Глава I. Инфографика в мультимедиа
Введение
Современный мир трудно представить без медиа-средств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и систему Интернет). Особую значимость в жизни человечества медиа приобрели за последние полвека. Медиа сегодня – одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты.
Современное интенсивное развитие медиа, на наш взгляд, еще острее высветило основательность и актуальность философской теории «диалога культур», разработка которой была начата М.М.Бахтиным и продолжена В.С.Библером. Действительно, «культура нововременного мышления – это культура «втягивания» всех прошлых и будущих культур в единую цивилизационную лестницу» [1]. Именно медиакультура на новом уровне технических возможностей (спутниковое телевидение, видео, Интернет и т.д.) эффективно способствует такому объединению, создает невиданные прежде возможности для диалога культур в глобальном (диалог культур наций, стран), в межличностном, и в интровертном (внутриличностном) уровнях. В последнее десятилетие стали известны имена дизайнеров, активно использующих инфографику в той или иной области. Дизайнеры Илья Рудерман, Мария Дореули из информационного агентства РИА Новости не раз удостаивались призовых мест. Из зарубежных дизайнеров стоит отметить Эдварда Туфтэ, который написал несколько книг об инфографике. Современные дизайнеры Нигель Холмс и Ричард Вурман работают на издания Time Magazine и TED.
Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник теперь должен не только хорошо выполнять функциональные обязанности, но и уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу [19]. Таким образом, существует реальная потребность в использовании мультимедиа в общеобразовательной школе. Этой проблемой занимались Ю.Н. Егорова, М.Н.Морозов, А.Я.Савельев, Н.А.Селезнева, Н.Ф.Талызина, О.К.Тихомиров и др. В связи с этим тема данной выпускной квалификационной работы ориентирована на изучение возможностей мультимедиа как средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Актуальность исследования определяется тем, что современные информационные технологии, в том числе мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить качество обучения. Поэтому мы определилитемувыпускной квалификационной работы: «Выразительные средства инфографики в мультимедиа».
Цель работы: создать мультимедийный ролик с элементами инфографики.
Объект исследования: мультимедиа-дизайн.
Предмет исследования: инфографика в мультимедиа.
Цель, предмет, объект исследования определили постановку следующих задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Собрать теоретический и иллюстративный материал по теме выпускной квалификационной работы.
3. Изучить графические редакторы Adobe Photoshop, Аdobe After Effects, 3d Studio Max.
4. Выявить особенности создания инфографики и обработки в графических редакторах Adobe Photoshop, Аdobe After Effects, 3d Studio Max.
5. Создать мультимедийный ролик с элементами инфографики.
6. Разработать урок с элементами инфографики.
Методы исследования:
– теоретические (анализ научно-методической литературы по проблеме исследования);
– праксиметрические (анализ роликов с элементами инфографики).
По теме исследования проводились уроки с использованием мультимедиа технологий и презентаций в общеобразовательной школе №7 г. Бирска, МОБУ СОШ с. Нижние Ташлы Шаранского района Республики Башкортостан. Дети намного лучше воспринимали визуальную информацию и с большим интересом участвовали в ходе урока. Также во время урока дети познакомились с графическими редакторами Microsoft Paint и Office PowerPoint.
Глава I. Инфографика в мультимедиа
Глава II. Практические основы создания мультимедийного ролика с элементами инфографики
Заключение
Современное общество в своем развитии перешло к новому этапу информационных технологий, основными признаками которого является наличие глобальных сетей ЭВМ, широкомасштабное использование мультимедийных технологий и рост значения когнитивных факторов их использования.
В новых условиях изменяются содержание, методы и организационные формы обучения. Освоение мультимедийных технологий как средства формирования информационной культуры становится актуальной задачей образования.
Успех обучения и использования мультимедийных технологий определяется в первую очередь знаниями, умениями, навыками преподавателя [30].
Инфографика постепенно становится мощным и эффективным инструментом для передачи большой информации. Сфера применения инфографики не ограничивается печатными изданиями. Учителя должны использовать инфографику в своих уроках, чтобы сделать их более интересными и запоминающимися.
Возможности современных компьютерных мультимедиа технологий должны подталкивать учителей находить новые способы взаимосвязи с учениками. Существующие модели уроков с использованием презентаций должны быть расширены и дополнены, чтобы соответствовать современным стандартам.
Однако как показывает практика, создание правильной презентационной работы с использованием инфографики требует больших усилий. Намного легче создать классическую презентацию, чем инфографику.
Целью создания видеоролика была демонстрация возможностей компьютерных технологий. Использование анимации в своих презентациях, повышает интерес учеников к предмету.
В заключении хотелось бы отметить то, что сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат мультимедийного урока [12].
Теоретический и практический материал выпускной квалификационной работы будет полезен учителям, студентам, преподавателям, можно использовать на занятиях в системе дополнительного образования учащихся, на художественно-графических факультетах.
Список использованной литературы
1. Александр Ф., Анастасия Н. Медиаобразование в контексте теории "диалога культур" http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/dialog_k.htm (3.03.12).
2. Андреев А. А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 73 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М, 1976. 75 с.
4. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. 167 с.
5. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.
6. В чем создавать инфографику: Основные программы. http://infoanalyze.blogspot.com/2012/03/blog-post.html (22.04.12);
7. Дворец единоборств «Ак Барс». http://kazan2013.ru/heritage/objects/дворец–единоборств–«ак–барс»/ (24.03.12).
8. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе // Материалы Региональной научно-практической конференции. Чебоксары: ЧТУ им.И.Н.Ульянова, 1999. С. 170 –172.
9. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе // Автореф. дисс. … канд. пед. наук Чебоксары, 2000. 23 с.
10. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н. Мультимедиа и гипермедиа в образовательных технологиях // Состояние и перспективы информатизации непрерывного образования в Республике Марий Эл: материалы Первой Респ. конф. Йошкар-Ола, 1996. С.20 – 21.
11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
12. Иванов Д.В. Феномен компьютеризации. М., 2000. 185 с.
13. Инфографика. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инфографика (1.03.12);
14. Казанская академия тенниса. http://kazan2013.ru/heritage/objects/big–tennis–2/ (24.03.12);
15. Кирчатова М. 6 этапов создания инфографики http://infogra.ru/blog/lessons/18.html#cut (5.04.12);
16. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы //Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Калининград, 1999. 22 с
17. Кручинина Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Нижний Новгород, 2000. 123 с.
18. Летняя Универсиада 2013. http://ru.wikipedia.org/wiki/Летняя_Универсиада_2013 (28.03.12);
19. Лопатина М.Л. Проблемы формирования графической культуры студентов технических вузов // Состояние, проблемы и тенденции развития графической подготовки в высшей школе. Челябинск, 2007. Т. 1. С. 145 – 147.
20. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: учебное пособие. Волгоград: ВГПИ им. А.С.Серафисмовича, 1983. 93 с.
21. Основы web-технологий: курс лекций / П.Б. Храмцов [и др.] М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2003. 234 с.
22. Принципы создания качественной инфографики. http://www.dejurka.ru/articless/design-quality-infographics/ (23.04.12);
23. Символика. http://kazan2013.ru/marketing/licenc/symbolism/ (30.04.12);
24. Скворцов А. Принципы видеоинфографики. http://statviz.ru/smi/istorii/102–principy–videoinfografiki.html (5.05.12);
25. Советы по созданию качественной инфографики. http://infogra.ru/blog/lessons/182.html (4.04.12);
26. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Информатика. №30. 2003. С.34–36.
27. Футбольный стадион, г. Казань. http://www.issport.ru/objects/?SECTION_ID=107&ID=443 (24.03.12);
28. Шорох П. Инфографика. Зачем нужна инфографика и какой она бывает. http://youreporter.ru/ugc_school/20101019/287183771.html (4.04.12);
29. Энциклопедия Интернет. СПб, 2002. 326 с.
30. Янг К.С. Диагноз – интернет–зависимость. М., 2001. 84 с.
31. Chan Lin. Formats and prior knowledge on learning in a computer–based lesson // Journal of Computer Assisted Learning. 2001. N 17. p. 409 – 419.
32. Copyright Information Goes Here. All Rights Reserved. САМАРА, 2009. 187 с.
Приложение 1
Авторский план-конспект урока, проведенного в 3 классе МОБУ СОШ №7 г. Бирска
Тема урока: «Африка»
Цель урока:
Изобразить силуэтом африканских животных с передачей характерных особенностей
Задачи:
Образовательная:
– знакомить с видом изобразительного искусства – графика;
– знакомить с выразительным языком графики – силуэтом;
– обучать гармоничному композиционному размещению на листе.
Развивающая:
– развивать умение наблюдать реальный объект с точки зрения возможности его графического изображения;
– развивать чувство красоты силуэта, выразительности соотношения различных форм.
Воспитательная:
–воспитывать интерес к изобразительной деятельности, в частности графике;
–учить видеть красоту окружающего мира.
Оборудование и материалы:
Для учащихся: акварель, бумага, кисти, карандаш, палитра.
Для учителя: карандаш, бумага формата (А3), ластик, мел, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! (проверка готовности к уроку)
2. Сообщение нового материала
· Вводная беседа
Учитель: Ребята, вы знаете такой вид изобразительного искусства как графика и силуэт? Откуда и где она появилась? (Ответы детей).
Демонстрация слайд-шоу и беседа с детьми.
Учитель: Графика как вид изобразительного искусства появилась не сразу. Но графические произведения создавались уже в незапамятные времена, когда люди жили в пещерах. Рисунки процарапывались и наносились красками на стены пещер, они имели контурное силуэтное изображение (Слайды 1–4).
Графика (от греч. Γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (новые слова появляются на доске).
Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат (Слайды 5–8).
Сегодня художники – графики используют для создания своих работ такие материалы как карандаш, уголь, тушь, акварель и гуашь.
Одной из возможностей графики является силуэтное рисование. В 18 веке при дворе франц. Короля Людовика 15 сидел некий министр финансов Этьен де Силуэт. О нём ходило много смешных анекдотов и легенд, однажды, какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно, а как тень. С тех пор такой способ рисования стали называть силуэтом (Слайды 9–11).
Силуэт – это вид рисунка, или однотонное изображение фигур и предметов.
· Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы с вами на листе изобразим африканских животных на фоне заката. Сначала нарисуем карандашом, а потом будем работать в цвете. (Педагогический рисунок на бумаге).
Учитель: Ребята африканских животных мы с вами постараемся изобразить силуэтом. Давайте сперва посмотрим и вспомним, как выглядят африканские животные и растения (Слайды 12–22).
· Показ последовательности работы.
Учитель: Нарисуем линию горизонта ниже середины листа, солнце, дерево, кусты, траву.
Учитель: Как же Африка без животных? Нарисуем слона. Любого другого Африканского животного постарайтесь изобразить сами. Начнём в цвете. Напишем закат яркими «жаркими цветами». Землю, деревья кусты и животных напишем темно-коричневым цветом (кончиком кисточки)
Учитель: Пока наши рисунки сохнут, сделаем небольшую разминку!
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные).
3. Самостоятельная работа учащихся
Учитель: Слона и других животных пишем аккуратно, кончиком кисточки. Траву у нас будет невысокой.
4. Итог урока
· Анализ работ учащихся.
Учитель: Если вы завершили работу, то самое время выявить наиболее удачные работы (выставка работ учащихся на доске).
Вопросы для анализа рисунков:
1. У кого наиболее удачно изображены африканские животные?
2. У кого более удачная композиция?
3. У кого хорошо проработан фон? (ответы детей)
· Подведение итогов урока.
Учитель: И так ребята, с какими терминами мы сегодня познакомились? (Ответы детей).
Учитель: Я вижу, что каждый из вас сумел показать в своей работе силуэт. Почти все рисунки выполнены композиционно правильно. А самое главное чувствуется любовь к животным. Все вы молодцы! В основном все справились с заданием. На этом наш урок закончен. До свидания!
Приложение 2
Задачи:
Образовательные:
–формировать понятие о компьютерной графике и ее видах,
– выяснить области применения компьютерной графики,
– продемонстрировать основные возможности графических редакторов.
Развивающие:
– развивать познавательный интерес учащихся к данной теме и к учебному процессу в целом;
– способствовать развитию памяти, внимания.
Воспитательные:
–воспитывать самостоятельность и активность;
– воспитывать эстетический вкус, информационную культуру учащихся.
Оборудование и материалы:
Для учащихся: бумага, карандаш.
Для учителя: презентация для урока, бумага для рисования, цветные карандаши.
Программное обеспечение: операционная система Windows XP, программа создания презентаций Power Point, программа Paint.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! (проверка готовности к уроку)
2. Сообщение нового материала
· Вводная беседа
Учитель: Что вы понимаете под термином «графика»? (Ответы детей).
Учитель: Под термином «графика» обычно понимается изображение каких-либо реальных или воображаемых объектов.
Учитель: Часто ли мы встречаемся с графикой в нашей жизни? (Ответы детей).
Учитель: Пишет ли художник пейзаж, чертит ли конструктор чертеж, рисует ли малыш на асфальте – все это процессы создания графики. Особое место в работе с изображениями занимает компьютерная графика (Слайды 1–3).
Историческая справка
Можно считать, что первые системы компьютерной графики появились вместе с первыми цифровыми компьютерами. Проект "вихрь" Массачусетского технологического института был отмечен как начало эры компьютерной графики.
К середине 1960–х наступил период плодотворной работы и была разработана цифровая электронная чертежная машина.
В конце семидесятых в компьютерной графике произошли значительные изменения. Впервые стало возможным получение цветовой гаммы.
Первоначально программисты научились получать рисунки в режиме символьной печати. На бумажных листах с помощью символов (звездочек, точек, крестиков, букв) получались рисунки, напоминающие мозаику.
Области применения компьютерной графики
• Научная графика
• Деловая графика
• Конструкторская графика
• Инфографика
• Художественная и рекламная графика
• Компьютерная анимация
Научная графика – назначение — визуализация объектов научных исследований (Слайд–4).
Деловая графика – назначение – создание иллюстраций, используемых в работе различных учреждений (Слайд–5).
Конструкторская графика – используется в работе инженеров-конструкторов, изобретателей новой техники (Слайд–6).
Инфографика – назначение – произвольное рисование и черчение на экране компьютера (Слайд–7).
Художественная и рекламная графика – с помощью компьютера создаются рекламные ролики, мультфильмы, компьютерные игры, видео уроки, видео презентации. Графические пакеты для этих целей требуют больших ресурсов компьютера по быстродействию и памяти. Отличительной особенностью этих графических пакетов является возможность создания реалистических изображений и "движущихся картинок" (Слайд–8).
Компьютерная анимация – это получение движущихся изображений на экране дисплее. Художник создает на экране рисунке начального и конечного положения движущихся объектов, все промежуточные состояния рассчитывает и изображает компьютер, выполняя расчеты, опирающиеся на математическое описание данного вида движения. Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с определенной частотой, создают иллюзию движения (Слайд–9).
Учитель: Вы познакомились с областями применения компьютерной графики. Попробуем вместе дать определение компьютерной графике. (Вместе с учащимися даем определение).
Компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений на компьютере.
· Сообщение темы и цели урока
Учитель: И так сегодня на уроке мы организуем экспериментальную группу, которая нарисует человечков на бумаге и на компьютере. И мы выясним, какие особенности имеет компьютерная графика, по сравнению с обычным рисунком на бумаге. (Несколько человек рисуют на компьютере, остальные на альбомных листах фломастерами и карандашами).
· Показ последовательности работы.
Учитель: Ребята, человечков рисуем из простейших геометрических форм. Нам всего лишь нужно выяснить какие, особенности имеет компьютерная графика, по сравнению с обычным рисунком на бумаге. Поэтому у нас получится вот такие простые человечки. (показываю на графическом редакторе Paint).
3. Самостоятельная работа учащихся
Дети выполняют задание. Ведется проверка правильности выполнения работы и индивидуальная работа с каждым ребенком.
4.Итог урока
· Анализ работ учащихся.
Выяснение отличий рисунка на бумаге и на компьютере (показываю на примере работ учащихся).
Рисунок на бумаге:
– Исправление недостатков – может быть затруднительным.
– Получение нескольких копий – невозможно, затруднительно.
Рисунок на компьютере:
– Исправление недостатков – можно выполнять неограниченное количество раз.
– Получение любого количества копий.
– Хранение в электронном виде.
· Подведение итогов урока.
Вопросы для повторения:
1. 1.Что нового узнали на уроке?
2. Что называют компьютерной графикой?
3. Назовите основные области применения компьютерной графики. Учитель: На этом наш урок закончен. До свидания!
Введение
Современный мир трудно представить без медиа-средств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и систему Интернет). Особую значимость в жизни человечества медиа приобрели за последние полвека. Медиа сегодня – одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты.
Современное интенсивное развитие медиа, на наш взгляд, еще острее высветило основательность и актуальность философской теории «диалога культур», разработка которой была начата М.М.Бахтиным и продолжена В.С.Библером. Действительно, «культура нововременного мышления – это культура «втягивания» всех прошлых и будущих культур в единую цивилизационную лестницу» [1]. Именно медиакультура на новом уровне технических возможностей (спутниковое телевидение, видео, Интернет и т.д.) эффективно способствует такому объединению, создает невиданные прежде возможности для диалога культур в глобальном (диалог культур наций, стран), в межличностном, и в интровертном (внутриличностном) уровнях. В последнее десятилетие стали известны имена дизайнеров, активно использующих инфографику в той или иной области. Дизайнеры Илья Рудерман, Мария Дореули из информационного агентства РИА Новости не раз удостаивались призовых мест. Из зарубежных дизайнеров стоит отметить Эдварда Туфтэ, который написал несколько книг об инфографике. Современные дизайнеры Нигель Холмс и Ричард Вурман работают на издания Time Magazine и TED.
Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник теперь должен не только хорошо выполнять функциональные обязанности, но и уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу [19]. Таким образом, существует реальная потребность в использовании мультимедиа в общеобразовательной школе. Этой проблемой занимались Ю.Н. Егорова, М.Н.Морозов, А.Я.Савельев, Н.А.Селезнева, Н.Ф.Талызина, О.К.Тихомиров и др. В связи с этим тема данной выпускной квалификационной работы ориентирована на изучение возможностей мультимедиа как средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Актуальность исследования определяется тем, что современные информационные технологии, в том числе мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить качество обучения. Поэтому мы определилитемувыпускной квалификационной работы: «Выразительные средства инфографики в мультимедиа».
Цель работы: создать мультимедийный ролик с элементами инфографики.
Объект исследования: мультимедиа-дизайн.
Предмет исследования: инфографика в мультимедиа.
Цель, предмет, объект исследования определили постановку следующих задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Собрать теоретический и иллюстративный материал по теме выпускной квалификационной работы.
3. Изучить графические редакторы Adobe Photoshop, Аdobe After Effects, 3d Studio Max.
4. Выявить особенности создания инфографики и обработки в графических редакторах Adobe Photoshop, Аdobe After Effects, 3d Studio Max.
5. Создать мультимедийный ролик с элементами инфографики.
6. Разработать урок с элементами инфографики.
Методы исследования:
– теоретические (анализ научно-методической литературы по проблеме исследования);
– праксиметрические (анализ роликов с элементами инфографики).
По теме исследования проводились уроки с использованием мультимедиа технологий и презентаций в общеобразовательной школе №7 г. Бирска, МОБУ СОШ с. Нижние Ташлы Шаранского района Республики Башкортостан. Дети намного лучше воспринимали визуальную информацию и с большим интересом участвовали в ходе урока. Также во время урока дети познакомились с графическими редакторами Microsoft Paint и Office PowerPoint.
Глава I. Инфографика в мультимедиа