К точности подгонки заплат технологической пластиной
перед наложением сварочных
швов - сборка под сварку
Рис.Схемы трещин:
а - в основном материала; б -
в наваренном материале
Трещины длиной не
более 100 мм в основном и наваренном материале
засверливаются по
концам сверлом
диаметром 2¼3 мм и завариваются.
Трещины длиной от 100 до 200 мм засверливают по концам и заваривают.
Сварной шов
проковывают и
закрывают приваренной накладкой.
Непригодная арматура бака подлежит замене. С этой
целью шлифовальным камнем срезают
направленный металл по контуру арматуры и снимают ее.
Затем устанавливают новую арматуру и приваривают. Если остаток неповрежденного металла недостаточен
для отбортовки и приварки новой арматуры или
стенка бака повреждена в зоне арматуры, то
поврежденный участок вырезают вместе с
поврежденной арматурой, края выреза
отбортовывают и приваривают заглушку.
После сборки бак промывается по той же
технологии, что и перед ремонтом для
устранения стружки, пыли, остатков флюса и оплавленных частиц.
Испытания бака производятся также, как и
перед ремонтом сжатым воздухом при
давлении 0,2 кг/см2в ванной с водой.
Рис.Вид маслобака с пробоиной:
1 - заборный патрубок отвода масла к подкачивающему насосу; 2 - штуцер
заправки под давлением с поплавковым клапаном; 3 - штуцер перепуска масла из
системы; 5 - крышка заливной горловины с мерной линейкой; 6 - емкостной
датчик уровня масла
Рис. Вид отремонтированного маслобака, имевшего повреждение в виде
пробоины:
1 - заборный патрубок отвода масла к подкачивающему насосу; 2 - штуцер заправки под давлением с поплавковым клапаном; 3 - штуцер перепуска масла из системы; 5 -
крышка заливной горловины с мерной линейкой; 6 - емкостной датчик уровня масла
Рис. Вид отремонтированного маслобака, имевшего
Повреждение в виде пробоины
Рис. Вариант заделки пробоины в
Жестком топливном баке
Бак-кессон
представляет собой
загерметизированную
часть крыла
(стабилизатора, киля), в которую заливается топливо.
Рис. Конструкция топливного бака-
Кессона
БАК-КЕССОН
от франц. caisson
- ящик -
коробчатый
Рис. Конструкция нервюры бака-кессона
Рис. Конструкция топливного бака-кессона
Рис. Конструкция топливного бака-кессона со снятой
Крышкой (панелью)
Баки-кессоны позволяют рациональнее использовать
внутренний объем крыла без значительного увеличения
массы, не требует работ по монтажу и демонтажу баков.
Рис. Топливный кессон самолета Як-40:
1 - круглые люки; 2 - носовая балка; 3 - несъемная панель; 4 - съемная панель; 5 - стрингер; 6 -
кожух; 7 - передний лонжерон; 8 - люки в нижней панели
Топливный кессон на 3000 кг представляет собой объем крыла,
ограниченный носовой балкой, передним лонжероном, нервюрами
№ 1 и № 22, а также верхней и нижней обшивками крыла.
Рис.Центроплан крыла самолета Ту-154:
1 - передний лонжерон; 2 - нервюры; 3 - съемный носок (первый); 4 - съемный
носок (второй); 5 - средний лонжерон; 6 - внутренний предкрылок; 7 - стрингеры; 8
- съемная панель; 9 - профили разъема; 10 - внутренний закрылок; 11 -
внутренний интерцептор; 12 - хвостовая часть; 13 - нервюра № 3; 14 - профиль;
15 - задний лонжерон; 16 - балка механизма закрылка; 17 - стыковая стойка; 18 -
нервюра № 14; 19 - узлы крепления центроплана к фюзеляжу
Однако баки кессоны
подвержены
аэродинамическим и
вибрационным, тепловым
и вибрационным
нагрузкам, которые могут вызвать течь топлива.
Устранение течи может
представлять
значительные трудности.
Для своевременного
Выявления течи топливных
Баков их необходимо
Внимательно осматривать
Рис.Стык центроплана и отъемной
части крыла самолета Ту-154 - место,
где часто возникает течь топлива из
баков-кессонов
При техническом
Обслуживании самолета.
Рис.Демонтаж верхнего
Технологического люка ОЧК
(для дефектации и ремонта кессон-баков):
1 - верхний технологический люк; 2 - болт; 3
- уплотнительное кольцо
Характерными повреждениями для баков-
кессонов являются:
ослабление сильно нагруженных
заклепочных швов
по поясам лонжеронов,
около стыков нервюр,
по стенкам лонжеронов и
около дренажных штуцеров.
Подтекание топлива возможно
из-под узлов крепления панелей,
в районе крепления фланцев агрегатов за счет ослабления и
повреждения уплотнительных прокладок.
Одним из опасных повреждений кессон-баков
являетсяотслоение слоев внутреннего
герметика, которое приводит к засорению
топливных фильтров подкачивающих
насосов и прекращению подачи топлива к двигателям.
Этот вид повреждения чаще
всего проявляется на верхних
панелях, подверженных нагреву солнечной радиацией.
Рис. Конструктивная схема центробежного насоса ЭЦН-325, установленного в топливной
системе самолета Ту-154
В процессе периодического технического обслуживания
подтекание топлива по головкам винтов , из-под крышек люков и панелей устраняется путемподтяжки винтов.
Подтекание топлива по головкам ослабленных заклепок
предотвращаетсянаклеиванием дюралюминиевых
шайб толщиной 0,5 мм и диаметром 30 мм
самовулканизирующимся герметиком типа У-30МЭС-5 и У-30М.
Устранение течи в базовом или промежуточном аэропортах производится без слива топлива.
Все материалы, необходимые для ремонта, имеются в аптечке, прикладываемой к каждому самолету.
Рис. Установка ремонтных шайб
(самолет Ил-18):
а - удаление ЛКП в зоне подтекающей заклепки на участке диаметром 70 мм;
б - приготовленную пасту шпателем наносят по периметру подтекающей
заклепки для приостановления течи топлива; в - наносят ровный слой пасты
на внутреннюю поверхность шайбы, прижимают шайбу к ремонтируемому
Перечень материалов и инструмента
«Бортовой ремонтной аптечки» для устранения течи 25 заклепок
№ п. п.
Наименование
Герметизирующая паста «А»
Вулканизатор «Б»
Ускоритель «С»
Специальные дюралюминиевые шайбы
Бензин Б-70
Перкалевые салфетки
Целлофан
Фарфоровый тигель
Шпатель
Пластина для приготовления герметизирующего
состава
Палочка для размешивания пасты
Количество на самолет
1 тюбик
1 тюбик
25 шт.
25 шт.
1 флакон
100 шт.
50 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
Примечание
Тюбик 75 г, срок годности 6 месяцев со для выпуска
Тюбик 40 г, срок годности
6 месяцев со для выпуска
1 порошок - 0,033 г
диаметр 30 мм АМцА-П
Л0,5
Пополняется по мере
расходования
Размером 100х100 мм
Шайбы диаметром 75 мм
Установка ремонтных шайб при появлении течи по отдельным заклепкам
1. Удалить ЛКП в зоне подтекающей заклепки на участке диаметром 70 мм.
2. Обезжирить поверхность обшивки путем 3¼5-кратной протирки
салфеткой, смоченной в бензине Б-70.
3. Посушить в течение 10¼15 мин. После каждой протирки салфетку
менять.
4. Приготовить герметизирующую пасту .
5. Приготовленную пасту шпателем нанести по периметру подтекающей
заклепки для приостановления течи топлива.
6. Удалить остатки топлива с ремонтируемого участка, протерев его
салфеткой.
7. Обезжирить ремонтируемый участок салфеткой, смоченной в бензине.
Сушка 5¼8 мин.
8. Нанести ровный сплошной слой пасты на внутреннюю поверхность
шайбы.
9. Прижать шайбу к ремонтируемому месту. Чтобы шайба не прилипала к
руке, рекомендуется прижимать ее через целлофановую прокладку.
10. Удалить излишки герметизирующей пасты салфеткой, смоченной в
бензине. Через 30¼40 мин после ремонта или по прибытии на базу
место установки ремонтных шайб окрасить кисточкой под цвет самолета.
Порядок приготовления герметизирующей
Пасты
для установка ремонтных шайб для устранения течи по
отдельным заклепкам:
a) Из тюбика «А» выдавить валик герметизирующей пасты
диаметром 5,5 мм и длиной 100 мм;
b) Из тюбика «Б» выдавить валик вулканизатора
(отвердителя ) диаметром 5.5 мм и длиной 10 мм
(соотношение 100:10 по массе);
c) Добавить один порошок ускорителя.
Все компоненты тщательно перемешать при помощи
шпателя. После перемешивания герметизирующая паста
готова к применению. Время использования пасты («время жизненного цикла») 10¼15 мин.
Полученной порции достаточно для постановки 5 (пяти)
шайб.
Внутренний ремонт кессон-баков
предназначается для восстановления
герметичности. Он может быть выполнен в
условиях ремонтных организаций с
обязательным сливом топлива из отсека и
тщательной сушкой мест, подлежащих ремонту.
Ремонт осуществляется или удалением (в
предполагаемых местах утечки)_ поврежденного и нанесением нового герметика, или нанесением дополнительных слоев герметика.
Герметизация заклепочных, болтовых, винтовых швов в процессе
ремонта осуществляется следующими способами (рис.):
внутришовная герметизация, при которой герметики
прокладываются между соприкасающимися поверхностями
соединяемых деталей;
поверхностная герметизация, при которой герметики наносятся на
наружные поверхности соединяемых деталей;
комбинированная (смешанная) герметизация, объединяющая вышеуказанные способы.
Рис. Расположение герметиков в клепаных швах:
а - внутришовная герметизация; б - поверхностная герметизация; в -
комбинированная (смешанная) герметизация; 1 - листы обшивки; 2 - подкладка (или
соединительная лента); 3 - заклепка; 4, 5 - герметики
Рис.Герметизация болтовых и винтовых соединений:
а - болтов с шестигранной головкой; б - болт с потайной головкой; в -
винт с потайной головкой;
1 - тиоколовая замазка; 2 - тиоколовые жгуты; 3 - шайба из тиоколовой
ленты; 4 - тиоколовая лента; 5 - фибровое уплотнение
Заклепочные, болтовые, винтовые швы дополнительно
герметизируются с помощью подкладки под головки резиновых уплотнительных колец (рис. ).
Рис. Схема нанесения подслоя и герметика
Герметизация герметиком У-30М производится после окончания клепальных работ, перед грунтовкой внутренней поверхности.
Поверхности, покрываемые герметиком, предварительно нужно очистить от
пыли и стружки пылесосом. Волосяными щетками и т. п., затем протереть
чистыми салфетками, смоченными в бензине «Калоша». После
обезжиривания бензином поверхности следует просушить в течение 10¼15 мин при комнатной температуре.
Герметик У-30М наносится по подслою клея №88 шпателем или кистью, для чего при приготовлении ему придается соответствующая вязкость.
Ширина наносимых слоев клея должна быть больше ширины слоя герметика на 5¼10 мм (рис.).
Рис. Типовая герметизация болтов, находящихся в зоне
Герметизации
Рис. Герметизация анкерных гаек
Болты крепления съемных элементов конструкции
(топливные насосы, датчики топливомера и заправки и т. д.) имеют герметические анкерные гайки, которые после
прикрепления к баку-кессону также нужно обмазывать герметиком У-30М (рис.).
В случае ослабления заклепок и появления
течи заклепки заменяют новыми.
Рис.Схема нанесения
Пленки герметика на
Заклепку
Рис. Схема приспособления для нанесения
пленки герметика ВТУР на заклепки:
1 - пластина;м2 -0 ручка;м3 - заклепка; 4 -
ванночка; 5 - герметик ВТУР
Мягкие баки
изготавливают из
многослойной
топливостойкой резины. Наружную поверхность такого бака покрывают прорезиненной тканью, называемой кортом. В стенках бака вклеивают
металлическую
арматуру для
Рис.
Мягкий топливный бак:
крепления, например,
1 - замок крепления бака к контейнеру; 2 - датчик
топливомера; 3 - межбаковое соединение
дренажа; 4 - насосы подкачки (перекачки); 5 - контейнер бака; 6 - съемная плита крепления
насоса; 7 - межбаковое соединение для
перетекания топлива
заливной горловины,
насоса, датчика
топливомера, межбакового
соединения и т. д.
Рис. Мягкий топливный бак -
элементы конструкции
Мягкие баки размещают в контейнерах с гладкими
стенками из алюминиевых сплавов или стеклопластика.
Форма бака поддерживается металлическими
обручами, установленными в баке или посредством замков, соединяющим его с контейнером.
Снизу бака предусматривается люк для доступа внутрь, закрывающийся герметической крышкой.
Рис.Пример внешнего вида
Мягкого топливного бака
Рис. Мягкие топливные баки на
самолете Ту-134А:
1 - монтажный люк; 2 - бак № 1А левый;
3 - бак № 1А правый; 4 - трубопровод дренажа; 5 - трубопроводы перелива топлива; 6 - датчики топливомера; 7 -
сливной кран; 8 - обруч; 9 лента
Мягкие баки
не боятсявибраций и
не требуютбольших люков для
монтажа и демонтажа, что важно для моноблочного крыла.
Основные недостатки мягких топливных
баков -
потеря эластичности при низких температурах;
они легко сминаются при незначительном разрежении
в баке;
в процессе эксплуатации появляются трещины старения по месту вулканизации арматуры.
Характерными дефектами мягких баков
являются:
несквозные трещины в зонах перехода к утолщению стенок под арматуру фланцев; проколы, порезы, потертости наружного
тканевого слоя стенки контейнеров;
Отслоения и порывы тканевого слоя;
Сетка трещин старения на внутреннем
резиновом слое;
вырывание резинового слоя с
фланцевой арматурой;
обрывы крепежных лент.
Основными дефектами мягких топливных
баков являютсятрещины в местах переходов
к утолщениям стенок под арматуру или крышку бака.
Эти трещины появляются в основном в
результате неаккуратного снятия баков, если
снятие происходит при температуре ниже нуля.
Все мягкие топливные баки после снятия с
воздушного судна проходят испытания на герметичность.
1. Мягкий бак укладывается в металлическую корзину,
закрываются все отверстия и фланцы.
2. На фланец заливной горловины устанавливается
специальный переходник для заливки керосина и создания давления 0,2¼0,5 кг/см2.
3. В таком состоянии изделие выдерживается 3 ч. Зоны
запотевания отмечаются мелом.
4. Затем из баков сливается керосин, тщательно удаляются
остатки топлива, внутренняя поверхность протирается салфетками и продувается сжатым воздухом.
5. Все дополнительно обнаруженные дефекты отмечаются
мелом.
Для мягких баков особенно опасна
закупоркадренажных отверстий.
При закупорке дренажных отверстий и
одновременно непрекращающейся выработке
топлива происходит смятие баков, отрыв замков крепления, повреждение арматуры.
При заправке мягких баков под давлением при
отказе автоматики заправки и ошибках
технического персонала возможно раздутие
баков, разрушение контейнеров и повреждение силовых элементов кессона (нервюр, панелей).
Ремонт трещин по периметру арматуры
Трещины по периметру арматуры
разделывают шлифовальным
кругом или обрезают ножом.
Рис.Пример
Инструмента для
Разделка
Шлифовальным кругом
Рис.Набор ножей для ремонта
мягких топливных баков:
а - вильчатый нож; б -
специальный нож; в - выдвижной
нож; г - узкий нож; д - нож; е -
большой нож
Вся поверхность обрабатывается шлифовальной шкуркой №60, обезжиривается бензином «Калоша», просушивается 7¼12 мин.
После просушивания следует повторное обезжиривание с последующей просушкой 10¼12 мин.
На поверхность по периметру фланца наносится свежеприготовленный
герметик У-30МЭС-5., поверхность выравнивается и выдерживается 24 ч.
Наплывы герметика срезают ножом, поверхность зачищают, обезжиривают.
Их ткани АХКР вырезают армирующую шайбу или ленту по всему контуру
фланца с перекрытием 20¼30 мм, зачищают, обезжиривают с одной стороны..
Зачищенный участок и шайбу дважды промазывают клеем КР-5-18Р с перерывом 7¼10 мин при температуре 20¼25оС.
Через 5¼7 мин выдержки последнего слоя шайбу накладывают по контуру
фланца, прикатывают резиновым роликом и накладывают груз из расчета 15 г/см2.
Выдерживают под грузом 24 ч, столько же часов ремонтируемая деталь выдерживается без груза.
После выдержки поверхность фланца и прилегающей зоны зачищается, обезжиривается и покрывается слоем герметика У-МЭС-5.
После выдержки в течение часа на фланец устанавливают выравнивающую плиту, закрепляют, выдерживают 24¼36 ч и снимают.
Этой технологической операцией этот втд ремонта завершается.
Ткань АХКР (прорезиненная) марок
А, Б и В применяется для
изготовления мягких баков,
работающих во всех климатических
условиях и ремонта
резинотехнических изделий.
Хранение при температуре от минус
5С до плюс 25С, относительная влажность воздуха от 50 до 85%
Ткани при хранении должны быть защищены от воздействия солнечных лучей,
кислот, щелочей, керосина, масел и других веществ, разрушающих резину и текстильную основу.
Допускается хранение тканей в рулонах в неотапливаемых помещениях с
температурой не ниже минус 30С сроком не более двух месяцев. Перед пуском
в производство ткани необходимо выдержать в помещении не ниже 15С в течение 24 часа.
Срок хранения невулканизированной ткани 3 месяца, вулканизированной- 2 года.
Ремонт поврежденного наружного слоя
По размерам вырезанного
участка готовят заплату,
тщательно обрабатывают
место наложения заплаты.,
затем наносят слой клея,
накладывают заплату и
прикатывают, создают
опрессовку (помещают под гнет).
Рис.Эскиз отремонтированного
мягкого топливного бака:
1 - внутренний слой бензостойкой резины; 2 - резиновая заплата №1; 3 - заплата №2 из ткани 11-КШ-300;
4 - лента из ткани 11-КШ-300; 5 - ткань 11-КШ-300; 6 - повреждение
После нанесения
слоя клея,
накладывают
заплату и
прикатывают ее
роликом, следя за
тем, чтобы не было
воздушных «пробок» между поверхностью
ремонтируемого
Рис.
Прикатывание накладки
роликом:
узла и накладкой.
1 - стенка ремонтируемого узла; 2 - трещина (порез); нанесенный состав
(клеевой); 4 - накладка; 5 - ролик
Проверка бака на герметичность производится
путем заливки во всю группу баков топлива с выдержкой в течение 10 ч.
Если течи нет, болты крепления крышки монтажного люка контрят и пломбируют, снимают ложную панель, устанавливают
съемную панель и опускают самолет на колеса, убрав подъемники.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Кафедра № 24 - «Авиационной техники»
Использованная литература: