История науки об управленческих решениях (УР).(9 Литвак)

История науки об управленческих решениях (УР).(9 Литвак)

Школы и подходы к принятию УР.(22 Литвак)

Развитие управленческой мысли в России.

Дифференцированная среда принятия УР.

Институциональные рамки процесса принятия УР.

Функции решений в методологии управления.

7. Алгоритмические и эвристические стратегии принятия УР.(198 Смирнов)

Научное обоснование процесса принятия УР.

Системный подход к разработке и реализации УР.(58 Смирнов, )

Прогнозирование при разработке и реализации УР.

Этапы разработки и реализации УР.

Методология разработки УР.

Многоаспектность содержания УР.

Социальный характер УР.

Критерии распознавания проблемы при разработке УР.

Структуризация процесса разработки и принятия УР.

Подход к разработке и реализации УР.

Основные этапы процесса разработки УР.(68 Литвак)

Творческий характер УР.

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

При принятиичисто интуитивного решения люди основывают­ся на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ.

Решения,основанные на суждении, во многом сходны с интуи­тивными, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время.

Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаютсярациональные решения, основанные на методах эко­номического анализа, обоснования и оптимизации.

Ключевые фигуры процесса разработки УР.

В процессе разработки и реализации УР выделяют 3 ключевых субъекта: заказчик, разработчик, исполнитель решения (могут быть в одном лице). Каждую фигуру могут представлять несколько человек, групп ил организаций, в том числе История науки об управленческих решениях (УР).(9 Литвак) - student2.ru посреднические

Требования к лицу, принимающему решение.

Лица, принимающие решения (ЛПР) – это индивид или группа индивидов, которые производят выбор определенной альтернативы в качестве решения и несут ответственность за последствия реализации данного решения.
Эффективность принимаемых решений в значительной мере зависит от качеств, характеристик, важнейших черт ЛПР. При персонифицированном принятии решений у ЛПР можно выделить индивидуальные черты, присущие конкретной личности, и постоянные черты ЛПР. При коллективном принятии решений важно еще сочетание личностных черт (индивидуальных и постоянных) у членов группы – коллективного ЛПР.
Общие требования к лицам, принимающим решения стратегического уровня:
• ярко выраженная способность к стратегическому планированию и прогнозированию;
• принятие правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении ресурсов;
• стремление увеличить количество своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;
• незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях большой степени риска. Избегание продолжительного пребывания в «зоне комфорта»;
• исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы;
стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;
• значительные склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных процессов и критических ситуаций;
• понимание работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы. Обладание чувством «внутренней оценки» своих действий, которые не всегда согласуются с окружающими;
• концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников. Желание работать с такими подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;
посвящение собственной жизни реализуемым идеям и результатам их внедрения.





Типология УР.

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

При принятиичисто интуитивного решения люди основывают­ся на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ.

Решения,основанные на суждении, во многом сходны с интуи­тивными, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время.

Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаютсярациональные решения, основанные на методах эко­номического анализа, обоснования и оптимизации.

В зависимости от характера менеджера принято различать уравно­вешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипо­тезам и их проверке. Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют са­мые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить.

Инертные решения становятся результатом осторожного поис­ка. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобла­дают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в про­цессе оперативного управления персоналом.

С учетом стереотипности ситуаций, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).

Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.

Первый уровень - рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.

Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.

Третий уровень - адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.

Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

27. Многогранность классификации УР.(46 Смирнов)

Классификация управленческих решений, по:

функциональной направленности: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;

организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;

причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные;

повторяемости выполнения: однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);

масштабам воздействия: общие и частные;

времени действия: стратегические(5-10 лет), тактические(3-5 лет) и оперативные(от 1 года до 3-х лет);

прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятностным исходом;

характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные(см.26);

методам переработки информации: алгоритмические (на основе правил, алгоритмов, формул, статистических данных), эвристические (беседы, обсуждения);

числу критериев: однокритериальные, многокритериальные;

направлению воздействия: внутренние и внешние;

глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;

ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений;

способу фиксации: письменные, устные, в электронной форме.

Классификация решений по субъектно-объектному признаку:

· Ведущее место среди субъектов управленческих решений занимает государство. Решения, принимаемые государством, охватывают все общество в целом, все его сферы и регулируют поведение всех без исключения классов, социальных слоев, групп и отдельных граждан.

· Законы выступают в качестве высшей формы права, обладают наивысшей силой и регулируют наиболее важные общественные отношения.

· Решения, принимаемые субъектом, который одновременно выступает и как объект. Сюда относятся решения, принимаемые на началах общественного самоуправления.

Синергетические –это решения при которых эффект расходования ресурсов на единицу полученного эффекта резко возрастает.

Асинергетические – приводящие к непропорциональному снижению эффективности системы, причины таких решений – запаздывание или опережение решений, отсутствие ресурсов, конфликты.

28. Требования к качеству УР и условия их достижения.(230 Смирнов)

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффек­тивности управленческого решения относятся:

• применение к разработке управленческого решения научных под­ходов менеджмента;

• изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

• обеспечение лица, принимающего решение, качественной ин­формацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внеш­ней среды" и "процесса" системы разработки решения;

• применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

• структуризация проблемы и построение дерева целей;

• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов реше­ний;

• обеспечение многовариантности решений;

• правовая обоснованность принимаемого решения;

• автоматизация процесса сбора и обработки информации, про­цесса разработки и реализации решений;

• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

• наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эф­фективности управленческого решения довольно трудно и это доро­го стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных усло­вий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объек­тивно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффек­тивность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых усло­вий повышения качества и эффективности решений на основе ав­томатизации системы менеджмента.

29. Параметры и факторы качества УР.(230 Смирнов)

К параметрам качества управленческого решенияотносятся:

• показатель энтропии, т.е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближает­ся к нулю. Если все показатели проблемы выражены количествен­но, показатель энтропии приближается к единице;

• степень риска вложения инвестиций (подробнее будет рас­смотрен в п. 1.5.);

• вероятность реализации решения по показателям качества, зат­рат и сроков;

• степень адекватности (или степень точности прогноза, коэф­фициент аппроксимации) теоретической модели фактическим дан­ным, на основании которых она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества уп­равленческого решения и его эффективности (устанавливается пре­дел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внеш­ней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры "входа" системы и при­нимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

После уточнения требований "выхода", уточнения факторов "внеш­ней среды", влияющих на качество и эффективность решения, от­работки "входа" системы следует смоделировать технологию при­нятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработ­ке решения. Если качество "входа" оценивается на "удовлетвори­тельно", то при любом уровне качества "процесса" в системе каче­ство "выхода", т.е. качество решения будет "удовлетворительным".

Персонифицированные факторы

Персонифицированные факторы определяются своеобразием психических процессов, состояний и качеств ЛПР, влияющих на процесс принятия решений. Поэтому их можно представить в виде трех уровней, соответствующих традиционной психической структуре личности.

Психические процессы

Психические процессы обычно разделяют на три основных вида: познавательные, волевые и эмоциональные. Наиболее важную роль среди них в процессе принятия решений играют познавательные процессы, к которым относят ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение и внимание. Кроме того, в отдельную группу можно выделить мотивационные процессы, которые предопределяют направленность, интересы, предпочтения, притязания личности и влияют на формирование целей деятельности человека. Эти процессы оказывают значительное влияние на принятие решений.

Психические состояния

Пoд пcиxичecким состоянием понимается целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение некоторого полезного результата. Психические состояния очень изменчивы и мало подвластны человеку. Можно привести такие примеры психических состояний, как бодрость, усталость, утомление, психическое пресыщение, информационная перегрузка, апатия, депрессия, эйфория и т.д. Очевидно, что психические состояния оказывают значительное влияние на качество решений и способы принятия решений.

Психические свойства

Частные свойства, или черты личности,— это уровень развития и степень выраженности у конкретного человека отдельных психических процессов. Например, к ним относятся индивидуальные пороги ощущений, особенности восприятия, памяти и мышления, эмоциональная реактивность, волевые качества и т.д.

Целостные образования,или синтетические проявления, традиционно включают такие свойства, как темперамент, характер, способности и направленностьличности. Исследования показали, что все перечисленные свойства непосредственно влияют на формирование индивидуального стиля принятия решений и косвенно на качество принимаемых решений.

Однако в структуре индивидуальных свойств необходимо выделить два фактора, играющих специфическую роль именно в процессах принятия решений. К ним относятся система предпочтений и уровень притязаний личности. Под системой предпочтений понимают совокупность взглядов, ценностей, убеждений, интересов, с помощью которых человек сравнивает альтернативы и принимает решение.

Другой важнейший фактор, влияющий на принятие решений и непосредственно связанный с индивидуальными психическими свойствами, носит название уровень притязаний личности. Это понятие характеризует стремление человека к достижению целей такой степени сложности, на которую он сам считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит оценка человеком своих собственных возможностей, причем сохранение этой оценки стало для него потребностью.

История науки об управленческих решениях (УР).(9 Литвак)

Наши рекомендации