Расчет времени установки моста
Продолжительность установки моста Т должна определяться, исходя из оптимальной скорости движения жидкости в кольцевом пространстве и сроков схватывания (загус-тевания) тампонажного раствора.
Т = Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5 = 0,75Тзаг, (4.13)
где Т1 - затраты времени на приготовление и закачку тампонажного раствора в скважину;
Т2 - продолжительность введения разделительных пробок в колонну;
Т3 - затраты времени на продавливание тампонажного раствора в интервал установки моста;
Т4 - продолжительность снятия цементировочной головки и подъема заливочной колонны из зоны тампонажного раствора;
Т5 - затраты времени на установку цементировочной головки и срезку кровли моста;
Тзаг - время загустевания тампонажного раствора, определяемое по консистометру.
Время Т3 определяется, исходя из необходимости обеспечения эффективной скорости Wэ подъема жидкости в интервале установки моста:
(4.14)
В связи с этим перед установкой мостов в скважинах необходимо проводить гидравлические исследования с целью определения оптимального режима работы цементировочных агрегатов. Если конструкция скважины не позволяет создавать скорость восходящего потока более 1 м/с, то в нижней части заливочной колонны необходимо установить трубы большего диаметра. Если последнее условие невыполнимо, установка цементного моста осуществляется при скорости восходящего потока Wэ < 0,5 м/с.
ремонтно-изоляционные работы | |
Эксплуатационная нефтяная или газовая скважина должна представлять собой долговечный герметичный канал для транспортирования нефти или газа от продуктивного пласта до земной поверхности, что обеспечивается качественным разобщением пластов и наличием в скважине прочной обсадной колонны. Обеспечение этих условий является основной задачей первичного цементирования нефтяных и газовых скважин. Однако некачественная крепь — это источник осложнений в течение всей жизни скважин, вызывающий необходимость проведения ремонтных работ. Некачественное цементирование — весьма частое явление, так как связано с вытеснением бурового раствора тампонажным, а этот процесс в стесненном заколонном пространстве не всегда происходит удачно.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РЕМОНТНО-ИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ (РИР) И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Работы по ремонту крепи включают исправление негерметичности цементного кольца, наращивание цементного кольца за колонной, устранение негерметичности колонны и изоляцию подошвенных, контурных и нагнетаемых вод. План ремонта скважины должен включать геолого-технические данные, причины и цель ремонта, состояние ствола к моменту ремонта, перечень намеченных мероприятий, описание технологического цикла ремонтных работ с указанием количественных характеристик параметров операций, а также ответственных исполнителей по каждой технологической операции.
Терминология
НКТ | Насосно-компресорные трубы. |
ОЗЦ | Ожидание затвердения цементного раствора (или другой тампонирующей смеси). |
Трубное пространство | Пространство внутри НКТ. |
Затрубное пространство | Кольцевое пространство между НКТ и эксплуатационной колонной. |
Заколонное пространство | Кольцевое пространство между за эксплуатационной колонной в необсаженном интервале ствола скважины. |
Межколонное пространство | Кольцевое пространство между за эксплуатационной колонной в обсаженном интервале ствола скважины. |
Межколонное (заколонное, затрубное) давление | Давление в межколонном (заколонном, затрубном) пространстве |
Задавленная (заглушенная) скважина | Скважина, ствол которой заполнен буровым раствором, гидростатическое давление которого уравновешивает пластовое давление. |
Колонна-летучка (летучка) | Перекрывающее устройство, состоящее из одной ил нескольких соединенных между собой обсадных труб, устанавливаемых в обсадной колонне большого диаметра в интервале ее дефекта. |
Разрядить скважину | Снизить давление в эксплуатационной колонне на устье до атмосферного. |
«Скользящее» тампонирование | Метод тампонирования под давлением, при котором тампонирующая смесь прокачивается по затрубному пространству скважины под избыточным давлением. |
Закачивание тампонирующей смеси, бурового раствора или технологической жидкости (закачивание) | Подача приготовленной тампонирующей смеси, бурового раствора или технологической жидкости в НКТ (затрубное или межколонное пространство, обсадную колонну). |
Продавливание тампонирующей смеси, технологической жидкости или механического устройства (продавливание) | Закачка расчетного количества бурового раствора в НКТ (заколонное, затрубное или межколонное пространство, обсадную колонну) для транспортирования тампонирующей смеси (технологической жидкости или механического устройства) на заданную глубину скважины. |
Задавливание тампонирующей смеси (задавливание) | Нагнетание тампонажной смеси в изолируемую зону заколонного (межколонного) пространства скважины. |
Зона ввода | Отверстия в обсадной колонне, через которые внутренняя полость обсадной колонны сообщается с заколонным (межколонным) пространством. |
ПОДГОТОВКА К РИР
Перед началом производства ремонтных работ крепи скважин наземные сооружения, буровое и вспомогательное оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, исходя из предстоящих работ на скважине, должны быть проверены и приведены в соответствие с действующими требованиями, обеспечивающими безопасное проведение работ.
Подготовка насосно-компрессорных (НКТ) и бурильных труб осуществляется в соответствии с действующими РД. На трубных базах производят гидравлические испытания, калибровку резьб, шаблонирование, маркировку и сортировку труб. Транспортирование труб на скважину должно производиться специальным транспортом. При погрузке между рядами труб размещают деревянные прокладки, предохраняющие трубы от ударов. При этом концы труб не должны свешиваться или выступать за габариты транспортного средства более чем на 1 м. Транспортирование труб без предохранительных колец и ниппелей запрещается. При разгрузке и укладке труб у скважины необходимо, чтобы муфтовые концы были направлены в сторону устья скважины. Не допускается сбрасывать трубы, ударять их друг о друга, перетаскивать волоком.
Непосредственно на буровых проводят наружный осмотр, повторное шаблонирование, укладку труб в порядке спуска в скважину и замер их длины.
Опыт показал, что на каждые 1000 м, необходимых для работы труб, требуется подготовить дополнительно 50 м резервных труб.
Подготовленные трубы укладывают штабелями на стеллажи в порядке очередности спуска в скважину, между рядами помещают деревянные прокладки. Торцы муфт каждого ряда труб устанавливают на общей прямой линии.
Составление колонны НКТ для различных операций при РИР осуществляется согласно РД 39-1-306-79 и имеет свои специфические особенности. Для тампонажных и вспомогательных работ обычно применяются НКТ размером 60, 73, 89, 114 мм. Для цементирования используют новые или незначительно изношенные трубы. При тампонажных и вспомогательных работах в глубоких скважинах, исходя из условий прочности на разрыв, следует применять комбинированные колонны труб. Основные размеры НКТ приведены в табл. 5.1.
Выбор размеров труб производится в зависимости от глубины скважины и диаметра эксплуатационной колонны согласно данным, приведенным ниже.
Диаметр эксплуатационной колонны, мм 178 и более 168 140, 146
Диаметр заливочных труб, мм 114 или 89 89 или 73 73 или 60
Допустимые глубины спуска НКТ определяют из расчета прочности резьбовых соединений труб. Предельная безопасная глубина спуска труб вычисляется по следующим формулам:
для гладких труб
Таблица 5.1.