Сотрудничество вместо конкуренции
Считается, что в основе конкуренции лежит принцип выживания. Выживает сильнейший, достойный продолжать свой род. Именно семя выжившего даст хорошее потомство. Когда-то, как считал Чарльз Дарвин, отбор производился естественным путем. В архаические времена честная схватка решала многое. И действительно, побеждал лучший, честнейший, сильнейший, храбрейший, удачливый. Но времена менялись. Уже из мифов мы узнаем о том, как одерживали победу с помощью коварства. Соответственно, выживал не достойнейший, а коварнейший. Уже на заре человечества Каин убил Авеля, быть может, тем самым заложив основы конкуренции и соперничества между людьми.
Феликс Кривин
КАИН И АВЕЛЬ
На заре человечества Каин убил брата своего Авеля. Каину удалось породить многочисленное потомство, которое заселило землю. Видя, как его дети небрежно относятся к миру, Каин часто удрученно говорил им: «Берегите, дети, этот мир, за который погиб ваш дядя!»
Однако соперничество и конкуренция не являются биологически целесообразными характеристиками человека. Еще Карен Хорни отмечала, что феномен конкуренции, как правило, является компенсаторным. Человек, имеющий психологические проблемы, нередко самоутверждается за чужой счет.
Сюжеты мифов, сказок, легенд показывают созидательное качество сотрудничества и разрушительные последствия соперничества. Действительно, поступки, мотивированные соперничеством, приводят к результатам. Но каким? Часто кратковременным. В долгосрочной перспективе мифологические сюжеты демонстрируют трагичность событий, порожденных нездоровым соперничеством и конкуренцией.
Конкуренция и нездоровое соперничество порождаются оценкой.Кто лучше? — вот, пожалуй, самый коварный вопрос. Этот вопрос угнетает индивидуальность, ибо нет «лучших» и «худших» — есть разные люди со своими особенностями. У одного лучше получается то, у другого — это.
К сожалению, к системе оценивания человека приобщают с раннего детства. Правда, сегодня уже не так, как прежде. Однако те, кто сегодня составляют трудоспособную часть населения, выросли именно в системе оценивания. Нередко стремление быть лучшим любой ценой приводит человека к психологическому и нравственному кризису, разрушительно воздействует на его ближайшее окружение.
Но чем же можно заменить систему оценивания? Системой принятия!
Система принятияпредполагает наличие у каждого человека определенных особенностей, склонностей, возможностей. Необходимо найти то, что у человека получается лучше всего, то, что доставляет ему особенную радость. Естественно, родителям, педагогам, руководителям строить отношения с воспитанниками и подчиненными в системе принятия намного сложнее. Но в долгосрочной перспективе это дает лучший результат, и постепенно входит в привычку. Надо сказать, что люди с большим жизненным опытом, талантливые педагоги и руководители действуют подобным образом даже не подозревая об этом.
Система принятия учит сотрудничеству. В команде у каждого свое место в соответствии с его индивидуальностью, и каждое место значимо.
Понимание уникальности вклада каждого члена команды в общее дело является ключевым фактором сотрудничества. С пониманием и принятием индивидуальности другого связан ключевой фактор сотрудничества — доверие.
Если в команде есть доверие — эта команда непобедима и эффективна.
1 Итак, сотрудничество— это наиболее гармоничный стиль межличностных I отношений, основанный на понимании уникальности каждого и доверии.
Три тысячи лет назад Чжуан-цзы советовал: «Учись выбирать себе союзников и сражаться плечом к плечу с ними, ибо в одиночку никто не сможет выиграть войну».
Пауло Коэльо
КНИГА ВОИНА СВЕТА
(Отрывок)
Воин знает, что человек — это не остров.
Он не может бороться в одиночку; каков бы ни был его замысел, он зависит от других людей. Он нуждается в том, чтобы обсудить с кем-то свои намерения, чтобы попросить у кого-то помощи и содействия и — в минуты отдыха, присев у костра, — рассказать кому-то о былых битвах.
Воин Света делится с другими тем, что ему известно о пути.
Тот, кто помогает другим, может рассчитывать на помощь. Тот, кого научили, должен учить других. И потому воин, сидя у костра, рассказывает, как проходил его бранный день.
«Зачем раскрывать свои стратегические секреты? — шепчет ему друг. — Разве ты не понимаешь, чем рискуешь — тебе придется разделить свои победы с другими?»
Воин в ответ лишь улыбается, не произнеся ни слова. Он знает что, если рай, который он обретет в конце пути, будет пуст и безлюден, то, значит, борьба не имела никакого смысла.
Итак, ключевая идея сотрудничества — принятие индивидуальности другого. Поэтому упражнения и игры, направленные на формирование взаимоотношений сотрудничества между членами команды, иллюстрируют следующие мысли:
□ Все люди разные, каждый обладает своими способностями, возможностями, «ахиллесовой пятой» и ресурсами.
□ Внимание к себе и внимание к другому; понимание качества заботы о себе и о ближнем.
□ Человек многогранен: если ты уже знаешь о его недостатках, можно потрудиться найти его достоинства.
□ Что можно сделать для того, чтобы «подстраховать» другого?
□ Как можно создать условия для того, чтобы проявились способности другого?
Эти идеи могут использоваться при обсуждении игр и упражнений.