Инструкция для создания песочной картины
Вы — великие мудрецы. Однажды вы отправились в странствия. Вам хотелось отыскать такое место на земле, которое было бы еще не освоено человеком. Вы долго путешествовали, встречали разных людей, бывали в разных местах. И вот однажды вы увидели перед собой бескрайнюю пустыню. Сомнений не было — вы нашли то, что искали. Откройте глаза и оглянитесь вокруг: перед собой вы видите песок, но рядом с вами коллекция миниатюрных фигурок. Эти герои, дома, животные, растения, машины, камни, раковины и многое другое помогут вам преобразить пустыню. Вы можете вызвать дождь — полить песок водой, — и тогда могут появиться горы, холмы, долины из песка. Вам подвластно раздвинуть пески — и обнаружить голубую воду. Так могут появиться реки, озера, моря и океаны.
О, мудрейшие! Превратите пустыню в цветущую страну и населите ее теми, кто достоин жить в ней!
Кандидаты подходят к песочнице и начинают процесс преобразования пустыни. Во время игры может негромко звучать музыка. В среднем это занимает 15-20 мин, в течение которых психолог внимательно следит за играющими.
Наблюдение за совместной игрой
Наблюдая за совместной игрой в песочнице, психолог собирает информацию по четырем показателям: характер взаимодействия участников игры между собой;
□ распределение ролей в группе;
□ стиль поведения каждого участника игры;
□ ценности, объединяющие участников игры.
Эти показатели входят в понятие «стиль ситуативной коммуникации» (ССК).Стиль ситуативной коммуникации отражает многообразие взаимодействий между кандидатами в члены команды в процессе создания песочной композиции или иной совместной деятельности, а также ее обсуждения. Последовательно рассмотрим каждый показатель.
Характер взаимодействия участников игры между собой
Участники игры могут сотрудничать между собой. Они могут предварительно договориться о том, кто какую территорию занимают, что они строят. Таким образом, каждый имеет свою территорию в песочнице, но общая картина создается авторами коллегиально и, заметим, бесконфликтно. Этот характер взаимодействия мы обозначим как сотрудничество, далее нам это потребуется для заполнения протокола наблюдений.
Участники группы могут строить картину, объединенную общей идеей. Территории членов группы не выделены, размыты; все подчинено единой идее, царит полное взаимопонимание. В этом случае мы можем наблюдать ассимиляцию.
Допустим, в песочнице появляются несколько автономных стран, которые не мешают друг другу (все или кто-то из участников игры строят обособленно друг от друга). Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы), но случается, что они вообще отсутствуют. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои миры. Иногда кто-то создает свою «параллельную страну», тогда как другие участники строительства демонстрируют сотрудничество. В данном случае можно фиксировать «параллельную игру».
Но нередко скрытый конфликт переходит в песочнице в явную форму. И тогда мы говорим о конфронтации между участниками игры или отдельными ее членами. Если в группе находятся два или более лидера, может наблюдаться открытое противостояние и даже разразиться конфликт. При этом группа может спонтанно разделиться на подгруппы. В данном случае в протоколе фиксируется конфронтация.
«Борьба за территорию» может проходить как драматично, так и мирно. Например, один участник игры расставляет свои фигурки по всей территории песочницы, говоря о том, что он улучшает этот мир. Но тем самым он фактически «контролирует территорию».
Отметим, что психолог только наблюдает за кандидатами, не давая им оценку, и старается определить ресурсы их взаимодействия друг с другом.
Распределение ролей
Наблюдая за игрой в песочнице, можно определить распределение ролей в группе. Обычно сразу проявляются лидеры, которые начинают предлагать, диктовать, нормировать и прочее. Таким образом проясняется не только лидер, но и его направленность, созидательная или разрушительная, а также стиль руководства, демократичный или авторитарный.
Наблюдая за спонтанным распределением ролей, специалист выявляет также и связи между членами группы. Набирается материал для социометрии.