Сюжет пятый. «Собственный Герб»

«Итак, люди собираются вместе неслучайно, — продолжает ведущий после окончания обсуждения. — Мы с вами говорили о первых двух причинах: все мы являемся плодами добрых деревьев, и каждому из нас при рождении дали величественное имя. Настало время поговорить о других причинах: каждого из нас взрастил искусный садовник; каж­дого из нас когда-то доверили бдительному наставнику; каждый из нас верит в свое осо­бое предназначение.

Уже известного нам принца Джумбера воспитал искусный садовник, это был визирь его отца. Рассказывают, что когда визирь впервые взял Джумбера на руки, он произнес такие слова: "О, царь! Да сохранит бог его жизнь! Да будет сын твой счастлив и благословен отныне и вовеки веков! Да будут дарованы ему смышленость осла, верность собаки и сила

муравья!" Царедворцы, услыхав такие речи, возмутились: "Как ты мог проклясть царского сына?!" А в ответ услышали: "Я вовсе не проклинал царевича. Если угодно, то вы и сами в этом скоро убедитесь. Проведите осла через лужу так, чтобы он увяз в грязи, а затем вели­те осушить лужу. Если вам удастся заставить осла второй раз пройти этой дорогой, то осел глуп. Возьмите у бедняка его голодную тощую собаку, отдайте ее богачу. Пускай тот откор­мит ее досыта. А затем пусть оба покличут ее. Если собака покинет того, у кого она голода­ла, и пойдет к тому, кто ее откормил, тогда собака — неверная тварь. Изловите муравья, держите его в склянке голодным, затем выпустите. И если он не поднимет тяжесть, четыреж­ды большую, чем собственный вес, то муравей слаб и я судил ложно, а если же нет, зачем же вы меня порицаете?" И вот привели осла и собаку, принесли муравья и исполнили все в точности так, как велел визирь. И все совершилось по его слову. Поэтому опытные настав­ники развивали достоинства Джумбера: смышленость, верность и силу.

Рассказывают также, что смышленый Джумбер вместе с наставниками изучал гербы каж­дой ветви того доброго дерева, плодом которого он являлся. Он учился видеть в этих гербах силу и мощь, дерзания и вдохновения; он исследовал традиции и преемствен­ность поколений. Пришло время, и он, осознав свое предназначение, создал собствен­ный герб, который впоследствии украсил его щит. Этот герб олицетворял его верность дому и роду, вел его по проверенному веками пути созидания и укрепления государ­ственности, даруя память о великих свершениях, и предостерегал от ошибок и опаснос­тей. В том гербе была его сила. Мудрый визирь не раз говорил о том, что щит с гербом должны держать сильные руки. И на щите с гербом Джумбера были изображены, как вы уже догадались, осел, собака и муравей.

Наверное, — продолжает ведущий, — пришло время нам придумать свои гербы и помес­тить их на свои щиты».

Ведущий раздает участникам игры одноразовые бумажные тарелочки, кото­рые теперь играют роль щитов, цветные карандаши, мелки или фломастеры.

«Найдите трех животных, олицетворяющих важные для вашей жизни качества, быть мо­жет, ваше предназначение, силу вашего рода. Изобразите их на ваших щитах, свяжите и украсьте их различными элементами так, чтобы получился ваш собственный герб».

На создание гербов отводится 15 мин. Далее ведущий предлагает играющим сесть в круг, держа в руках свои работы.

«Мы держим в руках, — говорит ведущий, — могучие средства защиты, источники силы и вдохновения — ваши гербы. В них — мудрость и прозорливость, личный опыт и опыт пре­дыдущих поколений. В этих гербах отражены высота устремлений и жизненно важные ценности.

Возьмите, пожалуйста, ваш герб в правую руку. Поднимите ее вперед и вверх так, чтобы герб оказался перед вашими глазами на расстоянии вытянутой руки. Рассмотрите его еще раз очень внимательно. Полюбуйтесь его красотой, ощутите его могущество.

А теперь передайте его своему соседу справа. В ваших руках герб соратника. Какой он интересный! Сколько таит в себе силы, мудрости, ожиданий, надежд! Какое глубокое видение мира и себя в нем, какие высокие цели и устремления, какой мудрый опыт зало­жены в нем! Вглядитесь в этот герб. В нем есть что-то общее и с вашим гербом...»

Играющие передают по кругу свои гербы и рассматривают все работы. Когда гербы, пройдя круг, вернутся в руки хозяев, ведущий может предложить расска­зать о своих гербах.

ПРИМЕР

«Этот герб появился у меня только сегодня, благодаря рассказу о Джумбере, но кажется, что я ношу его на груди уже несколько лет. На моем гербе — мышка, лань и ласточка. О, эта мышка, суетливая и вездесущая, — хозяйка подземных клодовых, которые она набивает с особой любовью и ответственностью — кому, как не ей, собирать урожай с необъятных полей и кормить всю семью. Она хозяйка и огром­ных земных просторов — все поля от Запада до Востока принадлежат ей! Только бы везде успеть, поспеть, ухватить, наследить! Осторожна и боязлива мышь. Очень ве­лика ответственность. "Ах, как бы не навредить деревьям, чьи корни я могу подрать, ах, как бы не сгубить цветы, высаженные чьими-то заботливыми руками, как бы не лишить людей того урожая, который они так любовно взращивали!" — беспокоится мышь. Но не вредит, не причиняет зла мышь матушке-природе, поскольку главная ее цель — жить в гармонии с природой и человечеством. И если ей это удается не всегда, то дело в ее особенностях: чрезмерной суетливости и тревожности. Другое дело _ лань. Стройна, красива, горделива. Каждое движение выверено и оправда­но. Иногда томная, но чаще живая, подвижная, летящая, как стрела, выпущенная из натянутого лука! Красоту, радость, очарование несет она в этот мир. Глядя на нее, кажется, что нет существа совершеннее. Чуткое тело, гибкий ум мгновенно отзыва­ются на любое изменение в природе, и реагирует лань весьма адекватно. А ласточ­ка, порхающая в небесах и покоряющая пространства! Она приносит добрые вес­ти о тепле и весне, о грозовом дожде и стуже. Именно ей доступно видение свыше, она обладает особым чутьем и знаниями. Мудрые, сильные, красивые животные украшают мой герб!»

Вопросы для обсуждения серии игр

1. Каковы ваши впечатления от игр?

2. О чем побудили они задуматься?

3. Что нового узнали вы о себе и о других?

4. Как эти знания пригодятся в работе команды?

Линии обсуждения серии игр

Люди собираются вместе неслучайно. С одной стороны, «все от Бога», но, с другой — существует несколько причин, «притягивающих» людей друг к другу:

□ первая причина — все собравшиеся являются плодами добрых деревьев;

□ вторая причина — каждому из них при рождении дали величественное имя;

□ третья причина — каждого из них взрастил искусный садовник;

□ четвертая причина — каждого из них когда-то доверили бдительному на­ставнику;

□ пятая причина — каждый из них верит в свое особое предназначение!

Мы узнали обо всем этом в процессе игры. Команда никогда не формируется случайным образом, и важно, чтобы ее члены знали себя и других с разных сторон.

Человек подобен бриллианту — у него множество граней. И если мы уже знаем своего коллегу с определенной стороны, это не означает, что мы хорошо знаем его. Всегда есть место открытиям. Путь открытий, желание открывать в другом но­вые стороны — это то, что укрепляет дух команды и подпитывает интерес друг к другу.

Команда представляет собой коллектив равноправных. В Средние века у каж­дого равноправного было величественное имя, он являлся плодом доброго дере­ва-рода и имел свой герб. Все это теперь есть и у нас. У нас есть все, чтобы эффек­тивно работать.

Таверна «Находка»

Перед началом игры ведущий рассказывает небольшую вводную историю. «Люди рождаются в разных городах и странах, но по какой-то удивительной закономер­ности они могут оказаться в одном месте в одно время. Зачем судьба сводит людей? Мудрецы говорят, что люди, оказавшиеся в одном месте в одно и то же время, могут быть полезны друг другу. Но каждый ли знает об этом? Каждый ли умеет ценить неповторимый миг встречи?

У каждого из нас своя судьба, свой путь, но мы соприкасаемся друг с другом по каким-то неведомым законам. С одними людьми мы расстаемся, едва встретившись, с другими мы чувствуем общность и устанавливаем прочные связи. Мудрецы говорят, что мы — путни­ки на дороге, именуемой Жизнь. Что встретится нам на пути?..

Давным-давно на перекрестке путей один добрый человек выстроил таверну и назвал ее "Находка". Он верил, что пути каждый что-нибудь для себя находит. А в таверне путеше­ственники всегда могли найти вкусную еду, кров и общество тех, кому будут интересны их истории...»

Сюжет первый. «Секрет таверны "Находка"»

«У хозяина таверны были свои причуды, — продолжает ведущий. — Он не обслуживал единичные заказы. Его можно понять — в его маленькой кухне была только одна кастрю­ля и единственная сковородка. Кроме того, дрова в этой стране были дороги, рабочих рук не хватало, да и выручка с одного блюда слишком мала. Но, несмотря на причуду хозяина, таверна всегда была полна посетителей. В чем тут секрет? Как вы думаете?»

Ведущий провоцирует небольшое обсуждение, обмен мнениями. После того как все участники игры выскажутся, ведущий продолжает:

«Оказывается, хозяин просил одиноких посетителей найти себе сотрапезника, то есть того, кто согласится съесть то же самое блюдо. Поэтому желающему покушать — а тавер­на славилась отменной кухней — приходилось искать себе компанию, знакомиться с дру­гими посетителями таверны и искать среди них человека или людей, у которых были бы такие же бы гастрономические пристрастия. К чести хозяина, он выполнял любой за­каз — от самого простого до самого изысканного, от картошки в мундире — до омаров в шампанском. Некоторых посетителей возмущали причуды хозяина, и они порывались уйти. Но в ближайших двухстах милях не было ни одного, даже самого захудалого, рес­торанчика. И голодные путники возвращались. Раздраженные, они переступали порог таверны, но, о чудо, атмосфера, царившая там, была настолько теплой и дружествен­ной, что невольная улыбка стирала печать недовольства. За столиками таверны велись непринужденные беседы, кто-то заразительно смеялся, кто-то пел песни... Замысел хозя­ина был прост — тот, кто нашел общие предпочтения в еде, никогда не будет выяснять отношения с помощью кулаков. И посетители, знакомясь и выясняя вкусы друг друга, с радостью понимали, как, оказывается, занятно находить точки соприкосновения с други­ми людьми, пусть даже в таком пустяковом вопросе (хотя, когда голоден, этот вопрос вовсе не пустяковый!).

Итак, — продолжает ведущий, — представьте себе, что вы все — одинокие путники, не­знакомые друг с другом, и вы зашли в таверну "Находка". Чтобы хозяин принял ваш заказ, вам необходимо найти сотрапезников. Для этого вам придется познакомиться со всеми присутствующими. Потом, узнав вкусы каждого и соотнеся их с собственным жела­нием на данный момент, вы образуете "столики" в таверне. За "столиками" стоят 2-4 кресла. Помните, хозяин примет любой ваш заказ, даже самый фантастический».

Участники игры начинают выяснять гастрономические пристрастия друг дру­га, свободно передвигаясь по комнате. Потом они объединяются в малые группы (2-4 человека) на основании общего заказа одного блюда. Участники игры рас­саживаются в комнате так, как будто сидят за столиком в таверне. Убедившись, что все посетители таверны сидят за «столиками», ведущий переходит ко второ­му сюжету игры.

Наши рекомендации