ЗАНЯТИЕ № 2 (5): «Дефектоскопический контроль деталей авиационной техники»

курса ВСП.02

для студентов 4, 5 курсов, факультетов № 1, 2, «Стрела», «Ухтомское»

Учебное время 2 часа

Составил: подполковник Олешко В.С.

Редактировал: полковник Герасимов И.В.

Рассмотрено на заседании кафедры

протокол № ___ от «___» __________ 2011 г.

МОСКВА

2011 г.

Тема № 23.Сущность и организация ремонта боевой авиационной техники Подготовка авиационной техники кремонту.

Занятие № 2. ДЕФЕКТОСКОПИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ДЕТАЛЕЙ

АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Время: 2 часа

Цель: Изучить назначение, физическую сущность и возможности основных методов неразрушающего контроля деталей авиационной техники

Учебные вопросы:

1. Общие положения по организации дефектоскопического контроля

2. Основные методы неразрушающего контроля авиационной техники

Общие положения по организации дефектоскопического контроля

Дефектоскопический контроль деталей авиационной техники применяется как при её ремонте, так и в процессе эксплуатации.

Ответственность за состояние дефектоскопического контроля в части /соединениия/ возлагается на инженера части /соединения/ по самолётам и двигателям.

Непосредственная ответственность за исправность дефектоскопической аппаратуры, подготовку специалистов к её применению, оборудование рабочих мест и наличие технологической документации, а также руководство за выполнение дефектоскопического контроля деталей авиационной техники возлагается на начальника группы регламентных работ по самолётам и двигателям, а в ВАРМ на начальника производства.

В каждой ТЭЧ а.п. и ВАРМ создаётся лаборатория дефектоскопии, в которой сосредотачивается вся аппаратура, перечни деталей авиационной техники, подлежащих дефектоскопическому контролю, технологические карты на каждую контролируемую деталь, методические пособия, учебные плакаты и диафильмы, а также оборудование, необходимое для проведения качественного контроля деталей авиационной техники.

Для проведения контроля деталей авиационной техники при выполнении регламентных работ и целевых осмотров использованием средств дефектоскопии в каждой ТЭЧ а.п. и ВАРМ должны быть подготовлены 2-4 специалиста. Допуск этих специалистов к дефектоскопическому контролю деталей ежегодно оформляется приказом командира части.

Отметим особенности дефектоскопии деталей авиационных конструкций:

- разнообразие материалов контролируемых деталей, как по своей природе, так и по свойствам;

- сложность контролируемых деталей по форме и разнообразие по массе;

- необходимость контроля многослойных конструкций;

- во многих случаях недостаточно технологичные доступы, что может вызвать дополнительные демонтажно-монтажные работы;

- необходимость подвергать контролю детали, установленные в конструкции, покрытые защитными пленками, имеющими загрязненную поверхность;

- необходимость обнаруживать дефекты, возникающие в процессе эксплуатации по различным причинам — производственным, конструктивным и др.

Дефектоскопия, т. е. поиск дефектов с помощью методов неразрушающего контроля, позволяет обеспечивать заданный уровень надежности, добиваться увеличения долговечности с высокой эффективностью и производительностью. Средства неразрушающего контроля в соответствии с ГОСТ 23049-84 предназначены для выявления дефектов типа несплошности материала, контроля геометрических параметров изделий, оценки физико- химических свойств материала изделий.

С помощью дефектоскопов получают информацию в виде электрических, световых, звуковых и других сигналов о качестве контролируемых объектов.

При ремонте в соответствии с ГОСТ 16504-81 применяют пять видов контроля:

-операционный;

-сплошной;

-выборочный;

-входной;

-приемочный.

Операционный контроль — контроль изделий в процессе выполнения или после завершения производственной операции (например, шлифовки, закалки, склеивания, монтажа узла). При этом контроль может быть сплошным или выборочным, т. е. проверяется либо каждое изделие, либо пробное из партии. При ремонте авиационной техники обычно применяется сплошной контроль.

Например, пооперационный контроль качества ремонта агрегатов планера производится с целью проверки качества ремонта тех мест планера, которые в последующем будут закрыты обшивкой или другими деталями.

Приемочный контроль — контроль готовой продукции.

Например, приемочный контроль качества ремонта агрегатов планера включает в себя проверку точности обводов агрегатов, гладкости поверхности, весовую балансировка рулевых поверхностей.

Точность выполнения обводов агрегатов планера проверяется при помощи специальных шаблонов. Величина отклонений в обводах определяется при помощи специальных щупов. 4 .

Гладкость поверхности отремонтированных участков обшивки планера проверяется визуально.

Проверка балансировки рулей в войсковых условиях производится непосредственно на самолете при отсоединенных тягах проводки управления. С этой целью на определенном расстоянии от оси вращения рулей подвешивается контрольный груз, под действием которого руль должен занять горизонтальное положение, что свидетельствует о правильной весовой балансировке.

Если руль не занимает горизонтального положения, то необходимо изменить вес балансировочного груза руля добавлением к нему необходимого веса (пластинами) или снижением его веса (снятием металла).

Входной контроль — контроль сырья, полуфабрикатов или изделий другого производства, а также соседних участков.

При всех видах контроля широко применяется дефектоскопия.

Наши рекомендации