемы оригами [4, 9, 10, 11].
4. Микропреподавание. Подготовьте и проведите со студентами фрагмент урока по изготовлению базовых форм «треугольник», «квадрат», «водяная бомбочка» [1, 5, 6, 7, 10].
5. Творческое задание. Подберите две игрушки оригами разной конструкции и разного уровня сложности. Изготовьте к ним технологические карты: одну – графическую (в виде чертежа), другую – в виде наклеенных бумажных заготовок.
Разработайте фрагмент урока и изготовьте со студентами одну из игрушек.
6. Практическое задание. Изготовьте в технике оригами цветы для стенной газеты к празднику: лилию, гвоздику, тюльпан [1]; пятиконечную звезду.
Литература:
1. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992. – С. 19, 112-118.
2. Гагарина, С.Ф. Модульное оригами / С.Ф. Гагарина // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. - 2010. - №5. – С. 50-54.
3. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С.16-17.
4. Журба, А.Ф. Працоўнае навучанне. 1 клас: падручнiк для 1-га кл. агульнаадукац. устаноў з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Адукацыя і выхаванне, 2010. – 64 с.
5. Журба, А Ф. Урокi працоўнага навучання ў 2 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнiкаў агульнадукац. устаноў з бел. мовай навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2007. – С. 44-51.
6. Журба, А Ф. Урокi працоўнага навучання ў 3 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнiкаў устаноў, якiя забяспечваюць атрыманне агул. сярэд. адукацыi, з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2005. – С. 84-90.
7. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: Нац. ин-т образования, 2010. – С. 48-60.
8. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: Нац. ин-т образования, 2008. – С. 112-116.
9. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 2 класс: учебник для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 72 с.
10. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 3 класс: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – С. 24.
11. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – 72 с.
12. Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – С. 50-59.