Специфика PR-взаимодействия со СМИ
Вопросы к семинару.
1. Последовательность действий PR-специалиста по работе со СМИ. Основы для сотрудничества.
2. Создание информационных поводов.
3. Формирование информационного поля.
4. Основные вопросы при взаимодействии со СМИ
5. Классификация информационных кампаний в СМИ.
6. Форматы мероприятий для прессы.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. Событийная коммуникация в корпоративном позиционировании.
2. Информационные кампании в СМИ.
3. Индивидуальная работа с журналистами.
4. Организация пресс-мероприятий.
5. Создание баз данных целевых СМИ, их источники и способы формирования.
6. Информационные спонсоры и их классификация.
Темы докладов.
1. Понятие информационного маркетинга и коммуникационного аудита.
2. Работа пресс-службы. Цели, функции, организация пресс-службы.
3. Тактика координации информационных процессов.
4. Формирование информационного потока.
5. Создание и обновление баз данных целевых СМИ.
Литература.
1. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations.– СПб.: Бизнес-Пресса, 1999. 255 с.
2. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публикаций. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. 271 с.
3. Сандра О. Стратегия в паблик рилейшнз. Пер. с англ. СПб.: Нева-Экономикс, 2003. 160 с.
4. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технологии и эффективность. СПб.: Алетейя, 2001. 294 с.
5. Уилкокс Д. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. Пер. с англ. М.: Инфра-М, ИМИДЖ-Контакт, 2004. 761 с.
6. Яковлев И.П. Паблик рилейшнз в организациях. СПб.: Петрополис, 1995. 286 с.
Занятие 6
Медиа-аспект стратегии
Вопросы к семинару.
Преимущества и недостатки основных средств коммуникации.
2. Базовые понятия медиапланирования.
3. Медиа-план и способы его оптимизации.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. Принципы подбора СМИ.
2. Медиа-карта, её продуктивное использование.
3. Основные параметры медиа-обсчёта.
4. Требования, предъявляемые к медиа-плану.
Темы докладов.
1. Принципы подбора СМИ.
2. Составление медиа-карты и её использование.
3. Медиа-обсчёт, его основные параметры.
Литература.
1. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 479 с.
2. Катлип Скотт М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. Учеб. пособие. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 624 c.
3. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика. Учеб. пособие для ВУЗов. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 454 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. 736 с.
5. Мюррей А. PR. Пер. с англ. М.: ФАИР-Пресс, 2003. 192 с.
6. Ньюсом Д. Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. Пер. с англ. М.: Имидж-Контакт, ИНФРА-М, 2001. 627 с.
Занятие 7
Практическая реализация PR-кампании
Вопросы к семинару.
1. План-график осуществления кампании.
2. Распределение зон ответственности между PR-департаментом и PR-агентством.
3. Координация с другими подразделениями информационно-рекламной поддержки.
4. Особенности проведения информационных кампаний в регионах.
5. Система «обратной связи» с целевыми аудиториями при реализации PR-кампаний.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. Типы PR-событий. Технологии их создания.
2. Организация специальных событий.
3. Учет и контроль при реализации PR-кампании.
Темы докладов.
1. План-график осуществления кампании.
2. Координация мероприятий PR-кампании и других маркетинговых мероприятий.
3. Система «обратной связи» с целевыми аудиториями при реализации PR-кампаний.
Литература.
1. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 479 с.
2. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М.: ИМА-пресс, 1994. 152 с.
3. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. Пер. с фр. М.: Инфра-М, ИМИДЖ-Контакт, 2001. 240 с.
4. Горкина М.Б. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR. Учеб. пособие. М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. 240 с.
5. Капитонов Э.А. Корпоративная культура и PR. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. 416 с.
6. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Учеб. пособие. – М.: Дело, 2000. 380 с.
Занятие 8
Планирование, организация и проведение политических PR-кампаний. PR в избирательных кампаниях.
Вопросы к семинару.
1. Цели, функции, институты PR-деятельности в сфере политики.
2. Типы, структуры, методология PR-деятельности в сфере политики.
3. Особенности политической коммуникации.
4. Планирование PR-кампании в рамках общей стратегии избирательного штаба.
5. Агитация, пропаганда.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. PR в системе политического менеджмента.
2. Виды и формы политических кампаний.
3. PR как неотъемлемая часть избирательных технологий.
4. Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа.
Темы докладов.
1. PR в сфере политики: типы, структуры, методология деятельности.
2. Приемы и методы PR в рамках избирательных технологий.
3. Приёмы и методы создания имиджа кандидата.
Литература.
1. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 479 с.
2. Гульбинский Н.А. «Краткий курс» для эффективных политиков. Как стать политиком, добраться до Олимпа власти и удержаться на нём. М.: АВАНТИ, 1999. 184 с.
3. Гусев Д.Г. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. М.: Alex J. Bakster group; Пермь: ИПК «Звезда», 2002. 187 с.
4. Егорова-Гантман Е. Политическая реклама. М.: Никколо-М, 1999. 240 с.
5. Егорова-Гантман Е. Политическое консультирование. М.: Никколо-М, 1999. 471 с.
6. Зазыкина Е.В. Политический PR: символы. М.: ООО «Юр-Инфор-Пресс», 2003. 125 с.
7. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000. 200 с.
8. Лисовский С.Ф. Избирательные технологии. История, теория, практика. Учеб. пособие для кандидатов и избирателей. М.: РАУ Университет, 2000. 320 с.
9. Лукашев А.В. «Чёрный PR» как способ овладения властью или бомба для имиджмейкера. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2001. 176 с.
10. Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов. Российский опыт. М.: Дело, 1999. 448 с.
11. Малкин Е. Основы избирательных технологий. М.: Русская панорама, 2000. 384 с.
12. Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до победы. Предвыборная кампания в российском регионе. М.: Центр, 2003. 304 с.
13. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. 247 c.
14. Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003. 540 с.
15. Пашенцев Е.Н. Паблик Рилейшнз: от бизнеса до политики . – М.: Фин-пресс, 2002. 368 с.
16. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. – Киев: Рекламное агентство Губернаторова, 1995. 236 с.
17. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003. 384 с.
18. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. 576 с.
19. Санаев А. Русский PR в бизнесе и политике. М.: Ось-89, 2003. 240 с.
20. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.
21. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. 496 с.
22. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: СЗРЦ «Русич», Паллада-медиа, 2002. 448 с.
23. Шомова С. Политические шахматы. Паблик рилейшнз как интеллектуальная игра. М.: РИП-холдинг, 2003. 214 с.
Занятие 9
Технология формирования имиджа
Вопросы к семинару.
1. Имидж как компонент массового сознания, его объективная и субъективная стороны.
2. Технологии PR для формирования и продвижения имиджа.
3. Технологии репутационного менеджмента в PR.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. Имидж и архетипы массового сознания.
2. Условия эффективности восприятия имиджа.
3. Приёмы и методы для формирования и продвижения имиджа.
4. Репутационный менеджмент как область PR.
Темы докладов.
1. Имидж: основные характеристики.
2. Принципы создания и продвижения имиджей.
3. Приёмы и методы PR в управлении репутацией фирмы.
Литература.
1. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 479 с.
2. Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. Ключ к успеху. Пер. с англ. М.: Дело, 1997. 80 с.
3. Бинецкий А.Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса. Учеб. пособие. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. 240 с.
4. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М.: ИМА-пресс, 1994. 152 с.
5. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. Пер. с фр. М.: Инфра-М, ИМИДЖ-Контакт, 2001. 240 с.
6. Капитонов Э.А. Корпоративная культура и PR. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. 416 с.
7. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью. Учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, 2003. 416 с.
8. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура: модели, системы ценностей, канал СМК. М.: Изд-во Московского Ун-та, 1999. 350 с.
9. Лукашев А.В. «Черный PR» как способ овладения властью или бомба для имиджмейкера. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2001. 176 с.
10. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. Пер. с англ. М.: Банки и биржи, 1994. 207 с.
11. Пашенцев Е.Н. Паблик Рилейшнз: от бизнеса до политики. М.: Фин-пресс, 2002. 368 с.
12. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. – Киев: Рекламное агентство Губернаторова, 1995. 236 с.
13. Санаев А. Русский PR в бизнесе и политике. М.: Ось-89, 2003. 240 с.
14. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технологии и эффективность. СПб.: Алетейя, 2001. 294 с.
15. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. 496 с.
16. Яковлев И.П. Паблик рилейшнз в организациях. – СПб.: Петрополис, 1995. 286 с.
Занятие 10
Кризисный ПР
Вопросы к семинару.
1. Работа с рисками средствами PR-технологий.
2. Управление кризисными ситуациями.
3. Оперативное реагирование в кризисной ситуации.
4. Роль информации в кризисных условиях.
5. Работа с последствиями кризиса.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. Особенности оценки кризисов в общественном мнении.
2. Система превентивного управления
3. Внутренние и внешние потоки информации.
Темы докладов.
1. Создание программ стабилизации общественного мнения.
2. Система превентивного управления.
3. Роль информации в кризисных условиях.
4. Нейтрализация слухов и недостоверной информации.
5. Работа с последствиями кризиса.
6. Чёрный, серый PR и методы их нейтрализации.
Литература.
1. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 479 с.
2. Лукашев А.В. «Черный PR» как способ овладения властью или бомба для имиджмейкера. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2001. 176 с.
3. Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов. Российский опыт. М.: Дело, 1999. 448 с.
4. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. Пер. с англ. М.: Банки и биржи, 1994. 207 с.
5. Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. СПб.: Питер, 2003. 432 с.
6. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. 496 с.
Занятие 11
Информационные технологии и PR
Вопросы к семинару.
1. On-line коммуникации как инструмент PR.
2. Корпоративный сайт (концепция, формат, структура).
3. Работа с прессой в сети Интернет.
4. Корпоративные коммуникации в Интернет.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. On-line PR в системе менеджмента и маркетинга компании.
2. Интернет-PR и информационный контакт с общественностью.
3. Продвижение корпоративного сайта и интернет-PR.
Темы докладов.
1. Понятие и сущность on-line PR-коммуникации.
2. Продвижение корпоративного сайта и интернет-PR.
3. Возможности Интернет для целей PR.
Литература.
1. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 479 с.
2. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. Учеб. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 624 с.
3. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1999. 348 с.
4. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. 496 с.
5. Яковлев И.П. Паблик рилейшнз в организациях. СПб.: Петрополис, 1995. 286 с.
Занятие 12
Оценка эффективности PR-кампаний
Вопросы к семинару.
1. Проблема оценки эффективности PR-кампаний.
2. Методика оценки эффективности PR-кампаний.
3. Базовые критерии оценки эффективности.
4. Количественные и качественные показатели эффективности.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. Методы анализа результата PR-кампании.
2. Определение показателей эффективности PR-деятельности.
3. Система внесения корректив и поправок.
Темы докладов.
1. Мониторинг и пресс-досье. Контент-анализ материалов в СМИ.
2. Социологические опросы и маркетинговые исследования при определении эффективности PR-мероприятий.
3. Создание позитивных и негативных case-study по итогам кампаний.
Литература.
1. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 479 с.
2. Бортник Е.М. Управление связями с общественностью. Учеб. пособие. М.: ИД «ФБК-Пресс», 2002. 128 с.
3. Катлип Скотт М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. Учеб. пособие. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 624 c.
4. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью. Учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, 2003. 416 с.
5. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технологии и эффективность. СПб.: Алетейя, 2001. 294 с.
6. Харрисон Ш. Связи с общественностью. Вводный курс. Пер. с англ. СПб: ИД «Нева»; М.: Олма-пресс, 2003. 363 с.
Аналитические задания
Рекомендации по совершенствованию и проведению PR-кампании в НПФ «РиК»
Одна из основных маркетинговых целей, стоящих перед компанией, – это адекватное позиционирование торговой марки.
Позиционирование компании или торговой марки – это размещение её в желаемом месте в сознании потребителей. Позиционирование эффективно, когда при упоминании компании или марки потребители чётко представляют себе, о ком или о чём идёт речь, какими ключевыми компетенциями обладает компания или какие выгоды несёт новый продукт. Позиции компании/марки должны отличаться от позиций конкурентов и быть ценными для потребителей.
Наиболее подходящая позиционирующая идея для НПФ «РиК»:
активная забота о достойном пенсионном обеспечении, которая выражается в выборе надежного оператора для инвестиций в собственное будущее – НПФ «РиК».
Акцент делается на следующих элементах:
«Понятность. Открытость. Доступность. Профессионализм».
Концепция:
В рамках PR-кампании ключевая идея: НПФ «РиК» - это активное формирование пенсионного капитала и обеспечение гарантированной комфортной безбедной жизни клиентам фонда после прекращения трудовой деятельности.
Предлагается следующий вариант вербализации этой идеи.
«РиК» - фонд накоплений на достойную жизнь»
Предлагаемый вариант содержит ключевые термины, важные для клиентов, принимающих решение о формировании дополнительной накопительной части пенсии или о переводе своих пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд:
фонд накоплений;
достойная жизнь (обеспеченность).