Умение строить конструктивный конфликт
Конструктивный конфликт— это противостояние мнений, суждений, идей, при котором каждый его участник имеет цель аргументированно и спокойно отстоять свою точку зрения, не задевая чувств и не унижая оппонента.
В команде единомышленников каждый имеет право на собственное мнение. Истина рождается в споре, участники которого не стремятся добиться поражения
партнера. В контексте конструктивного конфликта каждый член команды имеет возможность совершенствовать искусство аргументации в защиту своей позиции, проявляя смелость, ответственность и понимание конечного результата. Главное отличие такого конструктивного конфликта — акцент на разностороннее исследование проблемы на фоне отсутствия личных обид.
Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает, что член команды владеет искусством поведения в условиях конструктивного конфликта. Фактически конструктивный конфликт складывается к ходе острой групповой дискуссии, когда сталкиваются мнения, подходы, идеи, сценарии реализации задуманного.
Поведение в условиях конструктивного конфликта— это, прежде всего, знание техник и умение ими пользоваться. Именно поэтому многие команды специально проходят тренинг коммуникативной компетентности.
Для того чтобы оценить собственное умение строить конструктивный конфликт, Вам необходимо честно и объективно ответить на следующие вопросы:
— Умеете ли вы внимательно слушать партнера и использовать техники активного слушания («вербализации» ступеней А, Б, В: повторение, перефразирование, интерпретация слов партнера)?
— В какой степени вы владеете техниками снятия напряжения (подчеркивание общности с партнером, вербализация эмоционального состояния, проявление интереса к проблемам партнера и др.)?
— Умеете ли вы подбирать и формулировать аргументы, отражающие вашу позицию?
— Умеете ли грамотно, конструктивно и эффективно строить контраргументацию?
— Умеете ли вы находить общее в своей позиции и суждениях, идеях, предложениях своих коллег?
— Владеете ли вы техниками эффективного общения, противостояния манипулированию и цивилизованного влияния?
Балл
Критерии
1-2
Вы считаете, что не имеете представления и не владеете техниками конструктивного конфликта
3-4
Вы считаете, что плохо владеете искусством конструктивного конфликта. Вы знаете, но не используете техники активного слушания (вербализации), техники снятия напряжения, техники контраргументации и пр. Вы довольно сумбурно строите собственную систему аргументации, а подбирать контраргументы для вас чрезвычайно сложно. Столкновение мнений вы воспринимаете как личную обиду, вас переполняют эмоции, которые мешают конструктивно работать с информацией. Вы считаете, что вам необходимо длительное упражнение в техниках эффективного общения ____________
5-6
Вы считаете, что делаете успехи в овладении техниками конструктивного конфликта. Вы пробуете включать в общение техники активного слушания, снятия напряжения. Готовясь к дискуссии, продумываете систему аргументации собственной позиции с учетом восприятия и ожиданий ваших коллег. Вам еще непросто находить контраргументы, вы не всегда успеваете быстро отреагировать контраргументом на аргументы партнера. Вы считаете, что вам нелегко быстро искать общее в разных позициях. Вы активно тренируете себя, совершенствуете свое владение техниками эффективного общения_____________
Балл
Критерии
7-8
Вы считаете себя довольно успешным в условиях конструктивного конфликта. Вы владеете и успешно применяете техники вербализации, снятия напряжения, аргументации, контраргументации, противостояния манипулированию. Вы успешны в искусстве переговоров, умеете убеждать, оказывая цивилизованное влияние. Однако бывает, что вы недовольны собой, считая, что можно было провести дискуссию или переговоры более эффективно
9-10
Вы считаете себя мастером конструктивного конфликта, переговоров, цивилизованного влияния. Вы неизменно техничны и адекватны ситуации. Вас уважают, слушают, соглашаются. При этом вы умеете подчеркнуть значимость позиции, предложения, суждения другого, оказать ему эмоциональную и информационную поддержку
Уровень профессионализма
Данная шкала отражает уровень профессиональной компетентности: насколько член команды владеет предметом основной деятельности, умеет ли он грамотно спланировать свою работу и привлечь необходимые для выполнения ресурсы, насколько высока его работоспособность.
2.1. Профессиональное знание предмета основной деятельности
В каждой профессии существует негласные эталоны знания предмета. Насколько Вы приближаетесь к этому эталону в знаниях предмета основной деятельности, Вам предстоит оценить по 10-балльной шкале. Прежде чем выставить себе определенный балл, честно и объективно ответьте на следующие вопросы:
— Насколько хорошо вы владеете предметом своей деятельности?
— Все ли профессиональные требования вы выполняете?
— Стремитесь ли вы постоянно пополнять профессиональные знания, повышать свою квалификацию?
— Насколько терпимо вы относитесь к профессиональной конкуренции? Легко ли Вам признать победы, заслуги, удачи коллег?
— Есть ли у вас свой уникальный и продуктивный стиль в профессии?
Балл | Уровень | Критерии |
1-2 | Крайне низкий | Вы «новичок» в профессии. Вам предстоит немало времени потратить на изучение предмета основной деятельности |
3-4 | Низкий | Возможно, вы только делаете первые шаги в профессии и остро ощущаете нехватку знаний |
5-6 | Средний | Быть может, у вас есть большой профессиональный опыт, но вы незнакомы с новейшими разработками и направлениями, поэтому ощущаете себя неуютно. Или вы работаете в профессии не так давно, но уже имеете успехи и видите перспективу профессионального роста, ощущаете нехватку определенных знаний |
7-8 | Высокий | Вы хорошо владеете предметом основной деятельности, постоянно стремитесь повышать свою квалификацию, и, вместе с тем, являетесь наставником, консультантом для других. Вы всегда подмечаете успехи своих коллег, стараетесь перенимать и делиться опытом |
9-10 | Наивысший | У вас настолько много знаний и профессиональных идей, что вы постоянно делитесь ими. Возможно, вы ведете активную консалтинговую, преподавательскую деятельность, готовите методическую литературу по предмету вашей основной деятельности |
2.2. Умение спланировать собственную деятельность
Данный показатель отражает ваши способности к планированию собственной деятельности, умение работать с информацией, необходимой для продуктивной деятельности, умение привлекать для выполнения работы необходимые ресурсы, степень самостоятельности в определении технологии исполнения работы.
Чтобы оценить данное качество по 10-балльной шкале, постарайтесь честно и объективно ответить на следующие вопросы:
— Насколько хорошо вы умеете планировать собственную деятельность и выполнять запланированное?
— Вы способны сами определить необходимый состав работ, или вам требуется помощь, чтобы ответить на вопрос: «Что мне делать?»
— Умеете ли вы привлекать необходимую для выполнения работы информацию, или вам требуется в этом помощь?
— Умеете ли вы привлекать необходимые для выполнения работы ресурсы (материальные, человеческие, информационные)?
— Не отвлекаетесь ли вы на посторонние дела во время работы?
Балл | Уровень | Критерии |
1-2 | Крайне низкий | Вам сложно самостоятельно спланировать свою деятельность, вы не знаете какие ресурсы необходимо привлечь для выполнения работы. Вам постоянно требуется помощь. Вы часто отвлекаетесь на посторонние дела |
3-4 | Низкий | Вы стараетесь спланировать свою деятельность, но планы в большинстве случаев оказываются нереальными, или вы их в большей части не выполняете. Вам довольно сложно привлекать необходимые для работы ресурсы, вы часто обращаетесь за помощью. Вы довольно часто отвлекаетесь во время работы на посторонние дела |
5-6 | Средний | Вы планируете свою деятельность, но не учитываете все факторы, помехи, непредвиденные события, в результате чего вам удается выполнить лишь некоторую часть запланированного. Не исключено, что иногда вам требуется помощь, что вы берете на себя больше, чем можете выполнить, неверно оценив собственные возможности, однако вы предпочитаете справляться с трудностями самостоятельно. Нередко во время работы вы отвлекаетесь на посторонние или незапланированные дела |
7-8 | Высокий | Вы умеете грамотно спланировать свою деятельность, стараетесь придерживаться запланированного графика (за исключением непредвиденных или форс-мажорных обстоятельств). Умеете привлекать необходимые ресурсы, работать с информацией. К вам нередко обращаются за помощью в планировании и организации работы члены вашей команды. Вы стараетесь во время работы не отвлекаться на посторонние дела, если они не являются следствием непредвиденных обстоятельств или не дополняют основную деятельность |
9-10 | Высочайший | Вы всегда предусмотрительны, у вас все спланировано, вы всегда знаете откуда и какие привлечь ресурсы, вы являетесь наставником других в сфере организации профессиональной деятельности |
Результативность
Данный показатель отражает вашу способность к продуктивной, результативной деятельности. Чтобы оценить собственную профессиональную результативность, честно и объективно ответьте на следующие вопросы:
— Всегда ли вам удается довести начатое дело до конца?
— Вы способны работать до 10-12 часов в день?
— Всегда ли вы ясно представляете себе результат, когда беретесь за дело?
— Всегда ли форма представления вами результата соответствует профессиональным требованиям?
— Часто ли вам требуются паузы, перерывы в работе (перекуры, чаепития, общение)?
— Есть ли у вас привычка подводить «итоги дня», мысленно просматривать все, что вы сделали за день, и оценивать собственную результативность за день?
Балл | Уровень | Критерии |
1-2 | Крайне низкий | Вам требуются частые перерывы в работе; когда вы беретесь за дело, то не думаете о результате (хотя бы промежуточном). Вам сложно удерживать уровень работоспособности на должном уровне |
3-4 | Низкий | Часто вы не доводите до конца начатые дела или получаете результаты, не в полной мере соответствующие профессиональным требованиям. Вы часто делаете неоправданные перерывы в работе |
5-6 | Средний | Вы стараетесь доводить начатые дела до конца, но нередко в этот процесс вмешивается «нечто», мешающее вам. Вы серьезно задумываетесь над собственной профессиональной результативностью, ищете пути для ее повышения |
7-8 | Высокий | Вы умеете доводить дела до конца. Вы работоспособны и продуктивны. Подводя итоги дня, вы нередко остаетесь довольны собственной результативностью, тем не менее постоянно ищете пути для ее повышения |
9-10 | Высочайший | Вы настоящий профессионал, мастер своего дела. |
Уровень ответственности
Данный показатель отражает степень ответственности перед командой, работой и ценностями команды.