Установка фильтра-хвостовика в скважине и намыв гравия за фильтр
Создание гравийных фильтров в необсаженном продуктивном интервале с большим отклонением от вертикали и с горизонтальным простиранием ствола имеет свои особенности, оказывающие влияние на компоновку фильтра-хвостовика, на операции по его установке в скважину и намыву гравия за фильтр, что требует отдельного рассмотрения. В остальных случаях наиболее часто применяется на практике компоновка фильтра-хвостовика, в состав которой входят (снизу вверх): башмачный патрубок с глухой башмачной пробкой, секции фильтра-каркаса, надфильтровая труба, короткий сигнальный фильтр, циркуляционная муфта, пакер-подвеска и
_______________
Рис. 9.9. Компановка фильтра-хвостовика:
1-пакер-подвеска; 2 – циркуляционная муфта; 3 – контрольный фильтр; 4 – надфильтровая труба; 5 – секции фильтра-каркаса гравийной набивки; 6 - центратор; 7-башмачный патрубок; 8-глухая башмачная пробка.
центратор (рис. 9.9).
Узлы компоновки могут отличаться по своей конструкции в зависимости от глубины и профиля скважины, способа намыва гравия, а также в зависимости от фирм-поставщиков оборудования.
Длину надфильтровой трубы принимают из расчета создания за ней запаса гравия, достаточного для предот вращения оголения верхней части сборки фильтра-каркаса при уплотнении и усадке гравийной набивки в процессе эксплуатации скважины. Если намыв гравия осуществляется с вибрационным или гидродинамическим воздействием на гравийную набивку, достаточен 10-процентный запас от расчетного количества гравия; при отсутствии такого воздействия запас увеличивают до 20 — 30%.
Когда требуется изоляция непродуктивных пропластков и намыв гравия в 2 и более горизонтов, в компоновку фильтра-хвостовика включают трубные наружные пакеры, дополнительные циркуляционные муфты и «глухие» трубы.
Фильтр-хвостовик с открытыми отверстиями циркуляционной муфты спускают в скважину на бурильных трубах с установочным инструментом со скоростью, исключающей гидроразрыв продуктивного пласта, и подвешивают в нижней части эксплуатационной колонны с размещением секций фильтра-каркаса в расширенном продуктивном интервале ствола. Герметизацию пакером кольцевого пространства между эксплуатационной колонной и фильтром-хвостовиком производят до или после намыва гравия — в зависимости от способа намыва (прямой или обратной циркуляции). После этого спускают компоновку, состоящую из кроссовера с открытыми циркуляционными отверстиями вертлюга и присоединенных к кроссоверу лифтовых труб, длину которых принимают из расчета установки их конца ниже сборки фильтра-каркаса при намыве гравия. Спуск компоновки в скважину осуществляют на бурильных или насосно-компрессорных трубах с установочным инструментом и размещают кроссовер несколько выше циркуляционной муфты фильтра-хвостовика.
Обвязку трубопроводами наземного оборудования при намыве гравия через трубу прямой циркуляцией выполняют по схеме (рис. 9.10), в соответствии с которой жидкость-носитель поступает из емкости 1 на прием насоса 2 и закачивается в камеру перемешивания гравиесмесительной установки 3, откуда готовая смесь гравия с жидкостью-носителем подается через вертлюг 4 в колонну бурильных или насосно-компрессорных труб. Далее смесь поступает через отверстия кроссовера и циркуляционной муфты за фильтр-каркас, где гравий остается на забое, а отфильтрованная жидкость-носитель поднимается по лифтовым трубам к кроссоверу и через узел перекрестных потоков попадает в эксплуатационную колонну. По эксплуатационной колонне жидкость-носитель возвращается на поверхность в емкость 5, из которой подается насосом 6 в фильтровальную установку 7 и после очистки от механических примесей поступает в емкость 1 и т.д.
Рис. 9.10. Схема обвязки наземного оборудования при намыве гравия прямой циркуляцией:
1-ёмкость для очищенной жидкости-носителя гравия; 2-насос гравиесмесительной установки; 3-гравиесмесительная установка; 4-вертлюг; 5-ёмкость для приёма жидкости-носителя из скважины; 6-насос фильтрованной установки; 7-фильтрованная установка.
При производстве подготовительных работ предъявляются высокие требования к чистоте всех компонентов, участвующих в процессе намыва гравия: компоновки фильтра-хвостовика и кроссовера тщательно очищают от смазки и загрязнений, а емкости и трубопроводы от ржавчины и остаточных материалов с последующей промывкой; жидкость-носитель и промывочную жидкость отфильтровывают от механических примесей; при спуске в скважину труб с компоновками не допускают излишней смазки свинчиваемых резьбовых соединений.
Процесс намыва гравия начинают с совмещения отверстий кроссовера и циркуляционной муфты. Для этого в кроссовере создают давление порядка 15 • 105 Па и медленно опускают кроссовер до получения резкого падения давления, что свидетельствует о нахождении нижней пары колпачковых уплотнений под открытыми отверстиями циркуляционной муфты. Затем допускают кроссовер наполовину расстояния между парами колпачковых уплотнений для совмещения отверстий циркуляционной муфты и кроссовера; вращением инструмента закрывают отверстия муфты и проверяют надежность закрытия созданием давления в кроссовере. После этого открывают отверстия циркуляционной муфты, убеждаются в наличии циркуляции и приступают к приготовлению и намыву за фильтр-хвостовик смеси гравия с жидкостью-носителем.
В процессе намыва контролируют давление нагнетания смеси и полноту циркуляции, не допуская поглощения жидкости-носителя; поддерживают заданную концентрацию гравия в смеси, следят за полнотой очистки жидкости-носителя, своевременно заменяя фильтрующие элементы в фильтровальной установке.
После резкого повышения (скачка) давления нагнетания, что свидетельствует о перекрытии гравием контрольного фильтра, прекращают намыв, закрывают отверстия циркуляционной муфты и вымывают излишки гравия из труб обратной циркуляцией. Если объем фактически намытого гравия меньше 90% его расчетного количества, производят уплотнение гравийной набивки промывкой. Для этого извлекают из скважины компоновку кроссовера, исключают из нее лифтовые трубы и, спустив кроссовер с закрытыми отверстиями вертлюга в нижнюю часть сборки фильтра-каркаса, осуществляют промывку, перемещая кроссовер вверх в пределах сборки с вра щением. Затем процессы намыва гравийной набивки и ее уплотнения промывкой повторяют до намыва более 90% расчетного количества гравия. Принципиальные схемы работы узла перекрестных потоков кроссовера при выполнении этих процессов показаны на рис. 9.11.
А Б
Рис. 9.11. Схема намыва и уплотнения гравийной набивки с использованием кроссовера:
а — намыв гравия за фильтр-каркас; б — уплотнение гравийной набивки промывкой.
1 — кроссовер (А — отверстия вертлюга открыты; Б —закрыты);
2 — пакер-подвеска;
3 — управляемая циркуляционная муфта (А — открыта; Б — закрыта);
4 — трубы;
5 — секции фильтра—каркаса гравийной набивки.
При описанном способе намыва гравийной набивки, уплотнение которой происходит только за счет сил гравитации, практически невозможно добиться 100-процентной закачки расчетного количества гравия за фильтр-каркас, а неоднократное повторение операций по вымыву излишков гравия, промывке фильтра и намыву гравийной набивки существенно удорожает процесс.