Шаг седьмой: обучение команды технологиям работы
В командной работе используются две основные группы технологий:
□ технологии ситуационного анализа;
□ технологии координации взаимодействия.
ТЕХНОЛОГИИ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА
Ситуационный анализ — это работа с некоторой ситуацией. Вы можете спросить: «Мы постоянно анализируем различные ситуации, зачем нужны специальные технологии?» Затем, чтобы делать это более эффективно.
Представьте себе любую ситуацию в образе кристалла со множеством граней. Чем больше граней кристалла вы охватите в процессе ситуационного анализа, тем качественнее будет ваш результат.
Есть немало приемов, технологий ситуационного анализа, но наиболее эффективными являются три из них:
1. «Восемь шагов» — для анализа и поиска решения в сложных ситуациях;
2. «Шесть шляп» — для анализа ситуаций в случае необходимости принятия важных решений;
3. «Оценка рисков» — для анализа ситуаций в случаях необходимости оценить риски и найти для них «противоядие».
Технология «Восемь шагов»
Данная технология разработана на основе принципов, предложенных Мином Басадуром, и используется командой в ситуациях, когда имеется нерешаемая проблема. Самое главное в этом случае — не искать выход, а поразмышлять, делая последовательно восемь шагов. Таким образом вы сможете дисциплинировать собственные мысли и мысли членов вашей команды.
Для работы по этой технологии выделите 2-2,5 ч рабочего времени, подготовьте доску или флипчер, яркие маркеры. Попросите членов вашей команды расположиться полукругом, встаньте у доски и записывайте идеи команды.
Ваша задача — правильно и четко организовать обсуждение проблемы в рамках каждого шага и записать на доске основные идеи, предложенные членами команды на каждом шаге.
Шаг первый. «Туманная ситуация»
Основная задача — сформулировать проблему так, как ее представляет команда. Вы можете предложить проблему и попросить всех членов команды высказаться по этому поводу. Причем эмоциональные высказывания, если «наболело» не возбраняются (в рамках культуры общения).
Иногда некоторые члены команды предлагают свой вариант решения проблемы. Вам необходимо это «пресекать», например, так: «Уважаемые коллеги, сейчас мы только высказываемся о проблеме, но не решаем ее. Дело в том, что мы еще не все знаем о ней и слишком эмоциональны. Время для решений придет чуть позже. Но за идею спасибо!»
Допустимое время обсуждения — 10-15 мин.
Предположим, проблема заключается в том, что поставщики регулярно (как будто нарочно!) срывают сроки поставки необходимых материалов. Все члены команды эмоционально высказываются о том, что «с этими людьми очень сложно работать», «особенно тяжелый человек их ответственный исполнитель», «и вообще, лучше поменять поставщиков».
Выслушав всех, вы берете слово и формулируете проблему примерно так: «Итак, на первый взгляд, наша проблема заключается в поставщиках, с которы-
ми, как вы считаете, пора вообще расставаться. Спасибо. Это хорошая "туманная формулировка" проблемы. Я ее запишу на доске. Переходим к второму шагу — "поиску фактов"».
Шаг второй. «Поиск фактов»
Задача этого шага дать несколько четких ответов на вопрос: «В чем конкретно проявляется "туманная проблема"?»
Теперь Вам предстоит побудить членов команды на «мониторинг эмоций». «Уважаемые коллеги, вы уже эмоционально высказывались о проблеме. Теперь — только факты и ничего, кроме фактов. Помните о мониторинге эмоций. Только информация о проблеме. Каждый факт я буду записывать на доске».
Когда все факты, в которых проявляется проблема, будут выписаны на доске, Вы обращаетесь к команде: «Уважаемые коллеги, мы собрали с вами все факты, в которых проявляется эта проблема; перечитайте их еще раз, а потом скажите, что будет, если у нас не будет этой проблемы. Каждое высказывание я буду записывать на доске».
Время обсуждения — 10 мин.
Продолжим описание проблемы, «туманная формулировка» которой звучала так: «...на первый взгляд, наша проблема заключается в поставщиках, с которыми, как вы считаете, пора вообще расставаться». Эта проблема проявляется в следующих фактах:
□ поставщик требует 100% предоплату, но не привозит материалы в срок;
□ нередко в привезенном заказе присутствует то, что не заказывали, и отсутствует то, что заказывали;
Q водитель поставщиков грубый;
Q кладовщик — пожилой человек и не может участвовать в разгрузке;
G когда к поставщикам поехал наш водитель, ему пришлось ждать 3 ч;
□ жалко упускать поставщика, работающего по таким ценам, но и терпеть все это нет возможности.
Ответы на вопрос, что будет, когда этой проблемы не будет?
□ у нас будет спокойная жизнь;
G придется искать других поставщиков;
□ может, не придется платить 100% предоплату;
□ получим качественно выполненный заказ;
□ если повезет, другой поставщик будет культурным и грамотным человеком.