Выделение невидимых частей образа
Этот способ запоминания может показаться вам похожим на два рассмотренных выше. Однако если присмотреться к нему внимательнее, можно увидеть существенные отличия как в технике, так и в применении этого способа запоминания. Рассмотрим этот прием на примере.
Представьте мысленно радиоприемник. Вы хорошо знаете, что внутри радиоприемника есть «динамик», «батарейка», «печатная плата», «микросхема». Мысленно «вытаскивайте» эти образы из приемника и по одному представляйте их, рассматривая более подробно, с разных сторон. Теперь у вас есть четыре образа, на которые можно запомнить какие-либо сведения. При этом каждый выделенный вами образ может быть сам подвергнут разборке или из этого образа могут быть выделены подобразы.
Недостаток этого способа запоминания в том, что он не позволяет четко фиксировать последовательность выделяемых образов. Зато несомненные достоинства в том, что после того как вы запишете на образы «динамик», «батарейка», «микросхема», «печатная плата» телефоны, адреса, формулы и т.д., эти выделенные образы опять легко убираются обратно в приемник. И мы получаем возможность запоминать образ «приемник» другими ассоциативными методами. Вся информация, записанная у него внутри, будет сохранена (так как она не подвергается воздействию других образов).
Рассмотрим этот прием на примере. У нас уже имеется образ «Приемник», из которого мы выделили четыре других образа. Теперь на каждый выделенный образ запишем по три двузначных числа.
«Динамик» 51 (ПоГоны), 32 (КиТ), 17 (ГуСь).
«Батарейка» 11 (ГаГарин), 42 (ЩиТ), 35 (КуБ).
«Микросхема» 30 (иКоНа), 17 (ГуСь), 50 (БаяН).
«Печ. плата» 36 (КЛей), 21 (уТюГ), 08 (иВа).
С приема разборки образа мы переходим к приему запоминания на разные части образа. И здесь уже важно сохранение последовательности. Выделяем из образа «Динамик» три подобраза и образуем с ними ассоциации. «Магнит» «Погоны»; «Провода» «Кит»; «Диффузор» «Гусь». Аналогичным способом «обвешиваем» другие образы.
В результате в одном образе «Приемник» у нас оказались зафиксированы 24 цифры, которые мы можем четко вспомнить последовательно в каждой из четырех групп. На цепочке из 20 образов мы уже можем зафиксировать 480 цифр.
Обратите внимание, что для быстрого запоминания числовых сведений вам необходимо очень хорошо выучить образные коды двузначных чисел.
Техника запоминания формул
Чтобы эффективно запоминать информацию типа формул, нужно сформировать систему образных кодов на каждую учебную дисциплину — отдельно на физику, отдельно на математику и т.д. Мы рассмотрим общие принципы формирования образных кодов и запоминания формул и потренируемся в их запоминании. В дальнейшем вы сами сможете сформировать необходимые для запоминания образные коды.
Мнемотехника легко «настраивается» на любую учебную дисциплину. Конечно, запоминать с помощью мнемотехники все формулы не совсем правильно. Намного лучше, если вы самостоятельно выведите любую формулу. Мнемотехникой могут запоминаться основные формулы, из которых выводятся другие. Запомнившиеся в виде образов формулы некоторое время хранятся в памяти в виде зрительных образов, но методом активного повторения они закрепляются в памяти в своем первоначальном виде.
Система запоминания, которой вы обучаетесь, унифицирована, т.е., любая информация запоминается примерно одинаково с использованием одних и тех же приемов и методов. Одно из общих правил мнемотехники следующее: «На любые часто повторяющиеся элементы информации должны быть сформированы образные коды». Другое правило гласит: «Образные коды никогда нельзя связывать между собой в ассоциации». Придерживаясь первого правила, закодируем в образы часто применяемые математические знаки:
знак равенства «Рельсы» (например, от детской железной дороги);
знак умножения «Раскрытые ножницы»;
знак деления «Круглые темные очки»;
знак сложения «Крест»;
знак вычитания «Карандаш»;
знак «Корень» «Морковка»;
степень «2» «Квадрат»;
знак «Скобки открываются» «Открывалка»;
знак «Скобки закрываются» «Крышка».
Образные коды следует подбирать так, чтобы по образу легко определить знак. Например, очки очень похожи на увеличенный знак деления. Морковка сама является корнем. Картина имеет форму квадрата.
Кроме общих математических знаков следует закодировать в образные коды и те буквы, которые встречаются в запоминаемых вами формулах. Составлять таблицу образных кодов сразу на всю физику не следует. Лучше в тетрадь образных кодов вписывать эти коды по мере их надобности. Не забывайте, образные коды должны быть выучены до автоматизма.
Рассмотрим формулу кинетической энергии.
Е = m V2/2
Присвоим образные коды символу Е, символу m, символу V. Обозначим энергию образом «Ракета», массу — «Гантелей», скорость — «Стрелой». Чтобы знать, что это кинетическая энергия, введем какие-нибудь образы, выделенные из слова «кинетика» — кинетика кинжал зонтик. Сразу прикрепляем эту ассоциацию к ракете. Далее выделяем из образа «Ракета» какой-нибудь подобраз. Пусть это будет «Космонавт в скафандре». Выделим в этом образе необходимое количество подобразов: «Шлем скафандра», «Стекло скафандра», «Кислородный баллон», «Пояс», «Ботинки», «Каблук ботинка».
Нам осталось записать на эти подобразы последовательно (сверху вниз) образные коды знаков и физических понятий. Образуем ассоциации: «Шлем скафандра» «Гантели»; «Стекло скафандра» «Ножницы»; «Кислородный баллон» «Стрела»; «Пояс» «Картина»; «Ботинок» «Очки»; «Каблук» «Яд». Запомнившаяся картинка очень легко расшифровывается. Кинетическая энергия (ракета, кинжал, зонтик — переходим на космонавта) равна: масса (гантели) умноженная (ножницы) на скорость (стрела) в квадрате (картина) и деленная (очки) на два (яд).
Метод сжатия информации
Этот метод применяется для запоминания анекдотов, энциклопедических сведений и текстов небольшого объема (в пределах параграфа учебника). При запоминании текстовой информации существуют две основные проблемы.
Первая — как запомнить последовательность изложения текстового материала, не перепутать порядок следования абзацев в тексте.
Вторая — как запомнить содержащуюся в текстовом материале точную информацию.
Этот метод, не обеспечиваят глубокого понимания текстовой информации, позволяет формально запомнить порядок следования смысловых отрывков в тексте.
Мы будем осваивать эту технику последовательно, по принципу «от простого — к сложному». Сначала научимся запоминать отрывки текста, не содержащие точных сведений. Таковыми являются анекдоты. Затем перейдем к отработке запоминания энциклопедических сведений — коротких текстов, содержащих точную информацию. И только после этого мы сможем начать запоминать связанный текст. Как это ни странно выглядит на первый взгляд, но запоминать с помощью мнемотехники последовательность логически не связанных отрывков проще, чем обычный текст. В изолированных отрывках легче выделить смысл и зафиксировать его в памяти.
Рассмотрим метод сжатия информации на простейших текстовых сообщениях — анекдотах.
Шотландец читает книгу. Время от времени он ненадолго гасит свет, а потом снова его зажигает.
- Что ты делаешь? спрашивает жена.
- Переворачивать страницы можно и в темноте.
Схема метода сжатия информации очень проста. Из логически законченного отрывка текста выделяется смысл (главная мысль этого отрывка), которая обозначается образом и запоминается в последовательности с другими образами, обозначающими смысл других отрывков.
Преобразование отрывка в текст
Запоминание последовательности абзацев
Выделим смысл из этого анекдота. Юмор в том, что шотландцы — очень экономные люди и любят считать каждую копеечку. Наша задача - обозначить смысл информационного сообщения очень сжато и коротко, в одном предложении. Например, «Экономный шотландец». Но мы не можем запомнить ассоциативными методами это словосочетание. Поэтому обозначим смысл зрительным образом, который должен быть очень информативным, чтобы мы в дальнейшем могли по нему воспроизвести главную мысль и сам анекдот.
Всем хорошо известны шотландские мужские юбочки в клеточку. Этим образом обозначим шотландца. Он постоянно выключал свет. Следовательно, словесная опора в данном случае будет выглядеть следующим образом: «Настольная лампа с абажуром из материала в клеточку». Этот образ мы легко можем запомнить в последовательности с другими образами.