Тема 6. Клеточная инженерия. Использование методов клеточной инженерии в создании биообъектов.
Цель: сформировать у студентов знания по основам клеточной инженерии.
Задачи обучения:
- углубить и закрепить знания по теме занятия;
- сформировать у студентов практические навыки
- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом.
Основные вопросы темы:
1. Клеточная инженерия применительно к микробным, растительным и животным клеткам.
2. Техника протопластирования и слияния (фузии) клеток микроорганизмов.
3. Гибриды, получаемые после слияния протопластов и регенерации клеток.
4. Гибридомы. Значение гибридом для производства современных диагностических препаратов.
Форма проведения: практическое занятие
Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.
2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.
3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.
4. Биотехнология. Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева – М.: «Академия», 2007. – С.3-8; 14-24.
5. Фармацевтическая биотехнология : рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / С.Н. орехов ; под ред. В.А. Быкова, А.В. катлинского. – м.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 7-21.
Дополнительная:
1. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.
2. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.
Вопросы для самоконтроля.
1. Получение клеточных гибридов в естественных и искусственных условиях.
2. Клонирование животных. Методы трансплантации ядер. Клонирование млекопитающих.
3. Использование культуры клеток человека. Стволовые клетки.
Тема 7. Культивирование клеток и тканей растений и животных. Методы сохранения клеточных культур. Получение лекарственных веществ на основе растительных культур тканей.
Цель: сформировать у студентов знания по методам культивирования клеток и тканей раститений и животных, и их сохранению, получению лекарственных веществ на основе растительных культур тканей.
Задачи обучения:
- углубить и закрепить знания по теме занятия;
- сформировать у студентов практические навыки
- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом.
Основные вопросы темы:
1. Культура изолированных клеток, тканей и органов растений. Особенности культивирования изолированных клеток и тканей растений.
2. Особенности культивирования клеток животных.
3. Получение первичной культуры животных клеток. Диплоидные штаммы клеток, их преимущества по сравнению с первичными культурами. Постоянные клеточные линии, их особенности и преимущества.
4. Анабиоз. Различные подходы сохранения клеточных культур. Сохранение in vitro генофонда.
5. Метод криоконсервации клеток животных и человека. Крионика.
6. Культура растительных клеток как источник ЛВ.
Форма проведения: практическое занятие
Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.
2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.
3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.
4. Биотехнология. Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева – М.: «Академия», 2007. – С.3-8; 14-24.
5. Фармацевтическая биотехнология : рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / С.Н. орехов ; под ред. В.А. Быкова, А.В. катлинского. – м.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 7-21.
Дополнительная:
1. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.
2. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.
Вопросы для самоконтроля
Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Завершите определения: Микроклональное размножение – Прямая регенерация – Косвенная регенерация – Гомокариоты – Гетерокариоты – Протопласты –
2. Ответьте на вопросы (в рабочих тетрадях):
2.1. Охарактеризуйте каллусные культуры и твердофазный способ культивирования.
2.2. Охарактеризуйте глубинное суспензионное культивирование.
2.3. Дайте характеристику культуры протопластов.
2.4. Монослойные культуры: преимущества и недостатки.
2.5. Суспензионные культуры животных клеток, их преимущества.