Замечания по технике овладения сновидением
Достижение состояния сна с включением второго внимания — иначе говоря, сновидения — требует контроля над обычным сном, то есть тщательной подготовки или предварительной медитации. Такой сон начинается с осознания того факта, что мы спим, а это понимание позволяет пробудить необычные стороны сознания, позволяющие сновидцу по-новому использовать сон.
Для сновидения необходимо включение иного _ а именно, второго внимания, того доселе неизвестного нам типа внимания, что позволит нам воспринять и упорядочить ощущения в новом мире. Внимание первого уровня позволяет нам правильно воспринимать и упорядочивать ощущения «правостороннего» сознания, внимание же второго уровня упорядочивает ощущения «левостороннего» сознания, задействованного в сновидении. Так как второе внимание является для нас чем-то новым, мы должны учиться достигать его, развивать способность к нему. Именно это внимание позволяет поддерживать непрерывность и устойчивость сновидения, отсутствующие в обычном сне. Не-деяние во время сновидения возможно только тогда, когда мы научимся воспринимать мир сна так же, как мы воспринимаем мир бодрствования. Не-деяние в мире бодрствования направлено на то, чтобы преобразовать этот кажущийся неизменным и неколебимым мир; не-деяние же в процессе сновидения направлено как раз на решение противоположной задачи закрепить ощущение в зыбком мире обычного сна. Вот для этого, для упорядочения кажущегося хаоса сновидения и постижения его смысла, и необходимо второе внимание, без которого мы не можем зафиксировать образы сна, не превратив их в нечто иное.
Примечательно, что левостороннее сознание как бы зеркально отображает реальность — она конгруэнтна привычной, но в некоторых отношениях прямо противоположна ей. В обычном мире нам приходится тренировать периферийное зрение для того, чтобы достичь состояния «внутренней тишины» и Начать воспринимать реальность в целостном, а не фрагментарном и противоречивом виде. Во сне же, наоборот, требуется сконцентрироваться на поддержании центральной перспективы. То, что в одном состоянии осознания есть вид деятельности, в другом становится формой не-деяния. И обе формы можно использовать для того, чтобы достичь целостности личности, соединить обе стороны сознания.
Наконец, сновидение можно использовать для развития того, что Кастанеда называл сновидящим. Это возможно только после того, как ученик освоится с практикой сновидения и начнет использовать ее для преобразования своей жизни в обычном мире. Развитие сновидящего идет по нарастающей: чем больше мы погружаемся в практику сновидения тем больше реальности обретает мир сновидений, тем легче нам поддерживать новые положения точки сборки сновидения.
Техники
Вместо того, чтобы предложить несколько методов для достижения состояния сновидения, Кастанеда дает в своих работах серию заданий, которые приводят к обретению осознания сновидения, однако он не указывает конкретных путей к такому состоянию. Это и понятно, ведь речь идет о нестандартном перемещении точки сборки, и последовательность шагов, годная для одного человека, может оказаться бесполезной для другого — все зависит от нашего конкретного состояния.
Поэтому сначала я расскажу о некоторых способах концентрации на осознании сновидящего, а затем перейду к изложению конкретных методов припоминания иного «я» в процессе сновидения. На самом же деле, четко указать, что нужно для этого сделать, попросту невозможно: просто в какой-то момент наше тело понимает, как это сделать.
59. Визуализация рук
Итак, все начинается с припоминания второго «я». Для этого необходимо в процессе сновидения посмотреть на свои руки — визуализировать их. Тут не важно, что это именно руки, — важно, чтобы вы ощутили себя спящим, поняли, что вы выполняете эту визуализацию во сне. И как только это получится и спящий припомнит вас, вы соединитесь с иным миром и поймете, что происходит и что вам нужно делать. Главное, чтобы вы припомнили спящего. Вот тут-то и начинается настоящее сновидение и, таким образом, вы сможете решить все стоящие перед вами задачи.
Использовать в качестве ключа к припоминанию рук удобнее всего потому, что они всегда при вас и вам легко вспомнить даже во сне, где они находятся. На самом деле, годится любой предмет или часть вашего тела главное, сконцентрироваться на его визуализации, помнить, что вам нужно сделать, и выполнить поставленную задачу.
Несмотря на кажущуюся простоту, этот первый шаг не так-то просто совершить. Мне часто приходится встречаться с людьми, которые практиковали это упражнение годами, но так и не достигли результата. Они часто спрашивают меня — что случилось? Почему я не могу найти свои руки? Дело в том, что в мире сновидения, совпадающего с миром бодрствования, но зеркального по отношению нему, вам предстоит практиковать не-деяние, чтобы расшатать решетку «дел». Если же вы упорствуете и не можете избавиться от привычки механической, рутинной деятельности в этом мире, то свобода действия в мире сновидения для вас практически недостижима. Верно и обратное: практика не-деяния в мире сновидения подготавливает вас к не-деянию в мире бодрствования. Поэтому главное — суметь достичь концентрации усилий как спящего, так и сновидящего на осуществлении не-деяния в сновидении.
Легче всего это удается тем, кто занимается подготовительными упражнениями на практикумах, и чем дольше они там занимаются, тем лучше такие люди довольно быстро визуализируют руки во сне. Это происходит потому, что они оторваны от повседневных хлопот и рутины, день и ночь погружены в практику не-деяния. Отсюда вытекает первое правило: если вы хотите найти свои руки во сне, мало отдать себе соответствующий приказ, необходимо еще и закалить свое тело повседневным не-деянием.
Тут важно то, что вы целый день занимаетесь чем-то непривычным, тем, что не позволяет возвыситься вашему эго, заставить вас подчиниться ему. Например, вы должны все выходные они проработать вместе с людьми и выполнять задания, которые совершенно непохожи на вашу повседневную деятельность или даже неприятны вам. Для выполнения этих задач потребуются, как правило, значительные физические и ментальные усилия, что тоже может оказаться для вас непривычным. И если окружающие начнут критиковать вас за неудачи — тем лучше. Такие удары по эго заставляют тональ съежиться, а это чрезвычайно полезно для достижения состояния сновидения. Простой здравый смысл подскажет вам, что на этом пути не стоит ввязываться в ситуации, угрожающие не столько вашему эго, сколько здоровью.
Вполне пригодны любые упражнения на внимание, не-деяние или прекращение внутреннего диалога, которые описаны в этой книге.
Стоит вам всего лишь один раз найти во сне свои руки — дальше будет проще. Эффект от осуществления не-деяния во сне накапливается, а это является лучшим основанием для дальнейшего продвижения в сновидении.
60. Закрепление образов сна
Я уже упоминал о том, что в основе сновидения лежит способность фиксации и закрепления мира сна. Это первая задача, которую нам предстоит решить после того, как мы сумеем увидеть во сне свои руки и припомнить второе «я».
Техника закрепления заключается в концентрации внимании на объектах, находящихся перед вами, начиная с рук. Сначала вам представится нелегкой задачей даже просто увидеть их или поднять на уровень глаз: они кажутся такими тяжелыми и ускользают от вашего взгляда. Однако со временем вы научитесь управлять своей волей и удерживать образ в поле зрения, не давая ему исчезнуть. К счастью, существует специально разработанная техника, облегчающая вашу задачу. Как только стоящий перед глазами образ или объект начнет расплываться и исчезать, немедленно переведите взгляд на другой объект. Например, визуализировав руки, переведите взгляд на другой объект, а как только тот начнет менять форму и расплываться, снова переведите взгляд на руки, и так далее. Постепенно вам удастся удерживать в поле зрения все больше объектов, так что вскоре вы сможете закрепить всю картину сна и спокойно переводить взгляд с одного объекта на другой, не фиксируясь на чем-либо одном. Теперь вы достигли уровня удержания сна, и его мир становится для вас цельным.
61. Как научиться двигаться
Следующий шаг — начать передвигаться. Это не так-то просто, этому придется основательно поучиться — ведь речь идет совсем не об обычном передвижении во сне. В обычном сне вы не столько двигаетесь, сколько вас двигают, вы безвольно подчиняетесь чужой воле. Как только вы освоитесь со сном и решите двигаться самостоятельно, вы, скорее всего, попытаетесь сделать это как в привычном мире бодрствования — но не тут-то было! Ведь во сне у вашего тела нет материальности, нет физических свойств, позволяющих ему передвигаться. Поначалу вы даже не имеете представления о том, из чего состоит ваше тело сновидения, поэтому и не можете начать двигаться.
Но тут на помощь приходит неосязаемое и загадочное для мира повседневного опыта явление — ваша воля. В сновидении для передвижения используется именно воля, больше связанная с понятием чувства, нежели с мыслью. А источник чувств, как известно, находится в области, расположенной на теле чуть ниже пупка. Немного попрактиковавшись, вы сумеете передвигаться вполне естественно, пусть даже поначалу у вас будут неудачи.
62. Пространство и время
Следующий этап — овладение пространственно-временными параметрами путешествия: нужно научиться управлять временем и местом сна.
Прежде всего, определите место сновидения. Это можно сделать двумя способами — либо начать сновидение с нужной точки, либо, начиная с состояния, в котором вы оказались в сновидении, переместиться в желаемое место. Первый способ предпочтительней, так как экономятся усилия на перемещении, к тому же второй способ требует определенного времени и развитого чувства пространства, умения хорошо управлять движением.
Лучше всего начать с известных вам мест, в которых вы бываете в состоянии бодрствования, и в особенности тех из них, в которых вы чувствуете себя наиболее комфортно. Чтобы оказаться там во время сновидения, постарайтесь днем как можно чаще думать о них. Только не концентрируйтесь на определенном месте: гораздо удобнее сконцентрировать внимание на определенном объекте и затем использовать его в качестве направляющего для тела сновидения.
Достаточно созерцать этот объект в течение нескольких часов — к тому же за это время вы наверняка сумеете несколько раз пережить состояние «внутренней тишины», и как раз в эти моменты образ объекта перейдет в управление настоящего сновидения. Теперь, как только вы вошли в сновидение, просто припомните этот объект и позвольте телу сновидения «притянуться» к нему.
Что касается времени, тут мало что можно сказать. Начните с направления себя в определенную точку во время сновидения. Затем попробуйте в сновидении оказаться там как раз в тот момент, когда легли спать и приступили к сновидению', совпадение времени сновидения и желаемого момента для перемещения во времени — эффективное средство тренировки способности перемещения во времени.
Этого можно добиться, ложась спать в определенное время, — в то самое, в которое вы хотите попасть в момент сновидения. Для этого можно использовать утренний или вечерний сны.
Наконец, когда вы достигнете способности определять место и время сновидения, можете перейти к управлению при помощи сновидящего своей деятельностью в мире бодрствования.
63. Визуализация своего тела
Итак, мы достигли момента, когда можно по-настоящему соединить спящего и сновидящего.
Когда вы научитесь контролировать время и место сновидения, вы сумеете правильно определить, происходит ли оно в то самое время, когда вы спите: для этого достаточно увидеть свое спящее в кровати тело. То есть теперь ваша задача — поиск и созерцание самого себя. Как сновидящий вы знаете, что находитесь в сновидении, и теперь у вас есть возможность определить, кто является субстратом этого сновидения. ЕСЛИ вам удастся найти спящего (и при этом не испугать и не разбудить его), то ваш сновидящий осознает, что пришел момент настоящей Силы, и теперь он может достичь того, что казалось невозможным, — повлиять с помощью тела сновидения на вашу жизнь в обыденном мире.
Но визуализировать себя не так-то просто, гораздо сложнее, чем визуализировать свои руки (по крайней мере, так было со мной). К тому времени у меня уже была кое-какая практика сновидения — я умел припоминать, что я нахожусь во сне, умел визуализировать свои руки и даже передвигаться. Однако, когда я решил посмотреть на себя спящего, то оказалось, что не так просто добраться до места, где я уснул. Мне постоянно что-то мешало. Если мне и удавалось добраться до дома, то не успевал я войти в свою спальню, как происходило нечто странное, превращавшее мое сновидение в настоящий кошмар. И только со временем я осознал, что именно чувство страха мешало мне выполнить задачу. Каждый раз, стоило моему сновидящему оказаться поблизости от спящего, как его охватывал непреодолимый страх. Я не понимал его причин, но осознав, что дело в этом страхе, решил сразиться с ним, продвинуться вперед во что бы то ни стало.
Наконец, я оказался внутри спальни во время сновидения. Да, это была именно моя спальня — тут лежали мои вещи, здесь была моя подруга и… рядом с ней лежал я! И тут я понял, чего я так боялся, — я боялся понять, что все происходившее со мной — не иллюзия, что все это происходит на самом деле!
Вот в чем было дело: упражнения на сновидение нравились мне, но при этом представляли собой угрозу моему эго, моим представлениям о мире, моему психическому здоровью. Я потратил немало времени на изучение возможностей, открываемых сновидением, однако все это было по сути только игрой. Мой рассудок и мое мировоззрение все это время обманывали себя, притворяясь, что все эти упражнения — всего лишь фантазии (хотя я об этом даже не подозревал). И только встреча моих спящего и сновидящего положила конец этой игре — больше прикрываться было нечем, все оказалось правдой. Иное «я» и иной мир в самом деле существуют, и они могут соприкасаться. Это было ужасно, и одновременно восхитительно. Я смирился со страхом и стал наслаждаться восхитительным.
Когда вы наконец смиритесь с такой ужасной правдой, как существование сновидящего, или вашего двойника, — тогда и настанет время действия. Придется заглушить страх и приступить к использованию ситуации в своих целях. А сделать тут можно очень многое!
Двойник: один или два!
Прежде чем перейти к следующей главе, нужно сказать несколько слов том, кого мы назвали двойником. На самом деле речь идет не об одном двойнике, а о двух — значит, о триаде.
Однажды, как-то летом, во сне, я понял это. Мне снилось, что я сижу на крыше дома и болтаю с тремя друзьями. Мы шутили, и вдруг, во время приступа смеха, я понял — по совершенно особому ощущению, которое всегда испытываешь, когда вступаешь в сновидение, что это и есть сновидение. Только на этот раз ощущение было немного иное: я понял, что смотрю на эту сцену — на себя самого и на друзей — со стороны. Но если я смеюсь, то кто же наблюдает за мной со стороны? И я понял, что одновременно смеюсь и наблюдаю за собой смеющимся — я оказался одновременно в двух местах. Тут что-то замкнулось, и я снова оказался вместе с друзьями, — только на этот раз неподалеку я заметил еще одного человека, изумленно глядящего на меня. Да ведь это тоже я! Осознав это, я снова оказался в положении наблюдателя. Сложилась удивительная ситуация: я переключался из образа в образ и то смеялся с друзьями, то наблюдал за этим со стороны. Мало того, оказалось, что я могу присутствовать в обоих местах одновременно. Затем мне пришла в голову мысль: если здесь два человека, которые являются «мной», то кто же тот третий, чьим сновидением мы являемся. И тогда я ощутил свое физическое тело, находившееся в постели. Я немного повернулся и чуть было не проснулся — но благодаря усилию воли мне удалось не нарушить сон и остаться в сновидении. Теперь я мог переживать сновидение из трех точек: своего физического тела, лежащего в постели, себя, сидящего во сне и веселящегося с друзьями, и себя же, но наблюдающего за этим со стороны, переключаясь из одной позиции в другую, а то и наблюдая за этим со всех трех позиций одновременно, — но это ощущение описать словами невозможно.
Все это нисколько не противоречит словам дона Хуана или Кастанеды, что существует только двойник, так как третья личность — это просто еще одно из свойств сновидящего, который способен воспринимать происходящее как «изнутри», так и «снаружи»: то наблюдать за происходящим, как в кино, то оказываться «внутри» киноленты. Можно выбирать любую позицию. Возможность наблюдать за происходящим снаружи очень полезна в тех случаях, когда сон слишком тяжелый или мрачный. Наблюдать за событиями такого сновидения лучше всего снаружи.