Отдел прикладной педагогической психологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственное учреждение образования
«Академия последипломного образования»
ОТДЕЛ ПРИКЛАДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Учебно-методические материалы
Курсов повышения квалификации психологов
«Современные психотехнологии:
Основы юнгианской песочной терапии»
Техника «Автопортретные изображения для игры с песочницей» Л. Джин Лей и Джин Хаузи (L. Jean Ley and Jean Howze)
Предлагаемую технику можно использовать в работе с детьми и взрослыми, парами и семьями, а также в группах. Она не требует значительных расходов и очень эффективна. Впервые примененная в детском саду, для того чтобы вовлечь детей в игру с песочницей, впоследствии эта техника была использована нами и в клинической работе. Дополнение игры в песочнице фигуркой, изготовленной из фотографии клиента, оказывает на него сильное воздействие: повышает самооценку и позволяет ему (а также семье или группе) увидеть, насколько гармонично он включен в окружающую среду. Эти же фигурки можно применять в играх на полу и в сочетании с куклами.
Описание техники
Создавать необходимые фигурки несложно. Для этого понадобятся фотоаппарат («Поляроид» не годится), материал, позволяющий заламинировать вырезанную фигуру (можно воспользоваться услугами пунктов по ламинированию) и квадратные деревянные блоки (размер граней — два с половиной сантиметра). Сначала мы опишем технику индивидуальной работы, а затем - технику работы с группами и семьями.
Первым делом следует сфотографировать клиента во весь рост Иногда клиент предпочитает фотографироваться сидя, и этому противиться не надо. В целях экономии в группе лучше фотографировать детей попарно. При индивидуальной работе лучше сделать два снимка, чтобы клиент мог выбрать тот, который ему понравится больше. Некоторые предпочитают иметь сразу два фотографических изображения: одно в положении стоя, другое - сидя; в некоторых случаях, поиграв с такими фигурками в песочнице, ребенок может захотеть воспользоваться еще одной фигуркой, изображающей его в более динамичной позе. Если в психотерапевтическом кабинете нет фотоаппарата, попросите клиента принести свой Когда снимок будет готов, осторожно вырежьте фигуру клиента и заламинируйте ее (это можно сделать в большинстве копировальных центров; там же нередко можно купить и материалы для самостоятельного ламинирования). Зала-минированную фигуру укрепите на деревянной подставке. Теперь она сможет стоять самостоятельно и готова к игре.
Клиент может включать автопортретное изображение в песочные композиции и играть с ним на полу вместе с другими предметами. Некоторым клиентам такая игра поначалу может показаться сложной, им потребуется определенное время, прежде чем они смогут пользоваться своим изображением. Другие начинают играть сразу, но у них сложности возникают впоследствии, и фигурка может оказаться в стороне без дела. Можно изготовить фигурки других членов семьи ребенка. Многие клиенты (особенно дети) любят приносить фотографии домашних животных для того, чтобы создать из них фигурки и затем использовать в игре. Иногда они приносят фотографии своих друзей, любимого родственника и т д. Один мальчик, например, все время использовал изображение своего любимого покойного дяди в роли своеобразного «свидетеля».
В группе клиенты обычно пользуются одним или двумя автопортретными изображениями. Дети могут вместе играть в песочнице, что предполагает активную групповую динамику, но в то же время и возможность для каждого дистанцироваться за счет наличия индивидуального «пространства», обозначенного собственным изображением. В этой ситуации возникает почва для связанного с проблемами в их отношениях диалога двух или более участников. По мере того как между детьми возникает больше доверия, они могут спрашивать друг У друга разрешения установить свои фигурки на чужой «территории»; это связано с их попыткой выступить в роли помощников или защитников других участников.
На сеансах семейной психотерапии каждому члену семьи необходимо иметь хотя бы по одному автопортретному изображению, которое будет включаться в общую либо индивидуальную композицию Иногда клиенты испытывают затруднения, и им необходимо сначала воспользоваться традиционным набором фигурок и предметов, применяемых в игре с песочницей. Отношения в семье нередко становятся более понятными; иногда члены семьи могут взаимодействовать друг с другом посредством своих изображений, видеть, какое место они занимают в композиции и какие роли исполняют. Кроме того, важную информацию можно получить, обращая внимание на особенности самих образов, например, на то, кто из членов семьи использует свое изображение в положении сидя, а кто — стоя и почему, кто из них на фотографии смотрит в камеру, а кто — нет, кто неподвижен, а кто изображен в более динамичной позе, кто хмурится, а кто улыбается или дурачится и т д. В ходе работы, по мере изменения характера отношений между членами семьи, они могут выражать желание заменить свое прежнее изображение на новое
Чтобы подчеркнуть конфиденциальный характер автопортретных изображений, их следует хранить отдельно от остального набора фигур, используемых в игре с песочницей. Иногда можно предложить ребенку изготовить из небольшой коробки свой «дом», в котором фигурка сможет жить между занятиями. Наличие «дома» дает ребенку ощущение защищенности, что особенно важно в работе с детьми, подвергавшимися насилию, и детьми из семей, нарушающих границы «Я» ребенка. Сказанное в некоторой мере может быть справедливым и для взрослых клиентов, хотя они обычно избегают пользоваться «домом».
Показания и рекомендации к применению
Данную технику в сочетании с песочной терапией можно использовать в самых разных ситуациях Исключение составляют лишь случаи полной неспособности клиента к созданию композиций, включающих автопортретное изображение. Иногда необходима продолжительная работа, направленная на укрепление идентичности ребенка, чувства личной безопасности и повышение его самооценки.
Использование автопортретных изображений помогает решать целый комплекс вопросов о взаимоотношениях клиента с близкими людьми и зависимости от них, а также о проблемах самоопределения. В случае пережитой клиентом тяжелой психической травмы применение таких изображений поначалу бывает затруднительно, однако со временем может стать важным фактором укрепления его психической устойчивости и самостоятельности. В тех случаях, когда психическая травма произошла сравнительно давно, бывает полезно воспользоваться фотографиями клиента, сделанными в период пережитой травмы. При работе с чувством утраты, изображение клиента может быть использовано для построения диалогов между ним и ушедшим человеком. Подобные изображения могут использоваться в работе с клиентами, склонными к самодеструктивным действиям. Они получают возможность «выплеснуть» агрессивные переживания на свое изображение, не причиняя себе ущерба. Психотерапевт, однако, должен хорошо понимать особенности состояния и ритуальных действий клиента, связанных с разрушением им собственного образа. Если клиент не до конца готов к игре с автопортретным изображением, подобные манипуляции причинят ему больше вреда, чем пользы.
В работе с клиентами, пережившими психическую травму в результате насилия, при их достаточной готовности можно использовать изображение насильника. Если его фотография отсутствует, клиент может вырезать из журнала фотографию похожего на него человека. Затем клиент может совершить «акт возмездия» и обрести внутреннюю устойчивость, не подвергая себя и других реальной опасности. Если клиенту предстоит увидеть своего обидчиёка в суде или участвовать в опознании преступника, он может сначала «прожить» эту ситуацию, играя в песочнице.
Предлагаемая техника может с успехом применяться с детьми. Они всегда способны творчески использовать предоставленные им возможности и могут по-своему использовать фигурки. Они получают глубокое удовлетворение, ощущение своей значимости и способности к самостоятельному решению проблем. Взрослые, как правило, более скованны, однако и для многих из них применение данной техники оказывается весьма полезным. Она также может выполнять диагностическую функцию, если психотерапевт обращает внимание на особенности выбора и использования клиентом своего образа.
Анимус.
Внутренняя маскулинная сторона женщины. Бессознательный архетипный образ мужчины.
К.Г.Юнг: «Анимус – разум и душа. Он соответствует отцовскому Логосу, так же как Анима материнскому Эросу». Может быть позитивным в качестве моста между женским Эго и ее собственными творческими ресурсами.
Архетип.
Примитивные структурные элементы человеческого Психе. Архетипы незаметны, но их воздействие прослеживается в архетипных образах и мотивах. Архетипные образы – универсальные установки или мотивы, которые происходят от коллективного бессознательного. Они являются базисом для первоистоков религий, мифов, легенд и сказок.
К.Г.Юнг: « Архетип выражает себя в метафорах. И если в этом свете мы будем говорить о солнце и индентифицировать с ним льва, короля, груду золота, охраняемую драконом или силу, которая дает жизнь и здорорвье человеку, то это не будет ни то, ни другое, но нечто неизвестное, что более или менее адекватно выражается во ВСЕХ этих ставнениях. Это не может уместиться в рамках формулы». На личностном уровне архетипные установки и мотивы являются утановками мышления или поведения, что свойственно человечеству всегда и везде. Они возникают в снах, видениях и других выражениях бессознательного.
Комплексы.
Эмоционально заряженные группы идей или образов. Юнг делает акцент на то, что Комплексы сами по себе не являются негативными, хотя их эффекты часто бывают таковыми. К.Г.Юнг: «Комплексы могут пересекаться с намерениями воли и мешать нашим сознательным действиям. Они появляются и исчезают по своим собственным законам. Они могут преследовать сознательное и воздействовать на речь и поступки в бессознательной форме». Вместо «здравого смысла» человек руководствуется тем, что говорят ему комплексы.
Личность (Self).
Архетип целостности. Регулирующий центр Психе. Сила целостности, которая выходит за рамки Эго. К.Г.Юнг: «Личность соответствует целому рангу психических феноменов человека. Она выражает единость личности в целом. Личность не только центр, но так же целое окружение, которое охватывает и сознательное, и бессознательное. Это – центр данной совокупности, так же как Эго – центр сознательного».
Персона.
Это «Я». Обычно наши идеальные черты, которые мы представляем миру. Первоначально слово Персона обозначало маску, носимую актерами античного театра, для обозначения роли, которую они играли. К.Г.Юнг: «Персона – функциональный Комплекс, появляющийся по причинам адаптации или личного удобства. Персона – это то, чем в реальности человек не является, но то, как он, так же как и другие, себя воспринимает». Сильное Эго обладает гибкой персоной.
Тень.
Скрываемые или бессознательные аспекты личности человека, и хорошие, и плохие, но такие, которые Эго либо подавляет, либо никогда не признает. Тень в основном состоит из подавленных желаний и некультурных импульсов, морально недоброкачественных мотивов, детских фантазий и обид. Мы НЕ гордимся всеми этими вещами, и часто мы находим это в других посредством проекций. К.Г.Юнг: «Осознание нашей Тени вовлекает в себя распознавание темных аспектов личности как присутствующих в действительности». « Тень – просто что-то недоброкачественное, примитивное, неадаптированное и неуклюжее, но не совершенно плохое. Она даже содержит некоторые детские и примитивные качества, которые могли бы в своем роде визуализировать и украсить человеческое существование, но – условности запрещают».
Эго.
Центр личного сознательного. Сильное Эго может быть объективно связано с активацией объективного бессознательного. Эго – центральный комплекс бессознательного, и сильное Эго может избежать идентификации с ним. Юнг говорит, что знание «личности» Эго часто запутывает понимание самого себя. К.Г.Юнг: «Любой, обладающий Эго-сознательным считает, что он знает самого себя. Но, Эго знает только свое содержимое, а не бессознательное и его содержимое. В таком случае Психе ведет себя как тело, о физиологической и анатомической структуре которой человек обычно знает очень мало».
Три слоя Сознательного/ Бессознательного:
Личностное сознательное – то, в чем мы все уверены, в настоящем и прошлом.
Личностное бессознательное – то, в чем мы не уверены, но каждый в СВОЕМ, в настоящем и в прошлом.
Коллективное бессознательное – разделяемое бессознательное человечества. Слой Психе, содержащий наследственные коллективные сведения. Отсюда проистекают Архетипы, например универсальная потребность человека в религии ит.п..
Психе.
Обобщение всех наших психологических процессов, сознательных и бессознательных.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственное учреждение образования
«Академия последипломного образования»
ОТДЕЛ ПРИКЛАДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ