Метод номинальных групп. Методы экспертной оценки, сценариев, дерева целей.
Метод номинальных групп является одной из разновидностей метода мозгового штурма, проводящегося в группе, по форме проведения – совещание, по процессу – этапный, по целям – выбор задач и решение проблем.
Этот метод применяется для быстрого принятия групповых решений, на обсуждение которых обычно затрагивается большое количество времени. МНГ позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения каждого участника и одновременно с этим осуществить согласованный групповой выбор.
МНГ разработан американцами Андре Дельбеком и Эндрю Ван де Веном и впервые применен в 1968г. Метод основан на социально-психологическом анализе проведения совещаний по принятию согласованных групповых решений.
В США и Западной Европе этот метод применяется в производственных и коммерческих компаниях уже более 30 лет и используется при подготовке специалистов в области экономики и управления.
Результатом проведения заседания с использованием этого метода является выбор согласованного решения или постановка задачи, желание участников работать над задачей, формирование единого мнения и чувство удовлетворенности в полученных результатах. Подробнее с методом номинальных групп можно ознакомиться в книге Д. Скотт Синка «Управление производительностью».
Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с коли- явственными методами оценки и обработки получаемых результатов
Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили методы “интервью”, аналитический, написания сценария.
Метод “интервью” предполагает беседу прогнозиста с экспертом по схеме “вопрос—ответ”, в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от способности эксперта экспромтом давать заключение по самым различным вопросам.
Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки. Основное преимущество этого метода — возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта. Однако он мало пригоден для прогнозирования сложных систем и выработки стратегии из-за ограниченности знаний одного специалиста-эксперта в смежных областях знаний.
Метод сценариев
Данный методиспользуется в практике прогнозирования и как самостоятельный метод прогнозирования, и как технологический элемент прогнозирования при использовании других методов для определения прогнозного горизонта или условий, при которых необходимо корректировать прогноз.
Написание сценария – это метод, при котором устанавливается логическая последовательность событий для того, чтобы показать, как исходя из существующих ситуаций может шаг за шагом развиваться в будущем состояние объектов.
Сценарий обычно разворачивается в явно выраженных временных признаках. Эта способность существенна при прогнозировании в области социально-экономических проблем. При научно-техническом прогнозировании эта зависимость от времени не всегда обязательна. Основное значение при написании сценария имеет выявление основных факторов, позволяющих достичь поставленной цели, и «фона», а также определение критериев достижения поставленной цели. При разработке сценария может возникнуть неопределенность, связанная с субъективностью суждений разработчиков сценария.
Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности или больше согласованность мнений экспертов. Сценарий – это основа, на которой проводится вся дальнейшая работа. Готовый сценарий должен быть подвергнут анализу.
Метод 'дерева целей» – метод, основанный на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Данный метод играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к достижению сформулированных целей. Необходимость использования данного метода обусловлена тем фактом, что «дерево целей» помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке времени при происходящих изменениях.
Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:
• источникам возникновения:
• определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация;
• возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;
• с точки зрения комплексности:
• простые;
• сложные, которые декомпозируются на подцели;
• степени важности:
• стратегические, которые ставятся для решения перспективных масштабных проблем;
• тактические, которые разрабатываются для достижения стратегических целей;
• времени, необходимому для их реализации:
• долгосрочные (свыше 5 лет);
• среднесрочные (от года до 5 лет);
• краткосрочные (до одного года);
• содержанию:
• технологические, которые ставятся для компьютеризации организации и обеспечения ее новыми технологиями;
• экономические, необходимые для достижения финансовой устойчивости;
• маркетинговые, которые разрабатываются для формирования нового продукта и выхода на новый рынок, и др.;
• с точки зрения приоритетности:
• необходимые, которые обеспечивают функционирование организации;
• желательные, достижение которых благоприятно скажется на организации;
• возможные, которые никак не скажутся на существовании и развитии организации в настоящее время;
• направленности:
• на конечный результат, например выпуск товара или предоставление той или иной услуги;
• осуществление той или иной деятельности, например улучшение рабочих условий на производстве;
• достижение определенного состояния объекта управления, например повышение квалификации или приобретение работником новой профессии;
• форме выражения:
• выраженные в количественных показателях;
• описанные качественными характеристиками;
• с точки зрения особенностей взаимодействия:
• индифферентные – цели, безразличные по отношению друг к другу;
• конкурирующие;
• комплиментарные – цели, которые дополняют друг друга;
• антагонистические – цели, которые исключают друг друга;
• идентичные, т. е. совпадающие;
• уровню возникновения:
• миссия (служит базисом для всех дальнейших целей организации.
Она включает в себя философию организации, ее ценности, описание оказываемых организацией услуг или выпускаемых товаров, характеристику своего рынка, внешний образ компании (имидж). Коротко и правильно сформулированная миссия организации будет создавать понимание и поддержку действий организации со стороны ее окружения, помогать работникам сосредоточиться на выбранных направлениях деятельности и объединять их действия);
• общие, которые разрабатываются на длительную перспективу и отражают основные направления деятельности организации.
Например, разработка новых направлений деятельности организации, обеспечение оптимальной рентабельности;
• специфические, которые разрабатываются на основе общих целей в каждом подразделении. Например, определение рентабельности по каждому отдельному подразделению. 3. «Дерево целей» строится при помощи осуществления 2 оперший.
• декомпозиции – это операция выделения компонентов;
• структуризации – это операция выделения связей между компонентами.
Процесс построения «дерева целей»разбит на следующие этапы:
• разработка сценария;
• формулировка цели;
• генерация подцелей;
• уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели);
• оценка существенности подцелей;
• проверка целей на осуществимость;
• проверка элементарности подцелей;
• построение дерева целей.
При построении «дерева целей» необходимо руководствоваться следующими правилами:
• каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения;
• при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;
• декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку;
• развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;
• вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;
• развитие «дерева целей» продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели.