Малый лексикон юнгианских терминов

Анима.

Внутренняя феминная сторона мужчины. Бессознательный архетипный образ женщины.

К.Г.Юнг: « Каждый мужчина носит в себе образ женщины, причем не только матери, но и дочери, сестры, возлюбленной и богини. Каждая мать и каждая возлюбленная становиться вместилищем и носителем этого нестареющего символа».

Анимус.

Внутренняя маскулинная сторона женщины. Бессознательный архетипный образ мужчины.

К.Г.Юнг: «Анимус – разум и душа. Он соответствует отцовскому Логосу, так же как Анима материнскому Эросу». Может быть позитивным в качестве моста между женским Эго и ее собственными творческими ресурсами.

Архетип.

Примитивные структурные элементы человеческого Психе. Архетипы незаметны, но их воздействие прослеживается в архетипных образах и мотивах. Архетипные образы – универсальные установки или мотивы, которые происходят от коллективного бессознательного. Они являются базисом для первоистоков религий, мифов, легенд и сказок.

К.Г.Юнг: « Архетип выражает себя в метафорах. И если в этом свете мы будем говорить о солнце и индентифицировать с ним льва, короля, груду золота, охраняемую драконом или силу, которая дает жизнь и здорорвье человеку, то это не будет ни то, ни другое, но нечто неизвестное, что более или менее адекватно выражается во ВСЕХ этих ставнениях. Это не может уместиться в рамках формулы». На личностном уровне архетипные установки и мотивы являются утановками мышления или поведения, что свойственно человечеству всегда и везде. Они возникают в снах, видениях и других выражениях бессознательного.

Комплексы.

Эмоционально заряженные группы идей или образов. Юнг делает акцент на то, что Комплексы сами по себе не являются негативными, хотя их эффекты часто бывают таковыми. К.Г.Юнг: «Комплексы могут пересекаться с намерениями воли и мешать нашим сознательным действиям. Они появляются и исчезают по своим собственным законам. Они могут преследовать сознательное и воздействовать на речь и поступки в бессознательной форме». Вместо «здравого смысла» человек руководствуется тем, что говорят ему комплексы.

Личность (Self).

Архетип целостности. Регулирующий центр Психе. Сила целостности, которая выходит за рамки Эго. К.Г.Юнг: «Личность соответствует целому рангу психических феноменов человека. Она выражает единость личности в целом. Личность не только центр, но так же целое окружение, которое охватывает и сознательное, и бессознательное. Это – центр данной совокупности, так же как Эго – центр сознательного».

Персона.

Это «Я». Обычно наши идеальные черты, которые мы представляем миру. Первоначально слово Персона обозначало маску, носимую актерами античного театра, для обозначения роли, которую они играли. К.Г.Юнг: «Персона – функциональный Комплекс, появляющийся по причинам адаптации или личного удобства. Персона – это то, чем в реальности человек не является, но то, как он, так же как и другие, себя воспринимает». Сильное Эго обладает гибкой персоной.

Тень.

Скрываемые или бессознательные аспекты личности человека, и хорошие, и плохие, но такие, которые Эго либо подавляет, либо никогда не признает. Тень в основном состоит из подавленных желаний и некультурных импульсов, морально недоброкачественных мотивов, детских фантазий и обид. Мы НЕ гордимся всеми этими вещами, и часто мы находим это в других посредством проекций. К.Г.Юнг: «Осознание нашей Тени вовлекает в себя распознавание темных аспектов личности как присутствующих в действительности». « Тень – просто что-то недоброкачественное, примитивное, неадаптированное и неуклюжее, но не совершенно плохое. Она даже содержит некоторые детские и примитивные качества, которые могли бы в своем роде визуализировать и украсить человеческое существование, но – условности запрещают».

Эго.

Центр личного сознательного. Сильное Эго может быть объективно связано с активацией объективного бессознательного. Эго – центральный комплекс бессознательного, и сильное Эго может избежать идентификации с ним. Юнг говорит, что знание «личности» Эго часто запутывает понимание самого себя. К.Г.Юнг: «Любой, обладающий Эго-сознательным считает, что он знает самого себя. Но, Эго знает только свое содержимое, а не бессознательное и его содержимое. В таком случае Психе ведет себя как тело, о физиологической и анатомической структуре которой человек обычно знает очень мало».

Три слоя Сознательного/ Бессознательного:

Личностное сознательное – то, в чем мы все уверены, в настоящем и прошлом.

Личностное бессознательное – то, в чем мы не уверены, но каждый в СВОЕМ, в настоящем и в прошлом.

Коллективное бессознательное – разделяемое бессознательное человечества. Слой Психе, содержащий наследственные коллективные сведения. Отсюда проистекают Архетипы, например универсальная потребность человека в религии ит.п..

Психе.

Обобщение всех наших психологических процессов, сознательных и бессознательных.


Наши рекомендации