Организация мероприятий психолого-педагогического просвещения родителей (семинаров, тренингов, лекций, «круглых столов»)

Алгоритм Действия педагога-психолога
За месяц Проведение анкетирования по выявлению актуальных вопросов воспитания, размещение результатов анкетирования в печатном издании ДОУ, узкая диагностика детей, анализ различных семейных ситуаций и экспертная оценка их воспитателями, приглашение на консультацию по теме семинара семей, нуждающихся в решении проблемы.
За неделю Объявление о предстоящем мероприятии согласно правилам рекламы, планирование мероприятий совместно с другими специалистами, дополнительное информирование по телефону консультируемых родителей, анализ продуктов деятельности детей по теме, подготовка раздаточного материала, выставка книг по теме.
За день Составление развернутого плана семинара, дополнительное информирование родителей по телефону, подготовка расходного материала, дополнительная реклама.
За час Подготовка места проведения (обеспечение физического комфорта, соблюдение этических норм), настрой психолога на предстоящую встречу.
Проведение семинара (Тренинг / лекция / «круглый стол»)[2]
Через час Обработка отзывов, самоанализ
Через день Изготовление фотогазеты с использованием отзывов, наглядная информация по прошедшей теме, «Ящик вопросов»
Через неделю Индивидуальные консультации по теме семинара, ответы на вопросы, информация по запросам в печатном издании ДОУ, обновление наглядной информации по прошедшей теме
Через месяц Анкета для участников по изменению семейной ситуации, наблюдение семейной ситуации педагогическими кадрами, повторная диагностика детей, анализ продуктов детской деятельности.

На таких встречах родители знакомятся друг с другом, делятся своим опытом взаимодействия с детьми, встречаются со специалистами, участвуют в решении сложных педагогических задач и просто разговаривают и играют, становясь на короткое время детьми, непосредственными, шаловливыми, непоседливыми, любознательными, — словом, такими же, как их сын или дочка. Все это помогает родителям лучше понять своих детей, почувствовав, хоть и на короткое время, себя в позиции ребенка. После проведения встречи ее организаторы предлагают участникам заполнить небольшую анкету, обработка которой помогает более эффективно подготовиться к следующему заседанию клуба.

Анкета

Уважаемые родители/

Спасибо вам за посещение «Родительского клуба».

Будем благодарны за ответы на следующие вопросы:

r Было ли вам интересно? (да / нет)

r Было ли вам комфортно? (да / нет)

r Была ли полезна информация? (да/нет)

r Изменилось ли ваше отношение к данному вопросу? (да / нет)

r Хотите ли вы посетить «Родительский клуб» еще раз? (да / нет)

r Хотите ли вы прийти на индивидуальную консультацию к педаго­гу-психологу? (да / нет)

r Ваши пожелания ____________________________________________

Еще одна форма работы ГДОУ «Марина» — проведение встреч вы­пускников детского сада, на которые дети, иногда уже много лет назад покинувшие стены садика, приходят вместе со своими родителями.

Использование архивных материалов детского сада, конкурсы для детей и родителей, интервьюирование выпускников детьми нынешней подготовительной группы, —все это делает, казалось бы, известную всем форму работы трогательной, доброй и теплой встречей добрых друзей, где каждый ее участник ощущает свою нужность и важность для окру­жающих. Кроме того, родители и дети рассказывают об интересных си­туациях, о своих успехах и трудностях, с которыми столкнулись при под­готовке к школе и при обучении. Подобный опыт «впитывается» и теми родителями, чьи дети еще посещают детский сад, и теми, кто уже столк­нулся с подобными школьными проблемами.

И дети, и родители ГДОУ «Марина» уже давно привыкли и полюби­ли такую форму работы, как ежемесячный выпуск газеты, на страницах которой обсуждаются вопросы воспитания, обучения, здорового образа жизни детей, даются рекомендации специалистов (врача, логопеда, физ­культурного работника, преподавателей музыки и др.), публикуются рассказы взрослых и детей, а также предлагаются игры и развлечения для проведения «семейных вечеров». Психолог Центра детского развития Санкт-Петербурга И.Н. Рымарева, столкнувшись с проблемой нежелания родителей сотрудничать с педагогами, начала использовать такие формы работы, как проведение на родительских собраниях игр с родителями. Причем обычно эти же игры она использует и с детьми, посещающими группу. После того как игра закончена, психолог проводит обсуждение, в процессе которого мамы и папы делятся впечатлениями, что они почувствовали, играя, и анализируют, с какой целью игра проводилась. И если до собраний с играми многие родители заявляли, что они привели ребенка не для «глупых игрушек», а для интеллектуального развития, то после совместного обсуждения результатов игры, переживания нового эмоционального опыта многие из них осознали и прочувствовали необходимость игры в жизни сына или дочери.

Кроме того, И.В. Рымарева снимает на видеокамеру некоторые занятия с детьми, а на собраниях показывает отснятый материал родителям, которые могут увидеть свое чадо не только в семейном общении, но и узнать о том, как ребенок общается со взрослыми и сверстниками, какие особенности и трудности характерны для него.

Для более тесного контакта психолога с родителями, для определения круга проблем, возникающих у мам и пап, в Центре «Светланана» существует «Ящик психолога», где в течение определенного времени собираются вопросы и заявки родителей.

Очень интересен опыт работы негосударственного образовательного учреждения «Частный детский сад-школа "РОСТ"» (генеральный директор Табунидзе Л. В.). Сотрудники «РОСТа» общаются с питерскими родителями на своем сайте, где отвечают на многочисленные вопросы мам и пап. Результатом такого диалога стало, теперь уже традиционное проведение «круглых столов» на территории детского сада, куда с удовольствием приезжают партнеры по электронному общению. Молодых родителей, бабушек и дедушек интересуют разные проблемы (в частности, развитие детей от рождения до 3 лет; проблемы развития речи дошкольников и др.), которые и становятся темами «круглых столов».

Фотографии, сделанные на индивидуальных и групповых занятиях, оформленные в специальный фотоальбом, пользуются вниманием многих родителей, которым интересна не только тема занятия, но и эмоции, возникающие у ребенка во время его проведения (проявление которых можно заметить на фото).

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями могут стать домашние визиты. Воспитатель, психолог, назначив время, могут прийти (с согласия родителей) к ребенку домой. Данная форма широко используется в детских садах и школах, работающих по программе «Сообщество»[3]. Однако при использовании этой формы необходимо учитывать правила, без выполнения которых могут возникнуть непри­ятные ситуации. Прежде всего, о данной форме работы необходимо со­общить родителям на собрании. Причем надо отметить, что подобный визит является не «карательной» мерой, а привычным и для родителей, и для педагогов приемом взаимодействия. Получив согласие родителей, педагог назначает время начала визита и обязательно — время оконча­ния. Продолжительность встречи устанавливается совместно с родите­лям и.

Оговаривая условия визита, педагог должен сообщить цель своего прихода. Например, помощь ребенку в период адаптации к детскому саду, к школе. Для того чтобы общение стало неформальным, интересным, принесите с собой либо поделку ребенка (рисунок, аппликацию), либо материалы для совместной деятельности всей семьи. Результатом ваше­го посещения могут стать совместно созданная кукла, игрушка и т. д. Следует заранее продумать и тему для разговора.

При вашем визите обязательно должен присутствовать и ребенок, иначе ваш приход может быть расценен как жалоба родителям на его поведение или учебу. Начиная разговор, обязательно похвалите ребенка за что-либо: за прилежание, за активность, за знания. Каждого ребенка есть за что похвалить.

Находясь дома у ребенка, постарайтесь побольше слушать членов семьи, будьте активным слушателем. Это даст возможность получить от всех членов семьи новую информацию о ребенке, которая поможет в Дальнейшем сделать ваше взаимодействие с ним более эффективным.

Если родители согласны, воспользуйтесь видеокамерой, запишите свой визит на пленку. Впоследствии такие записи могут стать основой для видеоролика, посвященного жизни всех ваших учеников или вос­питанников. Просматривайте видеоматериалы достаточно часто, быть может, какая-то незначительная деталь, не замеченная вами ранее, поможет решить важную проблему. Если же видеокамерой воспользоваться невозможно, постарайтесь сразу после окончания визита письменно зафиксировать его — это тоже станет одним из способов поиска новой информации и свежих решений.

Закончить свой визит постарайтесь точно в указанное время.

Наши рекомендации