Проверка состояния и ремонт индивидуального заземления железобетонной опоры

1. Состав исполнителей

Исполнители Непосредственно с опоры С приставной лестницы
Электромонтер 6 разряда
Электромонтер S разояда . 1
Электромонтер 4 разряда

2. Условия выполнения работ

Работа выполняется:

2.1. Со снятием напряжения с проводов, находящихся на опоре в зоне работы; непосредственно с опоры или с применением приставной лест­ницы 9 м; с подъемом на высоту; без перерыва в движении поездов.

2.2. По наряду и приказу энергодиспетчера.

3. Механизмы, приборы, монтажные прясаособленшц инструмент, защитные средства и сигнальные принадлежности

Лестница приставная 9 м (при работе на железобетонной конической

опоре), шт..........,......„...........................................................1

Ключ гаечный, шт,,.,.-..............................,...........................2

Лопата, шт ..................... ,.,................... .............................. 1

Молоток слесарный, шт…………………………………...1

Ножовка по металлу, шт.......................................................1

Кисть малярная, шт..............„.............:.................................1

Щетка металлическая, шт.....................................................1

Перемычка для шунтирования искрового промежутка, шт..1.

Переносное заземление (заземляющая штанга), шт...............1.

Перчатки диэлектрические, пар................................................2

Жилет сигнальный, шт..................................по числу исполнителей

Каска защитная, шт.......................................по числу исполнителей

Сигнальные принадлежности, компл.......................................1

4. Норма времени на одно заземление, чел. ч.

Виды работ Заземление
Двутавровой опоры Крнической опоры
Проверка состояния и ремонт 0.095 0.122
Переборка (замена) деталей крепт ления (одного ш>и9оедИнеция) 0,062 0,093
Окраска за один прием 1 м прутка 0.080 0.120

5. Подготовительные работы и допуск к работе

5.1. Накануне работ передать энергодйспетчеру заявку на выполнение работ со снятием напряжения в зоне работ, непосредственно с опоры или с применением приставной лестницы 9 w, с подъемом на высоту, без перерыва в движении поездов, с указанием времени, места и харак­тера работ.

5.2. Получить наряд на производство работ и инструктаж от лица, вы­давшего его. ч

5.3. В соответствии с результатами обходов и объездов с осмотром, ди­агностических испытаний и измерений подобрать необходимые материа­лы и детали для замены изношенных. Проверить внешним осмотром их состояние, комплектность; качество изготовления и защитного покры­тия, прогнать резьбу на всех резьбовых соединениях и нанести на нее смазку.

При замене искровых промежутков в цепи заземления они должны пройти испытания с измерением величины напряжения пробоя. Оно дол­жно быть в пределах 800—1200 В.

5.4. Подобрать монтажные приспособления, защитные средства, сигналь­ные принадлежности и инструмент, проверить их исправность и сроки ис­пытаний. Погрузить их, а также подобранные материалы и детали на транс­портное средство, организовать доставку вместе с бригадой к месту работы.

5.5. По прибытии на место работы провести текущий инструктаж по технике безопасности с росписью в наряде.

5.6. Получить приказ энергодиспетчера с указанием о снятии напря­жения в зоне работы, времени начала и окончания работ.

5.7. Заземлить провода и оборудование, с которых снято напряжение, переносными заземляющими штангами с обеих сторон места работы в соответствии с нарядом.

5.8. При работе на железобетонной конической опоре установить и закрепить на опоре приставную лестницу 9 м.

Набор инструмента электромонтера, компл........................................1

Ножовка по металлу с запасным полотном, шт.'....'............................1

Полотно наждачное, лист.........:.............................................................1

Щетка металлическая, шт...................................................................1

Штанга заземляющая, шт....___..........................................................2

Перемычка медная для шунтирования искрового промежутка, шт ... 1

"Удочка" веревочная, шт....................................................................1

Лопата, шт..............................................................................................1

Молоток слесарный, шт.......................................................................1

Перчатки диэлектрические, пар.............;..........:..................................1

Пояс предохранительный, шт...........................................................2

Каска защитная, шт.......................................по числу исполнителей

Жилет сигнальный, шт.....................................по числу исполнителей

Сигнальные принадлежности, компл___.„.......................................1

Тип опор   На один, пролет   На каждый следующий пролет
Металлические и двутавровые железобетонные опоры   0,367   0,175  
Железобетонные конические опоры   0.665   0.325  

4. Норма времени, чел. ч.

5. Подготовительные работы и допуск к работе

5J. Накануне работ передать энергодиспетчеру заявку на выполнение работ без снятия напряжения вблизи частей, находящихся под напряже­нием, без перерыва в движении поездов с указанием времени, места и характера работ.

5.2. Получить наряд на производство работ и инструктаж от лица, вы­давшего его. •

5.3. В соответствии с результатами обходов и объездов с осмотром, диагностических испытаний и измерений подобрать необходимые мате­риалы и детали для замены изношенных. Проверить внешним осмотром их состояние, комплектность, качество изготовления и защитного по­крытия, прогнать резьбу на всех резьбовых соединениях и нанести на нее смазку.

При замене искровых промежутков или диодных заземлителей провести их испытания и измерения. Искровые промежутки долж­ны иметь величину напряжения пробоя от 800 до 1200 В. Диодный заземлитель должен иметь сопротивление, в направлении от рель­са к опоре, более 100 кОм, а в обратном направлении —равное нулю.

5.4. Подобрать монтажные приспособления, защитные средства, сиг­нальные принадлежности и инструмент, проверить их исправность и сроки испытаний. Погрузить их; а также подобранные материалы и детали на транспортное средство, организовать доставку вместе с бри­гадой к месту работы.

5.9. Осуществить допуск к производству работ.

6. Схема последовательного технологического процесса

№ п/п Наименование операций Содержание операций, технологические требования, и нормы
6.1. Проверка состояния и ремонт вер­тикального спуска вдоль опоры 6.1.1. При работе без снятия напряжения с контак­тной сети ппроверить внешним осмотром целостность и исправность заземления, а также надежность при­соединения его к тяговому рельсу. При наличии в цепи заземления искрового промежутка, разрыва или ос­лабленного крепления в местах соединений устано­вить шунтирующую перемычку или переносное зазем­ление, присоединив ее в диэлектрических перчатках сначала со стороны тягового рельса, а затем — со сто­роны опоры. 6.1.2- Непосредственно с опоры или с приставной лестницы 9 м проверить правильность прокладки за­земляющего проводника, его сечение и состояние за­щитного покрытия (окраски), мест соединения спус­ка с заземляющими отростками крепительных дета­лей на опоре. . Заземляющий спуск должен быть окрашен, выправ­лен и натянут вдоль опоры с полевой или боковой ее стороны. Не допускается соприкосновение спуска с поверхностью бетона и с кронштейном ВЛ до 1 кВ. С этой: целью между спуском и опорой устанавливаются изолирующие деревянные (или полимерные) проклад­ки, закрепляемые на опоре вязальной проволокой Для крепления искрового промежутка устанавли­вается хомут с изолирующей' прокладкой от поверх­ности бетона. Все присоединения к заземляющему спуску выполняются плашечными зажимами (деталь К-066), к изолирующим прокладкам спуск крепится скобами. 6'. 1.3. При нарушении окраски очистить проводник от ржавчины металлической щеткой -и возобновить его окраску кузбасским лаком или масляной краской. 6.1.4. Устранить места касания проводника опоры или кронштейна ВЛ до 1 кВ, заменить пришедшие.в не­годность изоляционные прокладки или зажимы (деталь К-066). При замене соединительного зажима зачистить контактные поверхности наждачным полотном или ме­таллической щеткой до металлического блеска. .

5.5. Уведомить энергодиспетчера о времени, месте и характере работы.

5.6. По прибытии на место работы провести текущий инструктаж по технике безопасности с росписью в наряде.

5.7. Присоединить к тяговому рельсу башмак заземляющей штанги и подготовить ее для завешивания на токоведущие части.

5.8. При работе на железобетонной конической опоре установить и закрепить на ней приставную лестницу 9 м.

5.9. Осуществить допуск к производству работ

6. Схема последовательного технологического процесса

№ п/п Наименование операций Содержание операций, технологические требования и нормы
 
6.1. Заземление троса груп­пового за­земления 6.1.1. Проверить целостность и исправность присо­единения троса группового заземления к рельсовой цепи. При наличии в заземляющих спусках защитно­го устройства установить на нем медную шунтирую­щую перемычку сечением 50 мм2, присоединив ее сначала со стороны тягового рельса, а затем — со стороны троса. Работу выполнять в диэлектрических перчатках. 6.1.2. На участках переменного тока проверку со­стояния и ремонт группового заземления производить в зоне между двумя переносными заземляющими штангами, установленными на тросе группового за­земления на расстоянии 200 м друг, от друга после при­соединения их башмаков к тяговому рельсу.  
6.2. Проверка правильно­сти монта­жа 6.2.1. Проверить длину "плеча" троса группового заземления от места подключения к рельсовой цепи до анкеровки (или врезного изолятора), высоту его подвеса. Длина "плеча" при постоянномчтоке не дол­жна превышать 600 м для железобетонных опор и 300 м — для металлических опор, а при переменном токе должна быть не более 200 м. Трос группового заземления должен анкероваться на высоте 4 м от поверхности земли. Высота подвеса троса от уровня земли должна быть не менее 5 м. 6.2.2. Проверить правильность заземления опор с разрядниками, разъединителями и низким сопротив­лением заземления. Не подключаются к проводу группового заземле­ния опоры с сопротивлением ниже 100 Ом, а также изолированные от опор заземляющие спуски от за­земляемого рога разрядника или привода секционно­го разъединителя.  
6.3. Проверка состояния и ремонт за­земляющего спуска и за­щитного ус­тройства 6.3.1, Проверить установку и крепление на кронштейнах защитных устройств. Ослабленные крепления подтянуть. Диодные заземлители крепятся на деревянных крон­штейнах изолированно от опор на высоте 1,7 м от уров­ня земли. Искровые промежутки устанавливают на высоте 0,5 — 1,0 м. В общедоступных местах защитные устройства устанавливают на высоте 2,5 м от уровня земли или посадочной платформы. 6.3.2. Проверить присоединение защитного устрой­ства к заземляющим спускам, а также присоединение спусков к тяговой рельсовой цепи. Присоединения выполняются: — к междроссельным перемычкам — соединитель­ными зажимами (деталь К-054); — к дроссель-трансформаторам — под болты клемм-ных выводов; — к тяговому рельсу — при помощи зажимов для заземления (деталь К-124); — к искроврму промежутку или диодному заземли-телю — плашечными зажимами для заземляющего провода, (деталь К-066). Защитное устройство присоединяется к тросу груп­пового заземления одинарным проводом того же се­чения,, что и трос, а к рельсовой цепи — двумя сталь­ными прутками диаметром 12 мм для участков посто­янного тока и 10 мм —для участков переменного тока. Они должны быть окрашены и проложены вдоль опо­ры изолированно от нее на деревянных или полимер­ных прокладках, а по земле — изолированно в поли­этиленовых трубках, заглубленных на одном уровне с землей, или на полушпалах, уложенных по поверхно­сти земли, с креплением, к ним скобами. Ущемляющие спуску выгибаются по профилю бров­ки земляного полотна и балластной призмы. Чтобы исключить шунтирование рельсовой цепи, прокладка заземляющих проводников под рельсами должна быть выполнена в одном шпальном ящике, с жестким креплением проводника скобами к деревян­ным шпалам. При наличии железобетонных шпал про­кладка выполняется в изолированных трубах (асбоце­ментных, полимерных и т.п.). Расстояние между местами, присоединения прово­дов к рельсам должно быть не более 200 мм. Примечание, При обнаружении неудовлетворительного механического соединения или окисления контактных поверхностей произвести их переборку с зачисткой кон­тактных поверхностей заземляющих проводников и за­жимов наждачным полотном или металлической щет­кой до блеска. Места разрыва в цепи заземления необхо­димо предварительно зашунтировать шунтирующей мед­ной перемычкой сечением 50 мм2, порядком, указанным выше в п. 6.1.1.  
6.4 Проверка состояния и ремонт за­земления опор на трос груп­пового за­земления 6.4.1. Проверить крепление на опорах кронштейнов анкеровки и подвеса троса группового заземления. Ослабленные крепления подтянуть. Седло в местах излома провода (в кривых участках пути) должно быть расположено так, чтобы усилие от излома проходи­лось на основную часть корпуса, а не на плашку; между алюминиевым (сталеалюминевым) проводом и сед­лом должен быть вкладыш (деталь К-067). Провод в седле должен быть закреплен плашкой, желобок ко­торой соответствует сечению провода. 6.4.2. Проверить присоединения заземляющих про­водников опор к" Тросу группового заземления. На же­лезобетонных опорах заземляющие проводники идут от отростков заземления на хомутах или закладных деталях для крепления консолей, кронштейнов, оття­жек и т.п. На металлических опорах заземляющий пру­ток присоединяется к раскосу опоры болтовым креп­лением (присоединение к несущим уголкам опоры не допускается). Узлы соединения заземляющих проводников с тро­сом группового заземления выполняются соединитель­ными зажимами (деталь К-054) — для проводов мар­ки М или ПБСМ; соединительными зажимами (де­таль К-064)' — для проводов марки А или АС сечени­ем 120 — 185 мм2. На заземляющие проводники из круглой стали диаметром 10 —12 мм и провода мар­ки А и АС сечением до 65 мм2 устанавливаются плашечные зажимы (деталь К-066). Все места присоеди­нения должны быть надежно закреплены болтами с контргайками. 6.4.3. При необходимости произвести переборку уз­лов присоединения с зачисткой контактных поверх­ностей заземляющих проводников, троса и зажимов наждачным полотном или металлической щеткой до металлического блеска. Места разрыва в цепи зазем­ления необходимо предварительно зашунтировать шун­тирующей медной перемычкой сечением 50 мм2.  
6.5. Снятие за­земления или шунти­рующей пе­ремычки 6.5.1. Исполнителю спуститься вниз, снять шунти­рующую перемычку с защитного устройства, отсое­динив ее в диэлектрических перчатках сначала со сто­роны опоры, а затем от тягового рельса. 6.5.2. На участках переменного тока снять заземля­ющие штанги с троса группового заземления.  

7. Окончание работ

7.1. Отсоединить лестницу от опоры и опустить ее на землю.

7.2. Отсоединить заземляющую штангу от тягового рельса (при работе вблизи частей, находящихся под напряжением),

7.3. Собрать материалы, монтажные приспособления, инструмент, за­щитные средства и погрузить их на транспортное средство. "•.,.

7.4. Дать уведомление энергодиспетчеру об окончании работ.

7.5. Возвратиться на производственную, базу ЗЧК.

Наши рекомендации