Электроэнергетика и электротехника»
Учебное пособие
для студентов очной формы обучения направления
Электроэнергетика и электротехника»
Ханты-Мансийск 2013
Кафедра: «Энергетика»
Дисциплина: « Монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт электрооборудования»
(направление 13.03.02.62)
Составители: Гулин С.В., Эрнст А.Д., Щербаков А.Г., Горгоц К.Г., Бессонов В.О., Волкова В.А.
Утверждены на заседании кафедры «__» __________ 2013 г.
Рекомендованы редакционно-издательским советом университета
«__»__________ 2013 г.
1. Общие вопросы эксплуатации и ремонта.
Эксплуатация оборудования начинается с момента его выхода с территории завода-изготовителя и заканчивается сдачей его в переработку на вторичные материалы на предприятие по утилизации промышленных отходов. Таким образом, процесс эксплуатации состоит из следующих этапов:
· транспортировка оборудования;
· хранение оборудования;
· монтаж оборудования;
· пробный пуск и сдача в эксплуатацию;
· техническое обслуживание (ТО) оборудования;
· ремонты в процессе ТО.
После очередного ремонта оборудование вновь поступает на монтаж или на склад с целью последующей замены выводимого в ремонт оборудования.
Основная цель правильной эксплуатации заключается в обеспечении требуемого уровня надежности работы электрического и электромеханического оборудования в течение установленного срока службы с наилучшими технико-экономическими показателями. Среди последних наиболее важным является уменьшение потерь энергии или увеличение КПД оборудования.
1.1 Транспортировка и хранение оборудования
С завода-изготовителя оборудование, как правило, поступает заказчику в упаковке, предохраняющей его от воздействия окружающей среды в процессе транспортировки и хранения. Существуют четыре основных типа помещений (складов) для его хранения. Первую группу составляют склады группы Л (легкие условия), в которых обеспечиваются достаточно комфортные условия хранения оборудования, на складах второй группы обеспечиваются хорошие условия хранения (группа С), на складах третьей и четвертой гpyпп существуют достаточно жесткие (группа Ж) и особо жесткие (группа ОЖ) условия хранения оборудования. При этом группа Л имеет три подгруппы хранения (1, 1.1 и 1.2), гpуппa Ж — три подгруппы (Ж1, Ж2 и ЖЗ), группа ОЖ – четыре (ОЖ1, ОЖ2, ОЖЗ и ОЖ4).
В инструкциях завода-изготовителя указываются допустимые условия и предельный срок хранения оборудования, при которых не нарушается его работоспособность. Поэтому перед приемкой на хранение следует убедиться в сохранности упаковки (консервации) и в случае необходимости восстановить ее, а также проверить комплектность поступившего оборудования и соответствие условий его хранения требованиям завода-изготовителя. Нарушение условий хранения может привести к повреждению отдельных элементов оборудования, связанному с коррозией металлических деталей, окислением контактных поверхностей и др. Естественно, допускается изменение условий хранения на более легкие по сравнению с предусмотренными заводом-изготовителем.
Электрические машины на период транспортировки и хранения консервируют для зашиты от коррозии. Консервации подвергаются поверхности изделий из черных и цветных металлов, а также резьбовые и штифтовые отверстия, из которых вынуты болты и штифты. В зависимости от материала и конфигурации защищаемых поверхностей для консервации могут применяться пластичные и жидкие смазки, легкоснимаемые лакокрасочные покрытия парафинированные бумаги, синтетические пленки и др.
С позиций транспортировки и хранения электрические машины можно условно разбить на два конструктивных типа: машины со щитовыми (рис. 1) и со стояковыми (рис..2) подшипниками. У машин первого типа подшипниковый узел встроен в корпус машины, и она может транспортироваться в собранном виде; в большинстве случаев здесь используются подшипники качения. У машин второго типа подшипники расположены вне корпуса машины в своих собственных корпусах; в большинстве случаев здесь используются подшипники скольжения. Машины первого типа, как правило, транспортируются и хранятся в собранном виде, машины второго типа — разобранными на отдельные узлы, Особое внимание должно быть уделено сохранности подшипников качения, поскольку при длительной транспортировке из-за вибрации и ударов может происходить их бринеллирование (появление лунок на дорожках качения) и наклеп. Поэтому при транспортировке по железной дороге машины устанавливаются поперек движения состава.
Рис. 1. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (степень защиты 1Р 44, способ охлаждения 1С 0141, способ монтажа IM 1001): / станина; 2-рым-болт: 3- сердечник статора; 4-сердечник ротора; 5 — кожух; б, 10 — межшипниковые шипы: 7- веитилятор; 8- балансировочный грузик; 9.13- подшипники; 11-вал ротора; 12— шпонка; 14— вентиляционная лопатка; 15 — короткозамыкающее кольцо; 16 — лобовая часть обмотки статора; 17 — коробка выводов; IS — сальник; 19— болт |
Рис. 2. Синхронный генератор (степень зашиты IP 22, способ охлаждения 1С 01, способ монтажа IM 7312): / вал; 2,3 — головка и стояк подшипника ; 4-кожух 5 — корпус; б, 8 — сердечник и обмотка статора; 7 шпилька: 9 — полюс; 10— лопатка вентилятора; 11- крестовина ротора; 12— контактные кольца; 13— клнноременная передача; 14 — возбудитель |
Синхронные машины и асинхронные двигатели с фазным ротором в собранном виде обычно хранятся но группе Л в районах умеренного климата и по группе ЖЗ в районах тропического климата; асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором в собранном виде — по группам С и ЖЗ; машины постоянного тока в собранном виде — по группам Л и ЖЗ; статоры крупных машин переменного тока, магнитные системы крупных машин постоянного тока, кожухи, шиты, маховики и вентиляторы — по группам С и ЖЗ; стояковые подшипники, роторы крупных электрических машин, аппараты и шиты управления — по группам Л и ЖЗ; фундаментные плиты — по группам Ж2 и ОЖ2.
Масляные трансформаторы и маслонаполненные электрические аппараты отправляются заводом-изготовителем полностью собранными и залитыми маслом. Крупные высоковольтные трансформаторы отправляются частично демонтированными (без расширителя и высоковольтных вводов), залитыми маслом ниже крышки. Надмасляное пространство внутри бака заполняется инертным газом или сухим воздухом.
Масляные трансформаторы, а также демонтированные на время транспортировки крупные узлы и детали (расширитель, выхлопная труба, маслоочистительные и термосифонные фильтры и т. п.) транспортируются без упаковки на открытых железнодорожных платформах. Они должны быть надежно защищены от попадания влаги на всех этапах вплоть до монтажа на месте установки. Вводы напряжением до 35 кВ, комплектующая аппаратура и приборы, система охлаждения, крепежные изделия и запасные части отправляются упакованными вместе с трансформатором. Маслонаполненные вводы класса напряжения 66— 750 кВ транспортируют на место установки трансформатора в упаковке завода-изготовителя вводов.
Сухие трансформаторы и электрические аппараты транспортируются в собственной упаковке, гарантирующей их сохранность от механических повреждений и непосредственного воздействия влаги при транспортировке и хранении.
После доставки масляного трансформатора к месту хранения (но нe более чем через 10 дней) проверяют состояние изоляции трансформатора и проводят его подготовку к монтажу или длительному хранению. При длительном нахождении активной части трансформатора без масла состояние изоляции ухудшается, а восстановление ее характеристик требует значительного времени и материальных затрат.
Уровень масла в расширителе трансформаторов, транспортируемых полностью залитыми маслом, должен находиться в пределах контролируемого уровня по маслоуказателю. Пробивное напряжение масла марки ТК в баке трансформатора должно быть не ниже 50 кВ/мм, тангенс угла потерь (tgϕ) — не более 0.02 при 70 °С. Пробивное напряжение масла в баке контактора устройства регулирования напряжения под нагрузкой должно быть не менее 45 кВ/мм, влагосодержание — не более 0,0025%. При удовлетворительных результатах проверки свойств масла трансформатор разрешается хранить до начала монтажа без ограничения срока.
У трансформаторов, не полностью залитых маслом, проверяется герметичность надмасляного пространства, пробивное напряжение, tg8 и содержание влага в масле, а также параметры масла в баке контактора устройства регулирования напряжения под нагрузкой. Характеристики масла должны соответствовать указанным выше требованиям. При отсутствии избыточного давления или вакуума бак проверяется на герметичность и при необходимости герметичность восстанавливается. Если при проверках выявляются отклонения от норм, принимаются меры по устранению причин, приведших к ухудшению состояния изоляции, и ускорению монтажа трансформатора.
Силовые трансформаторы, а также трансформаторы тока должны храниться под навесом (группа ОЖ4) в собственных кожухах, герметически закрытых и залитых маслом. Комплектующую аппаратуру, крепеж, специальный инструмент, сухие вводы напряжением 6—35 кВ хранят в заводской упаковке в закрытом сухом помещении (группа ЖЗ). Маслонаполненные вводы хранят в вертикальном положении и следят за отсутствием течи и нормальным уровнем масла по маслоуказателю.
Оборудование маслоохладителей обычно размешают под навесом на открытом воздухе (группа ОЖ4), при этом охладители и термосифонные фильтры должны иметь заглушки на фланцах. Вентиляторы и электрические двигатели с соответствующей консервацией хранят в ящиках.
Сроки хранения оборудования должны быть сведены к минимуму, поскольку время хранения входит в гарантийный срок и увеличивает стоимость оборудования. Идеальным вариантом является монтаж «с колес», при котором оборудование поступает с завода-изготовителя прямо на монтажную площадку, минуя стадию хранения.
1.2. Конструктивное исполнение оборудования
Конструктивное исполнение оборудования определяется тремя факторами: способом защиты от воздействия окружающей среды, способом охлаждения и способом монтажа.
Выбор способа защиты от воздействия окружающей среды зависит от места установки оборудования и свойств окружающей среды. Стандартом установлено 10 вариантов климатических исполнений и 5 категорий размещения оборудования.
Нормальные значения температуры внешней среды приведены в Приложении 2 в соответствии с ГОСТ 15150—69*. Исполнение У — для эксплуатации в макроклиматических районах с умеренным климатом: УХЛ — для районов с умеренным и холодным климатом; ТС (ТВ) — для районов с тропическим сухим и влажным климатом; М (ТМ) для районов с умеренно холодным и тропическим морским климатом; Т для всех районов на суше, имеющих тропический климат; О — для всех районов на суше; ОМ — для всех районов на море; В — для всех районов на суше и на море.
Помимо климатических факторов существенное влияние на работу оборудования оказывают и характеристики окружающей среды, которая условно разделена на четыре категории (Приложение 3): категория I — условно-чистая, категория II — промышленная, категория III — морская, категория IV — приморско-промышленная. Оборудование климатических исполнений У, УХЛ, ТС, ТВ, Т предназначается для эксплуатации в окружающей среде категорий 1 и II, климатического исполнения О — в среде категории IV, климатических исполнений М. ТМ, ОМ — в среде категории III, климатического исполнения В — в среде категории III, IV.
Категория размещения 1 (см. Приложение 2) предусматривает эксплуатацию оборудования на открытом воздухе, категория размещения 2 — эксплуатацию под навесом, при которой отсутствует прямое воздействие осадков и солнечной радиации, категория размещения 3 — эксплуатацию в закрытых помещениях, в которых воздействие песка, пыли и колебаний температуры и влажности существенно меньше, чем на открытом воздухе. Категория размещения 4 предусматривает работу оборудования в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями (кондиционирование воздуха), категория размещения 5 — эксплуатацию в помещениях с повышенном влажностью, в которых возможно длительное наличие воды или частая конденсация влаги на стенах и потолке.
Корпус электрической машины, кожух или бак трансформатора и электрического аппарата образуют оболочку, обеспечивающую защиту внутреннего объема электротехнического оборудования от попадания внутрь твердых предметов и влаги, а также защиту персонала от соприкосновения с токоведушими и вращающимися частями, расположенными внутри оболочки.
Степень зашиты обозначается латинскими буквами IP и последующими двумя цифрами. Первая цифра характеризует степень зашиты персонала от соприкосновения с токоведущими или подвижными частями, находящимися внутри корпуса (бака), вторая — степень защиты от проникновения влаги внутрь корпуса.
Первая цифра 0 означает, что специальная защита отсутствует; цифра 1 — защита от проникновения твердых тел размером более 50 мм; цифра 2 — защита от проникновения твердых тел размером более 12 мм; цифра 3 — зашита от твердых тел размером более I мм; цифра 4 — зашита от попадания внутрь проволоки или твердые* тел размером более 1 мм: цифра 5 — ограничено попадание пыли; цифра 6 — проникновение пыли полностью предотвращено.
Вторая цифра 0 означает, что зашита от проникновения влага отсутствует; цифра 1 имеется защита от вертикально падающих капель воды; цифра 2 — защита от капель воды при наклоне корпуса до 15°; цифра 3 — защита от капель дождя, падающих под углом до 60° к вертикали: цифра 4 — зашита от брызг, летящих на оболочку с любого направления; цифра 5 — защита от водяных струй любого направления: цифра 6 — зашита от волн воды; цифра 7 — зашита при погружении в воду; цифра 8 — зашита при длительном погружении в волу (при условиях, установленных изготовителем).
Если степень защиты выводов трансформатора (или реактора) меньше, чем степень защиты самого трансформатора (реактора), то её указывают отдельно на табличке с паспортными данными после степени зашиты трансформатора. Кроме того, степень зашиты электротехнических комплектующих устройств, которые устанавливаются на трансформатор (реактор), должна быть не менее степени защиты самого трансформатора.
Отдельно нормируются степени зашиты оборудования, расположенного во взрывоопасных и пожароопасных зонах. Классификация этих зон приведена в Приложении 4, там же представлен необходимый уровень зашиты электротехнического оборудования. Взрыво- и пожаробезопасное оборудование имеет ряд специфических отличий от оборудования общепромышленного применения и в данном учебнике не рассматривается.
Учебное пособие
для студентов очной формы обучения направления
Электроэнергетика и электротехника»
Ханты-Мансийск 2013
Кафедра: «Энергетика»
Дисциплина: « Монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт электрооборудования»
(направление 13.03.02.62)
Составители: Гулин С.В., Эрнст А.Д., Щербаков А.Г., Горгоц К.Г., Бессонов В.О., Волкова В.А.
Утверждены на заседании кафедры «__» __________ 2013 г.
Рекомендованы редакционно-издательским советом университета
«__»__________ 2013 г.
1. Общие вопросы эксплуатации и ремонта.
Эксплуатация оборудования начинается с момента его выхода с территории завода-изготовителя и заканчивается сдачей его в переработку на вторичные материалы на предприятие по утилизации промышленных отходов. Таким образом, процесс эксплуатации состоит из следующих этапов:
· транспортировка оборудования;
· хранение оборудования;
· монтаж оборудования;
· пробный пуск и сдача в эксплуатацию;
· техническое обслуживание (ТО) оборудования;
· ремонты в процессе ТО.
После очередного ремонта оборудование вновь поступает на монтаж или на склад с целью последующей замены выводимого в ремонт оборудования.
Основная цель правильной эксплуатации заключается в обеспечении требуемого уровня надежности работы электрического и электромеханического оборудования в течение установленного срока службы с наилучшими технико-экономическими показателями. Среди последних наиболее важным является уменьшение потерь энергии или увеличение КПД оборудования.
1.1 Транспортировка и хранение оборудования
С завода-изготовителя оборудование, как правило, поступает заказчику в упаковке, предохраняющей его от воздействия окружающей среды в процессе транспортировки и хранения. Существуют четыре основных типа помещений (складов) для его хранения. Первую группу составляют склады группы Л (легкие условия), в которых обеспечиваются достаточно комфортные условия хранения оборудования, на складах второй группы обеспечиваются хорошие условия хранения (группа С), на складах третьей и четвертой гpyпп существуют достаточно жесткие (группа Ж) и особо жесткие (группа ОЖ) условия хранения оборудования. При этом группа Л имеет три подгруппы хранения (1, 1.1 и 1.2), гpуппa Ж — три подгруппы (Ж1, Ж2 и ЖЗ), группа ОЖ – четыре (ОЖ1, ОЖ2, ОЖЗ и ОЖ4).
В инструкциях завода-изготовителя указываются допустимые условия и предельный срок хранения оборудования, при которых не нарушается его работоспособность. Поэтому перед приемкой на хранение следует убедиться в сохранности упаковки (консервации) и в случае необходимости восстановить ее, а также проверить комплектность поступившего оборудования и соответствие условий его хранения требованиям завода-изготовителя. Нарушение условий хранения может привести к повреждению отдельных элементов оборудования, связанному с коррозией металлических деталей, окислением контактных поверхностей и др. Естественно, допускается изменение условий хранения на более легкие по сравнению с предусмотренными заводом-изготовителем.
Электрические машины на период транспортировки и хранения консервируют для зашиты от коррозии. Консервации подвергаются поверхности изделий из черных и цветных металлов, а также резьбовые и штифтовые отверстия, из которых вынуты болты и штифты. В зависимости от материала и конфигурации защищаемых поверхностей для консервации могут применяться пластичные и жидкие смазки, легкоснимаемые лакокрасочные покрытия парафинированные бумаги, синтетические пленки и др.
С позиций транспортировки и хранения электрические машины можно условно разбить на два конструктивных типа: машины со щитовыми (рис. 1) и со стояковыми (рис..2) подшипниками. У машин первого типа подшипниковый узел встроен в корпус машины, и она может транспортироваться в собранном виде; в большинстве случаев здесь используются подшипники качения. У машин второго типа подшипники расположены вне корпуса машины в своих собственных корпусах; в большинстве случаев здесь используются подшипники скольжения. Машины первого типа, как правило, транспортируются и хранятся в собранном виде, машины второго типа — разобранными на отдельные узлы, Особое внимание должно быть уделено сохранности подшипников качения, поскольку при длительной транспортировке из-за вибрации и ударов может происходить их бринеллирование (появление лунок на дорожках качения) и наклеп. Поэтому при транспортировке по железной дороге машины устанавливаются поперек движения состава.
Рис. 1. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (степень защиты 1Р 44, способ охлаждения 1С 0141, способ монтажа IM 1001): / станина; 2-рым-болт: 3- сердечник статора; 4-сердечник ротора; 5 — кожух; б, 10 — межшипниковые шипы: 7- веитилятор; 8- балансировочный грузик; 9.13- подшипники; 11-вал ротора; 12— шпонка; 14— вентиляционная лопатка; 15 — короткозамыкающее кольцо; 16 — лобовая часть обмотки статора; 17 — коробка выводов; IS — сальник; 19— болт |
Рис. 2. Синхронный генератор (степень зашиты IP 22, способ охлаждения 1С 01, способ монтажа IM 7312): / вал; 2,3 — головка и стояк подшипника ; 4-кожух 5 — корпус; б, 8 — сердечник и обмотка статора; 7 шпилька: 9 — полюс; 10— лопатка вентилятора; 11- крестовина ротора; 12— контактные кольца; 13— клнноременная передача; 14 — возбудитель |
Синхронные машины и асинхронные двигатели с фазным ротором в собранном виде обычно хранятся но группе Л в районах умеренного климата и по группе ЖЗ в районах тропического климата; асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором в собранном виде — по группам С и ЖЗ; машины постоянного тока в собранном виде — по группам Л и ЖЗ; статоры крупных машин переменного тока, магнитные системы крупных машин постоянного тока, кожухи, шиты, маховики и вентиляторы — по группам С и ЖЗ; стояковые подшипники, роторы крупных электрических машин, аппараты и шиты управления — по группам Л и ЖЗ; фундаментные плиты — по группам Ж2 и ОЖ2.
Масляные трансформаторы и маслонаполненные электрические аппараты отправляются заводом-изготовителем полностью собранными и залитыми маслом. Крупные высоковольтные трансформаторы отправляются частично демонтированными (без расширителя и высоковольтных вводов), залитыми маслом ниже крышки. Надмасляное пространство внутри бака заполняется инертным газом или сухим воздухом.
Масляные трансформаторы, а также демонтированные на время транспортировки крупные узлы и детали (расширитель, выхлопная труба, маслоочистительные и термосифонные фильтры и т. п.) транспортируются без упаковки на открытых железнодорожных платформах. Они должны быть надежно защищены от попадания влаги на всех этапах вплоть до монтажа на месте установки. Вводы напряжением до 35 кВ, комплектующая аппаратура и приборы, система охлаждения, крепежные изделия и запасные части отправляются упакованными вместе с трансформатором. Маслонаполненные вводы класса напряжения 66— 750 кВ транспортируют на место установки трансформатора в упаковке завода-изготовителя вводов.
Сухие трансформаторы и электрические аппараты транспортируются в собственной упаковке, гарантирующей их сохранность от механических повреждений и непосредственного воздействия влаги при транспортировке и хранении.
После доставки масляного трансформатора к месту хранения (но нe более чем через 10 дней) проверяют состояние изоляции трансформатора и проводят его подготовку к монтажу или длительному хранению. При длительном нахождении активной части трансформатора без масла состояние изоляции ухудшается, а восстановление ее характеристик требует значительного времени и материальных затрат.
Уровень масла в расширителе трансформаторов, транспортируемых полностью залитыми маслом, должен находиться в пределах контролируемого уровня по маслоуказателю. Пробивное напряжение масла марки ТК в баке трансформатора должно быть не ниже 50 кВ/мм, тангенс угла потерь (tgϕ) — не более 0.02 при 70 °С. Пробивное напряжение масла в баке контактора устройства регулирования напряжения под нагрузкой должно быть не менее 45 кВ/мм, влагосодержание — не более 0,0025%. При удовлетворительных результатах проверки свойств масла трансформатор разрешается хранить до начала монтажа без ограничения срока.
У трансформаторов, не полностью залитых маслом, проверяется герметичность надмасляного пространства, пробивное напряжение, tg8 и содержание влага в масле, а также параметры масла в баке контактора устройства регулирования напряжения под нагрузкой. Характеристики масла должны соответствовать указанным выше требованиям. При отсутствии избыточного давления или вакуума бак проверяется на герметичность и при необходимости герметичность восстанавливается. Если при проверках выявляются отклонения от норм, принимаются меры по устранению причин, приведших к ухудшению состояния изоляции, и ускорению монтажа трансформатора.
Силовые трансформаторы, а также трансформаторы тока должны храниться под навесом (группа ОЖ4) в собственных кожухах, герметически закрытых и залитых маслом. Комплектующую аппаратуру, крепеж, специальный инструмент, сухие вводы напряжением 6—35 кВ хранят в заводской упаковке в закрытом сухом помещении (группа ЖЗ). Маслонаполненные вводы хранят в вертикальном положении и следят за отсутствием течи и нормальным уровнем масла по маслоуказателю.
Оборудование маслоохладителей обычно размешают под навесом на открытом воздухе (группа ОЖ4), при этом охладители и термосифонные фильтры должны иметь заглушки на фланцах. Вентиляторы и электрические двигатели с соответствующей консервацией хранят в ящиках.
Сроки хранения оборудования должны быть сведены к минимуму, поскольку время хранения входит в гарантийный срок и увеличивает стоимость оборудования. Идеальным вариантом является монтаж «с колес», при котором оборудование поступает с завода-изготовителя прямо на монтажную площадку, минуя стадию хранения.
1.2. Конструктивное исполнение оборудования
Конструктивное исполнение оборудования определяется тремя факторами: способом защиты от воздействия окружающей среды, способом охлаждения и способом монтажа.
Выбор способа защиты от воздействия окружающей среды зависит от места установки оборудования и свойств окружающей среды. Стандартом установлено 10 вариантов климатических исполнений и 5 категорий размещения оборудования.
Нормальные значения температуры внешней среды приведены в Приложении 2 в соответствии с ГОСТ 15150—69*. Исполнение У — для эксплуатации в макроклиматических районах с умеренным климатом: УХЛ — для районов с умеренным и холодным климатом; ТС (ТВ) — для районов с тропическим сухим и влажным климатом; М (ТМ) для районов с умеренно холодным и тропическим морским климатом; Т для всех районов на суше, имеющих тропический климат; О — для всех районов на суше; ОМ — для всех районов на море; В — для всех районов на суше и на море.
Помимо климатических факторов существенное влияние на работу оборудования оказывают и характеристики окружающей среды, которая условно разделена на четыре категории (Приложение 3): категория I — условно-чистая, категория II — промышленная, категория III — морская, категория IV — приморско-промышленная. Оборудование климатических исполнений У, УХЛ, ТС, ТВ, Т предназначается для эксплуатации в окружающей среде категорий 1 и II, климатического исполнения О — в среде категории IV, климатических исполнений М. ТМ, ОМ — в среде категории III, климатического исполнения В — в среде категории III, IV.
Категория размещения 1 (см. Приложение 2) предусматривает эксплуатацию оборудования на открытом воздухе, категория размещения 2 — эксплуатацию под навесом, при которой отсутствует прямое воздействие осадков и солнечной радиации, категория размещения 3 — эксплуатацию в закрытых помещениях, в которых воздействие песка, пыли и колебаний температуры и влажности существенно меньше, чем на открытом воздухе. Категория размещения 4 предусматривает работу оборудования в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями (кондиционирование воздуха), категория размещения 5 — эксплуатацию в помещениях с повышенном влажностью, в которых возможно длительное наличие воды или частая конденсация влаги на стенах и потолке.
Корпус электрической машины, кожух или бак трансформатора и электрического аппарата образуют оболочку, обеспечивающую защиту внутреннего объема электротехнического оборудования от попадания внутрь твердых предметов и влаги, а также защиту персонала от соприкосновения с токоведушими и вращающимися частями, расположенными внутри оболочки.
Степень зашиты обозначается латинскими буквами IP и последующими двумя цифрами. Первая цифра характеризует степень зашиты персонала от соприкосновения с токоведущими или подвижными частями, находящимися внутри корпуса (бака), вторая — степень защиты от проникновения влаги внутрь корпуса.
Первая цифра 0 означает, что специальная защита отсутствует; цифра 1 — защита от проникновения твердых тел размером более 50 мм; цифра 2 — защита от проникновения твердых тел размером более 12 мм; цифра 3 — зашита от твердых тел размером более I мм; цифра 4 — зашита от попадания внутрь проволоки или твердые* тел размером более 1 мм: цифра 5 — ограничено попадание пыли; цифра 6 — проникновение пыли полностью предотвращено.
Вторая цифра 0 означает, что зашита от проникновения влага отсутствует; цифра 1 имеется защита от вертикально падающих капель воды; цифра 2 — защита от капель воды при наклоне корпуса до 15°; цифра 3 — защита от капель дождя, падающих под углом до 60° к вертикали: цифра 4 — зашита от брызг, летящих на оболочку с любого направления; цифра 5 — защита от водяных струй любого направления: цифра 6 — зашита от волн воды; цифра 7 — зашита при погружении в воду; цифра 8 — зашита при длительном погружении в волу (при условиях, установленных изготовителем).
Если степень защиты выводов трансформатора (или реактора) меньше, чем степень защиты самого трансформатора (реактора), то её указывают отдельно на табличке с паспортными данными после степени зашиты трансформатора. Кроме того, степень зашиты электротехнических комплектующих устройств, которые устанавливаются на трансформатор (реактор), должна быть не менее степени защиты самого трансформатора.
Отдельно нормируются степени зашиты оборудования, расположенного во взрывоопасных и пожароопасных зонах. Классификация этих зон приведена в Приложении 4, там же представлен необходимый уровень зашиты электротехнического оборудования. Взрыво- и пожаробезопасное оборудование имеет ряд специфических отличий от оборудования общепромышленного применения и в данном учебнике не рассматривается.