Проверка состояния, регулировка и ремонт секционного разъединителя без снятия напряжения

1. Состав исполнителей

Электромонтер 6 разряда......................................................................1

Электромонтер 5 разряда......................................................................1

Электромонтер 4 разряда......................................................................2

Электромонтер 3 разряда......................................................................1

2. Условия выполнения работ

Работа выполняется:

2.1. На разъединителях, у которых шлейфы подключены к контактной сети через врезные изоляторы.

2.2. Как комбинированная в следующей последовательности:

а) под напряжением — по отключению шлейфов от контактной сети;

б) со снятием напряжения с разъединителя и его шлейфов — по про­верке состояния и ремонту разъединителя;

в) под напряжением — по подключению шлейфов к контактной сети.

2.3. С применением изолирующей съемной вышки; с использованием навесной лестницы 3 м; с подъемом на высоту.

2.4. Без перерыва в движении поездов; с ограждением места работ сигна­листами и с выдачей предупреждений поездам о работе съемной вышки.

2.5. По наряду и уведомлению энергодиспетчера с указанием време­ни, места и характера работ. При работе на станционных путях — по согласованию с дежурным по станции.

3. Механизмы, приборы, монтажные приспособления, инструмент,

защитные средства и сигнальные принадлежности

Вышка изолирующая съемная, шт.......................................................1

Лестница навесная 3 м, щт.........................,,....т...............................|

Набор инструмента электромонтера, компл........................................1

Ножовка по металлу с запасным полотном, шт..................................1

Полотно наждачное, лис¥ или щетка металлическая, шт...................1

Штанга переносная шунтирующая, шт..............-................................. 1

Линейка измерительная, шт........i.................................-................ 1

Динамометр, шт:...............................................................................1

Штанга заземляющая, щт.............'................ ........... ...........................2

Перемычка медная для шунтирования искрового промежутка; щт..... 1

Перемычка медная для шунтирования секций, шт.............................1

Перчатки диэлектрические, пар..........,......-.....................................5

Пояс предохранительный, шт.......................и..;—...........................3

Каска защитная, шт.............................................................................5

Жилет сигнальный, шт............. …………………………….….........5

Сигнальные принадлежности, компл............................. ..............1

Радиостанция переносная, шт.............................................................1

Аптечка, компл..............................................—•......•..........................1

4. Норма времени на один секционный разъединитель — 8,08 чел. ч.

Примечания:

1. В приведенной норме времени предусмотрен шлейф секционного разъе­динителя из трех проводов. При изменении количества проводов в шлейфе норму времени увеличивать (или уменьшать) на 0,266 чел. ч. на один провод.

2. В случае установки и снятии шунта на секционном изоляторе нврму времени увеличивать на 0,519 чел. ч

5. Подготовительные работы и допуск к работе

5.1. Накануне работ передать энергодиспетчеру заявку на выполнение работ под напряжением с применением изолирующей съемной вышки без перерыва в движении поездов и выдачу предупреждений поездам о работе съемной вышки, с указанием времени, места и характера работ.

5.2. Получить наряд напроизводство работ и инструктаж от лица, вы­давшего его.

5.3. В соответствии с результатами обходов и объездов с осмотром, ди­агностических испытаний и измерений подобрать необходимые материа­лы и детали для замены изношенных. Проверить внешним осмотром их состояние, комплектность, качество изготовления и защитного покры­тия, прогнать резьбу на всех резьбовых соединениях и нанести на нее смазку.

5.4. Подобрать монтажные приспособления, защитные средства, сигналь­ные принадлежности и инструмент, проверить их исправность и сроки ис­пытаний. Погрузить их, а также подобранные материалы и детали на транс­портное средство, организовать доставку вместе с бригадой к месту работы.

5.5. Уведомить энергодиспетчера о времени, месте и характере работ. Убедиться в выдаче предупреждений поездам о работе съемной вышки. При работе на станционных путях согласовать ее выполнение с дежур­ным по станции, оформив запись в "Журнале осмотра путей, стрелоч­ных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети".

5.6. По прибытии на место работы провести текущий инструктаж по технике безопасности всем членам бригады с росписью каждого в наря­де. Четко распределить обязанности между исполнителями.

5.7. Определить порядок ограждения съемной вышки и выставить сиг­налистов. Проверить внешним осмотром техническую исправность съем­ной вышки, при необходимости, очистить изоляционные детали от пыли и загрязнения, установить вышку на путь и опробовать ее изоляцию ра­бочим напряжением.

5.8. Проверить визуально расположение разъединителя и правильность подключения его шлейфов к цепной подвеске (через врезные изолято­ры). На весь период работы ключ от привода разъединителя должен нахо­диться у руководителя работ. При дистанционном управлении открыть крышку привода, проверить работу кнопки блокировки, оставить крыш­ку привода открытой.

5.9. Осуществить допуск к производству работ.

6. Схема последовательного технологического процесса

№ п/п Наименование операций Содержание операций, технологические требования и нормы
6.1. Проверка заземления опоры и привода разъедини­теля 6.1.1. Проверить целостность и исправность зазем­ления опоры и надежность присоединения его к тяго­вому рельсу. При наличии в цепи заземления опоры защитного устройства установить на нем медную шун­тирующую перемычку сечением 50 мм2, присоединив ее сначала со стороны тягового рельса, а затем – со стороны опоры. Работу выполнять в диэлектрических перчатках., 6.1.2- Проверить состояние и исправность заземле­ния привода разъединителя на тяговый рельс. Привод разъединителя должен быть изолирован от опоры, а в тяге — врезана изолирующая вставка. При ее отсутствии конструкция разъединителя так же дол­жна быть изолирована от опоры. Привод присоединяется к тяговой рельсовой цепи двумя заземляющими проводниками наглухо, без защит­ных устройств. При этом Не допускается их соединение с индивидуальным или групповым заземлением опоры.
6.2. Шунтиро­вание сек­ций, соеди­няемых разъедини­телем 6.2.1. Включить разъединитель или проверить его включенное положение. 6.2.2. Установить изолирующую съёмную вышку (ИВ) на путь под электрическими соединителями (ЭС) изолирующего сопряжения (или под секцион­ным изолятором). Исполнителю с помощником под­няться на рабочую площадку и, при завешенных шун­тирующих штангах (ЩШ) на контактные провода (КП) обеих ветвей (секций), подключить шунтирующие перемычки (ШП) соединительными зажимами к поперечным электросоединителям (ЭС) обеих вет­вей сопряжения 6.2.3. При шунтировании секционного изолятора шун­тирующей перемычкой соединить обе его ветви при по­мощи болтовых соединительных зажимов таким образом, что бы обеспечивался проход полозов токоприемников по секционному изолятору. Если разъединитель, шунти­рующий секционный изолятор, расположен далее 600 м от изолятора, то шунтирующую перемычку необходимо устанавливать с помощью изолирующей штанги. Общее сечение шунтирующей перемычки изолиру­ющего сопряжения или секционного изолятора дол жно быть не менее 70% сечения одной из ветвей (сек ции) контактной подвески.
6.3 Отключе­ние шлей­фов разъе­динителя от контактной подвески 6.3.1. Отключить разъединитель без заземляющего ножа и закрыть привод на замок. Разъединитель с заземляющим ножом на одном приводе оставить во включенном положении. 6.3.2. Переместить съемную вышку к месту подклю­чения одного из шлейфов разъединителя к контакт­ной подвеске. 6.3.3. Отключить поочередно перемычки шлейфов от контактной подвески.в следующей последователь­ности Завесить с рабочей площадки изолирующей вышки (ИВ) шунтирующие штанги (ШШ) на контактные про­вода (КП) и навесную лестницу 3 м (НЛ) на несущий трос (НТ). Исполнителю подняться по лестнице, заве­сить переносную шунтирующую штангу (ПШШ) по обе стороны врезного изолятора (ВИ), отсоединить концы шлейфа вместе с держателем проводов от поперечного электросоединителя (ЭС), переставить их на шлейфы за врезными изоляторами (показано стрелкой) и закрепить. Отключение шлейфов разъединителя с за­земляющим ножом на одном приводе производится при включенном разъединителе и отсутствии электропод­вижного состава на данной секции. 6.34. Снять переносную шунтирующую штангу, испол­нителю спуститься на площадку вышки, снять навесную лестницу 3 м с несущего троса и шунтирующие штанги с контактного провода. Переместить вышку ко второму шлейфу разъединителя и аналогичным образом отсоеди­нить его от контактной сети. 6.3.5. Съемную изолирующую вышку снять с пути и установить к опоре с разъединителем вне габарита подвижного состава. 6.3.6. Установить на каждый отключенный шлейф разъединителя по одной заземляющей штанге (ЗШ), присоединяя их сначала к тяговому рельсу. Штанги вывести из габарита подвижного состава. 6.3.7. Включить разъединитель (разъединитель с зазем­ляющим ножом должен находиться во включенном по­ложении). Исполнителю подняться по опоре (или исполь­зуя съемную вышку) к разъединителю (СР) и соединить его шлейфы, при помощи болтовых соединительных за­жимов, медной шунтирующей перемычкой (ШП) сече­нием не менее 50 мм2
6.4. Проверка состояния, регулировка и ремонт разъедини­телей по типам 6.4 1. Разъединитель РЛНД-35 6.4.1.1. Очистить изоляторы разъединителя и опор­ные изоляторы шлейфов от загрязнения и осмот­реть их. Не допускаются: сколы на ребрах фарфора общей площадью более 3 см2, продольные и ради­альные трещины на изоляционных деталях и окон-цевателях, нарушение заделки в местах соединений изоляционных деталей с оконцевателями (качание или проворачивание). При наличии изоляции меж­ду конструкцией разъединителя и опорой внешним осмотром проверить ее состояние. Не допускается механическое повреждение или шунтирование изо­лирующих элементов. 6.4.1.2. Осмотреть и зачистить контактные поверх­ности подвижного ножа и неподвижных губок наж­дачным полотном до блеска, удалив наплывы и зау­сенцы. Проверить целостность гибких шунтов и их крепление к ножу и шине. На все резьбовые соедине­ния нанести смазку. - 6.4.1.3. При наличии дугогасящих рогов проверить их крепление и осмотреть. Дугогасящие рога долж­ны иметь правильную форму, гладкую без заусен­цев поверхность и плотный контакт в месте сопри­косновения. При отключении разъединителя не до­пускается сцепление рогов. Зачистить рога наждач­ным полотном до блеска, удалив наплывы и зау сенцы. Износ рогов не должен превышать 10% по­перечного сечения. 6.4.1.4. Проверить плотность контакта в местах при­соединения шлейфов к разъединителю. При обнару­жении нагрева контактов произвести их переборку с зачисткой контактных поверхностей проводов шлей­фов и зажимов на разъединителе наждачным полот­ном до металлического блеска. При подключении шлейфов не допустить расслое­ния проводов и перекос плашек зажимов, убедиться в надежности затяжки болтов. 6.4.1.5. Проверить сцепление тяг с изоляторами и затяжку всех болтовых соединений. 6.4.1.6. Проверить при включенном положении разъединителя положение оси контактных ножей. Го­ризонтальные оси ножей должны совпадать с точ­ностью до 1^, смещение осей (по середине между колонками разъединителя), при этом, не должно превышать 5 мм Отключить разъединитель «Цедиться, что контак­тные ножи повернулись на угол 90 — 91 При отклонении от приведенных значений произ­вести регулировку изменением длины внутриполюсной тяпь 6.4.1.7. Проверить контактное натяжение динамомет­ром и отрегулировать; изменением затяжки гаек на шпильках ламелей. При отключении разъединителя вытягивающее усилие должно быть 160 — 200 Н (16 — 20 кгс). 6.4.1 .&. Нанести на все трущиеся части разъедини­теля смазку ЩИАТИМ^201 или ЖСТКЭ-65, а на кон­тактны* поверхности-смазку ЦИАТИМ-101. >• 6.4.1.9. Проверит*' соединение тяги с приводом и с изолятором-разъединителя. При наличии в тяге изо­лирующей вставки внешним осмотром проверить ее состояние. Не допускается механическое повреждение вставки или наличие на ней следов перекрытия. 6.4.1-.J0. Опробовать взаимодействие привода с разъе­динителем. 4.4.2. Разъединитель РСУ-3,3 6.4.2.1. Очистить изоляторы разъединителя и опор­ные изоляторы шлейфов от загрязнения и осмотреть их. Не допускаются: сколы на ребрах фарфора общей площадью более 3 см2, продольные, поперечные и радиальные трещины на изоляционных деталях и оконцевателях, нарушение заделки в местах соединений изоляционных деталей с оконцевателями (качание или проворачивание). При наличии изоляции между конструкцией разъе­динителя и опорой внешним осмотром проверить ее состояние. Не допускается механическое повреждение или шунтирование изолирующих элементов. 6.4.2.2. Проверить плотность контактов в узле подклю­чения шлейфов к разъединителю. При обнаружении на­грева контактов произвести их переборку с зачисткой контактных поверхностей в узлах подключения шлей­фов наждачным полотном до металлического блеска. 6.4.2.3. Проверить правильность положения ножа в "губ­ках". Перекос ножа или одностороннее прилегание его к не­подвижным "губкам" не допускается. Плотность прилегания ножей в "губках7' регулируют изменением нажатия стальной пружины. Коррозия или обрыв пружины не допускаются. Проверить при включенном положении разъедини­теля расстояние от неподвижных контактов до кон­тактной площадки подвижного изолятора. Расстояние должно составить 6 ± 2 мм. Несоблюдение этого раз­мера при включении разъединителя может привести к удару и повреждению опорных изоляторов. Осмотреть и зачистить подвижный нож и непод­вижные "губки" наждачным полотном до металличес­кого блеска, удалив наплывы и заусенцы. 6.4.2.4. Провести проверку и регулировку дугогасящих рогов. Дугогасящие рога должны иметь гладкую, без заусенцев поверхность, правильную форму и плот­ный контакт в месте соприкосновения. При отключе­нии разъединителя разрыв электрической цепи на дугогасящих рогах должен происходить при расхожде­нии основных контактов не менее, чем на 10 мм. Рас­стояние между дугогасящими рогами в отключенном положении должно быть не менее 100 мм. Износ ро­гов не должен превышать 10 •% поперечного сечения. 6.4.2.5. Проверить надежность закрепления коромыс­ла на оси подвижного изолятора стопорным болтом. 6.4.2.6. Проверить соединение тяги с приводом и коромыслом подвижного изолятора разъединителя. 6.4.2.7. Проверить наличие смазки в подшипнике подвижного изолятора и в случае необходимости на­прессовать в подшипник крышкой масленки ЦИА-ТИМ-201 или ЖСТКЗ-65 до появления из пазов све­жей смазки. Нанести смазку ЦИАТИМ-101 на кон­тактные поверхности. При наличии в тяге изолирующей вставки внешним осмотром проверить ее состояние. Не допускается ме­ханическое повреждение вставки или наличие на ней следов перекрытия. 6.4.2.8. Опробовать взаимодействие привода с разъе­динителем;
6.5 Подключе­ние шлей­фов разъе­динителя к контактной подвеске 6.5.1. Снять перемычку со шлейфов разъединителя. Исполнителю спуститься на землю. 6.5.2. Снять заземляющие штанги со шлейфов разъе­динителя, отключить разъединитель. Разъединитель с заземляющим ножом на одном приводе оставить во включенном положении. 6.5.3. Установить изолирующую съемную вышку на путь под местом подключения одного из шлейфов разъе­динителя к контактной подвеске. Исполнителю и по­мощнику подняться на рабочую площадку и, затем, по навесной лестнице 3 м к месту присоединения. 6.5.4. При завешенной шунтирующей переносной штанге по обе стороны врезного изолятора переклю­чить поочередно шлейфы к поперечным электросое­динителям. Контактные поверхности проводов пред­варительно очистить от загрязнения тряпкой, смочен­ной в бензине, а затем зачистить наждачным полот­ном до металлического блеска. Подключение шлейфов разъединителя с заземля­ющим ножом на одном приводе производить при от­сутствии электроподвижного состава на данной сек-циии при включенном положении разъединителя. 6.5.5. После подключения шлейфов разъединителя к контактной подвеске по команде руководителя ра­бот включить разъединитель; переместить съемную изолирующую вышку под установленный шунт на изо­лирующем сопряжении или на секционном изолято­ре. При завешенных на обе ветви подвески (секции) шунтирующих штангах снять шунтирующую перемыч­ку между секциями контактной подвески. 6.5.6. Убедиться, что положение разъединителя со­ответствует схеме питания и секционирования или схеме, указанной в приказе энергодиспетчера, закрыть крышку привода и запереть на замок. 6.5.7. Снять в диэлектрических перчатках шунтирующую перемычку с защитного устройства в цепи за­земления опоры, отсоединив ее сначала со стороны опоры, а затем — со стороны тягового рельса.

7. Окончание работ

7.1. Собрать материалы, монтажные приспособления, инструмент, за­щитные средства и погрузить их на транспортное средство.

7.2. Убрать съемную вышку с пути, установить ее у опоры, не нарушая габарит приближения строений, и запереть струбциной на замок. Снять сигналистов, ограждавших место работы.

7.3. Дать уведомление энергодиспетчеру об окончании работ. При ра­боте на станции оформить запись в "Журнале осмотра путей, стрелоч­ных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети".

7.4. Возвратиться на производственную базу ЭЧК.

Наши рекомендации