Общая характеристика групповой работы в организационной диагностике.
Обеспечение групповой динамики как направление работы тренера с группой.
Активизация коллективного мышления как направление работы тренера с группой.
Решение содержательной задачи как направление работы тренера с группой.
Использование тестирования в консультационной деятельности.
Тестовые методики для диагностики индивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений и психического состояния человека традиционно используются в сфере образования, здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Это и измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностика профпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критических состояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении, подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства, определение психологического климата, предупреждение конфликтов.
Во-первых, ряд тестовых методик позволяет глубже разобраться в личности клиента. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.
Во-вторых, использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов.
В-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.
В-четвертых, экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере освобождая тем самым от значительной части рутинной деятельности и, давая возможность решать более сложные и неотложные задачи.
Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:
- позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента,
помогает установить контакт, присоединиться к клиенту,
- может облегчить формирование и поддержание доверия клиента,
- является источником материала для структурирования беседы,
- дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента,
- может служить средством воздействия на клиента.
Понятие тренинга. Виды тренинга. Место тренинга в структуре консультационной деятельности.
Тренинг - интенсивная форма обучения персонала, сочетающая краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за короткий промежуток времени (один-пять дней). Задача тренера, работающего с группой из 6-12 человек, с помощью психологических упражнений дать импульс участникам, для того чтобы те сами смогли найти решение в той или иной ситуации. Некоторые тренеры называют этот эффект "вспышкой", "озарением", когда человеку вдруг становятся понятными причины возникновения проблемы и способы ее решения.
Тренинг - один из видов интерактивного обучения. Тренинги, как правило, включают в себя ролевые игры, командную / групповую работу, выполнение практических заданий, провокации, мозговые штурмы. Это самая лучшая форма приобретения навыков, взгляда «со стороны» (некоторые, увидев себя в видеозаписи на камере говорят что-то вроде: «Я так никогда не говорю, не делаю, я не мог так махать руками»), обмена практическими наработками. И в ходе тренинга люди имеют возможность не только получить новые знания, но и применить их на практике, понять, стоит ли пользоваться новыми наработками и в каком виде.
Какие бывают тренинги
В целом все тренинги можно разделить на три категории.
1. Для себя просто любимого (еще его называют "тренинг личностного роста"). В этом тренинге сладострастно ковыряются в вашем детстве и отрочестве. Тренер вытаскивает наружу ваши комплексы, после чего вы совместно пытаетесь их преодолеть. В результате, вы выходите с тренинга слегка ошалевший, но «всемогущий».
2. Для себя делового и общительного (специалисты называют эту разновидность тренингов коммуникативными, или психологическими). Сюда относятся тренинги, развивающие ваши индивидуальные деловые качества, а именно: планирование собственного времени, расстановка приоритетов при решении задач и т.д. А также тренинги для начальства, т.е. рассматривающие различные аспекты работы с подчиненными типа делегирования полномочий, мотивации сотрудников, методов решения конфликтов и т.д. Сюда же можно отнести группу тренингов по технике продаж, проведению переговоров и презентаций. Если свалить все в кучу, то можно сказать, что объединяет все эти тренинги одна особенность - они учат нюансам общения применительно к бизнесу.
3. Для пользы дела (на языке психологов - специализированные, или же профессиональные). Если название тренинга выговаривается с трудом, это явный признак специализированного тренинга. Пример: "Реинжиниринг бизнес-процессов с целью создания организационной основы для решения командой задач по развитию бизнеса" или "Эффективная сейлз-промоушн кампания как инструмент маркетинга". Понимаете о чем речь?
Две последние категории и называют обобщающим термином "бизнес-тренинги".
Подвидов же тренингов сейчас видимо-невидимо. Например, одна компания может предложить восемь разновидностей тренингов по продажам. А если вы не нашли желаемый тренинг в "программке", то, вполне вероятно, специально для вас тут же разработают "эксклюзивный" вариант, составленный из уже имеющихся блоков. Стоит также учитывать, что на тренинг сильное влияние оказывает личность тренера.
Тренинги и семинары могут быть подготовлены для сотрудников одной организации с учетом специфики бизнеса и уровня подготовленности - этокорпоративные программы. На открытые приглашают представителей различных компаний, и тема предлагается в типовом варианте.
Тренинг - один из самых актуальных сегодня видов экспресс-обучения. Это путь от осознания нехватки знаний к новым устойчивым навыкам, он дает сильнейший творческий импульс, высвобождает сознание и заряжает такой энергетикой, что те, кто попал на настоящий тренинг один раз, не могут удержаться от соблазна посетить и другие интересующие их темы.