Параметры анкерного крепления борта карьера
В практике открытых горных работ устойчивость откосов чаще обеспечивается широко распространенными механическими способами укрепления массива: возведением подпорных стенок, установкой железобетонных свай, штанг, гибких тросовых тяжей. Благодаря их внедрению на карьерах цветной металлургии (Блявинском, Учалинском, Гайском, Сибайском и др.) за счет увеличения угла откоса бортов в свое время был получен значительный экономический эффект.
В современных условиях совмещения открытых и подземных работ при увеличении размеров горных конструкций наиболее перспективным является способ укрепления высоких откосов подрабатываемых бортов карьера тросовыми анкерами. Предпосылка развития этого вида крепления — внедрение нового высокопроизводительного оборудования для установки анкеров длиной 50 м и более. Тросовое крепление анкерами успешно применяется на подземных рудниках при камерных системах разработки для укрепления обнажений породного или закладочного массива. Оно предотвращает развитие горизонтальных деформаций и сдвижение окружающего массива. Применение этого вида крепления особенно эффективно в условиях действиябольших сдвигающих нагрузок и горизонтальных тектонических сил. Одно из основных требований при установке анкеров в массиве — расположение их перпендикулярно к направлению действия максимальных напряжений.
Схема крепления откоса тросовыми анкерами:
1 – местная поверхность скольжения подработанного борта;
2 – общая поверхность скольжения;
3 – предельный контур откоса до подработки;
4 – тросовые анкера.
Согласно теории предельного равновесия, в зоне потенциально возможного обрушения поверхность скольжения может реализоваться там, где соотношение удерживающих и сдвигающих сил наименьшее. Поэтому при размещении анкеров в массиве в плоскости, перпендикулярной к потенциальной поверхности скольжения, можно достичь качественного укрепления пород при сокращении расхода материалов крепи и, в целом, — затрат на крепление.
Крепление массива тросовыми анкерами должно осуществляться из подземных выработок заблаговременно до начала отработки запасов в основании борта, то есть до начала развития деформаций. В результате скрепления анкерами блоков и слоев пород в единую, совместно деформирующуюся горную конструкцию, устойчивость борта карьера увеличивается. Вследствие изменения характера работы крепи при анкерном укреплении массива тросами обеспечивается снижение материалоемкости процессов управления состоянием массива борта по сравнению с традиционными, приведенными в начале параграфа способами укрепления прибортового массива.
Методика определения параметров крепления массива борта тросовыми анкерами основана на следующих предпосылках:
• при подработке врезками борт карьера находится в устойчивом состоянии, возможны только локальные нарушения устойчивости, поэтому выработка для установки анкеров может располагаться в пределах общей призмы сдвижения;
• нагрузка на канатные анкеры создается массивом в пределах призмы сдвижения по местной поверхности скольжения;
• укрепление массива пород тросовыми анкерами осуществляется в области вероятной реализации поверхности скольжения, при этом тросовые анкеры компенсируют потерю устойчивости при подработке борта до нормативного значения;
• при выемке рудных треугольников тросовые анкеры препятствуют развитию деформаций подработанного массива в сторону карьерного пространства, так как за счет осевых усилий в анкерах создаются дополнительные удерживающие силы по поверхности скольжения;
• в зависимости от места расположения тросовые анкеры работают на срез и растяжение, и в расчетах несущая способность анкера принимается по минимальному сопротивлению срезу, разрыву и выдергиванию троса из цементного камня или цементного камня из пород;
• анкер полностью заполняется цементным раствором, а несущим замком за пределами призмы сдвижения служит часть анкера от подземной выработки до поверхности скольжения.
Расчет крепления тросовыми анкерами производится на основе теории предельного равновесия. Коэффициент запаса устойчивости Кзумассива подрабатываемого борта, деформирующегося совместно с превентивно установленными троссовыми анкерами, определяется:
где ƩТ ƩN — соответственно сумма сдвигающих и удерживающих сил по локальной поверхности скольжения, МН/м; nt — необходимое количество тросов на блок, шт.; а — расстояние между веерами анкеров по простиранию борта, м; Qнес— несущая способность элемента при работе на срез или растяжение, МН; ∆Fуд — дополнительные удерживающие силы, создаваемые в анкерах за счет сил натяжения.