Управление психическими процессами
Гиперактивация ресурсов
Нередко одно и то же действие, которое мы выполняем в разное время, субъективно воспринимается нами не одинаково. Иной раз нам кажется, что оно длится чересчур долго и заставляет нас прилагать серьезные усилия. А в другой раз, находясь в ином психоэмоциональном состоянии, мы вроде бы совершаем его просто играючи. В данном случае субъективная оценка степени сложности действия целиком и полностью зависит от уровня нашей психической активности.
Можно сказать, что психическая активность — это производная функция от альфа - и гамма-ритмов мозга. Ее труднее определить теоретически, нежели практически почувствовать в самом себе. У каждого нормального человека она обычно колеблется, находится в неких пределах, однако в стрессовых ситуациях может подниматься значительно выше этих пределов. Такое состояние называют по-разному — гипервозбуждение, состояние аффекта и т. д., но суть его неизменна: запредельная «разгонка» человеческой психики.
Это можно называть активацией или гиперактивацией ресурсов человеческой психики. Но я считаю более удачным этот компьютерный термин, означающий увеличение работоспособности какого-то устройства аппаратной части с помощью программных средств. Допустим, процессор по паспортным характеристикам должен работать с определенной частотой. Однако реальный запас его производительности практически всегда намного больше, и, перенастроив управляющую им программу, можно заставить его работать намного быстрее. Поэтому дальше мы будем употреблять термин разгонка психики без кавычек.
Когда хрупкая женщина рванулась наперерез грузовому автомобилю, под колесами которого оказался ее ребенок, наверняка в тот момент она находилась в состоянии, граничившем с безумием. Активность ее психики поднялась далеко за пределы обычного человеческого уровня. Но что такое этот нормальный человеческий уровень? С точки зрения медиков, норма — это некий диапазон, за верхним пределом которого начинается маниакальная фаза психического расстройства, за нижним — депрессивная. Но признать это болезнью можно лишь в том случае, если человек утратил контроль над степенью активности своей психики. В то же время разогнанная психическая активность позволяет человеку выдерживать немыслимые физические нагрузки, демонстрировать чудеса силы, быстроты, ловкости и многое другое.
Усиление активности психики
Однажды я беседовал со своим старым знакомым, около 20 лет выполнявшим оперативную работу в системе МВД. Я спросил его:
- Скажи, кого труднее всего брать: спецназовцев, каратеистов или, может быть, не самых законопослушных граждан изрядным лагерным опытом?
Мой товарищ пожал плечами:
Да нет. С этими как раз не так уж сложно. Труднее всего брать наркомана после дозы. Вот этого, не покалечив, не взять.
Тут уместно пояснить, что некоторые наркотические препараты — ЛСД, силлуцилин, морфин, героин, мескалин и др. — обладают свойством значительно увеличивать психическую активность. При этом алкоголь, транквилизаторы, различные снотворные ее гасят. Припомните, как дон Хуан Матус в начале обучения пичкал Кастанеду плодами особого кактуса, в котором как раз и содержится наркотическое вещество, разгоняющее психическую активность.
Повторяю, чем выше психическая активность человека, тем в большей степени он может реализовать свои потенциальные возможности, в том числе — мышечные. В обычном состоянии человек способен задействовать последние лишь в объеме 10-20%, но на пике психической активности — значительно больше.
С другой стороны, если только и делать, что разгонять свою психику, в конце концов можно «зашкалить» в маниакальную фазу и оказаться в психушке. Следовательно, одновременно нужно учиться и тормозить ее. Немного позже я подробно остановлюсь на техниках того и другого, а расскажу такой случай.
В начале перестройки один мой коллега по спорту не сразу нашел свое место в новой жизни и временно устроился работать санитаром в московскую элитную психиатрическую клинику. Это был мастер спорта по борьбе, детина двух метров ростом и за 130 кг весом. При своих внушительных габаритах он, не особенно напрягаясь, мог на перекладине выполнить подряд 10 выходов силой. В общем, уже работая в клинике, он однажды мне пожаловался:
Ничего не понимаю. Один псих — маленький, дохлый, щуплый — вырывается из рук, и все тут. А я его удержать не могу, сил не хватает.
я засмеялся:
Могу тебе сказать, чем он болен.
Чем? — удивился мой товарищ.
У него маниакально-депрессивный психоз, маниакальная фаза.
Затем последовал классический вопрос:
А как ты узнал?
Да очень просто. В маниакальной фазе психоза значительно раскрепощаются мышечные возможности человека за счет подъема активности его психики.
Итак, чтобы существенно увеличить свое могущество, вам необходимо выходить за пределы нормы психической активности, максимально разгоняя свою психику и в то же время не позволяя ей ускользнуть из-под вашего внутреннего контроля.
Умение произвольно разгонять и тормозить активность своей психики дает человеку многие преимущества. Ярчайший пример — он легко может избежать пристрастия к алкоголю или же избавиться от такового, если оно уже возникло.
Что есть алкоголь для человека? Прежде всего, это внешнее торможение психики. Так вот, если употребивший даже значительную дозу спиртного человек начинает разгонять свою психику, то он не опьянеет. С другой стороны, он может подавить в зародыше любое стремление выпить, быстро затормозив свою психическую активность. Точно так же он может избавиться и от пристрастия к транквилизаторам. Действительно, если человек способен сам затормозить Психику, то зачем они ему нужны? Отказаться от применения психотропных веществ тоже не так уж сложно, когда человек может по собственному желанию существенно разразгонять психическую активность. Более того, даже когда вас искусственно «сажают на иглу», вы имеете шанс успешно противостоять влиянию наркотика, противопоставляя искусственному разгону торможение своей психики.