И его роль в работе педагога

Более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т. д.). Причем эффек­тивное общение предполагает как умение использовать приемы невер­бального общения, так и навык «расшифровки» приемов и способов, используемых другими (Колшанский Г. В., 1974). Элементами невербаль­ного общения, в частности, являются: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), проксемика (место и время общения), такесика (прикосно­вения). Существует мнение, что женщины лучше, чем мужчины, владею способами передачи и восприятия невербальных сигналов (Митрошенков О. А., 2003).

По мнению В. А. Лабунской (2000), проблема общения, решаемая на современном этапе психологами, может быть решена только с учетом различных характеристик невербального поведения участников взаимодействия. Причем важность этого аспекта должна учитываться в разных сферах общения: в организационной, семейной, политической психологии и, конечно же, в социально-педагогической психологии.

Большое внимание жесту уделяли и уделяют деятели искусства: артисты и писатели (Гиппиус С.В., 1967; Волконский С.М., 1913; Станиславский К. С, 1990; Кристи Г., 1978; Татубаев С.С, 1979 и др.). Главный режиссер Московского театра им. Н.В. Гоголя Б. Голубовский в своей книге «Пластика в искусстве актера» (1986) приводит высказывания выдающихся людей о значении невербальных средств общения. Так, известный советский писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Пока не вижу жеста — не слышу слова» (цит. по: Голубовский Б., 1986, с. 62).

Интересно, что одна из первых книг, посвященных невербальным средствам общения, была издана в 1849 году. Ее автор, В. Классовский, описал невербальные проявления человека, связанные с его различными состояниями: испуг, подозрение, зависть, грусть, стыд, отчаяние, удивление, надежда, любовь и др. Например, наклон головы вперед он трактует как выражения согласия, медленное качание головой — недо­умение, сжатие губ — решимость не выходить из себя, раскрытый рот — бесхитростное удивление. Особое внимание он уделяет анализу направ­ления взгляда и мимике в целом. По его мнению, взгляд, направленный вверх, может означать восторг, к внутренним углам века — презрение, опущенный взгляд говорит об унынии, тоске. Интересно, что не все ли­цевые мускулы в одинаковой степени помогают выразительности. Так, в гневе, в бешенстве напрягаются височные и жевательные мускулы.

Описывая жесты, В. И. Классовский приводит следующие паттерны, причем некоторые из них не всегда совпадают с современными пред­ставлениями:

r руки, крестообразно сложенные на груди или за спиной, могут сви­детельствовать о том, что человек находится в состоянии размыш­ления (в настоящее время большинство источников трактует этот жест как проявление закрытости);

r сжатые кулаки являются признаком гнева;

r поникшая голова и согнутая спина говорят о состоянии общей подавленности и грусти.

«Душа... красноречиво высказывает себя в телесных формах, несо­мненных и полных значения» (Классовский В., 1849, с. 68).

ПОЗЫ. ЖЕСТЫ

Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не толь­ко в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных — рас­шифровывать свои скрытые мысли. В последнее время появилось ог­ромное количество литературы, помогающей нам освоить язык общения. Однако в погоне за модным направлением нельзя забывать, что наше восприятие может оказаться субъективным, к тому же один-два жеста, вырванные из контекста взаимодействия, вряд ли помогут правильно распознать скрытые мотивы поступков партнера.

Алан Пиз (1992) предлагает для расшифровки невербального поведе­ния следующие группы жестов: жесты «рука к лицу»; жесты-барьеры (ба­рьеры рук и барьеры ног); жесты «поглаживания и похлопывания головы»; жесты собственности; зеркальные жесты; жесты ухаживания.

Как правило, группу жестов, называемую «рука к лицу» (почесывание кончика носа без особой надобности, потирание щеки, уха или и, области вокруг глаз), считают негативными, свидетельствующими об отрицательных ощущениях и мыслях. Эти жесты люди часто используют в тех ситуациях, когда они не хотят видеть, слышать или говорить на определенную тему. Одним из «профессиональных» негативных жестов, очень часто встречающихся в практике общения с родителями, является «указующий» жест, который подразумевает беспрекословное требование педагога. Как правило, этот жест используется при общении учителя или воспитателя с детьми, но, войдя в привычку и став «профессиональным», он переносится и на общение с родителями и даже на общение с близкими людьми. Безусловно, для некоторых такой жест, говорящий о превосходстве партнера, может быть обидным. Алан Пиз называет его «одним из самых раздражающих жестов, которые использует человек во время разговора» (Пиз А., 1992, с. 43). Он рекомендует заменить его жестом «вытянутая ладонь вверх или вниз».

Некоторые жесты имеют универсальное значение для представителей разных культур (пожимание плечами — неуверенность, поклон - выражение почтения). Но многие жесты в разных культурах трактуются по-разному, поэтому незнание норм чужой культуры может привести не только к непониманию, но и к конфликтам, порожденным невольным оскорблением мыслей и чувств партнера. Анна Фенько (2001) приводит такой пример. Однажды американский президент Ричард Никсон оказался в неприятном положении: выступая в Бразилии с речью, он по привычке вскинул руку вверх с соединенными в кольцо большим и указательным пальцами. Желая сказать «Все хорошо. Все о'кей», он не учел, что для бразильцев этот привычный американцам жест означает сексуальное оскорбление.

Немаловажную роль в структуре невербального общения играют позы, которые условно делят на открытые и закрытые. К закрытым позам относят те, в которых мы используем скрещивание рук или ног или заслоняем часть нашего тела с помощью каких-либо предметов. Например, учитель держит двумя руками перед собой классный журнал или букет цветов; женщина сидит в позе нога на ногу со скрещенными на груди руками. Закрытые позы чаще всего используются людьми тогда, когда они как будто хотят отгородить себя от внешнего мира, спрятаться за барьер.

Желая казаться более приветливыми и доброжелательными, люди используют открытые позы: раскрытые (несжатые в кулак) ладони, ноги и руки не скрещены.

Особую группу составляют зеркальные позы и жесты, которые сви­детельствуют о взаимном понимании, о стремлении к конструктивному общению партнеров. Используя зеркальные жесты, мы можем сообщить собеседнику о нашем с ним согласии. Многие педагоги применяют на практике эти жесты бессознательно, но часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда люди, узнав о существовании зеркальных жес­тов, начинают использовать их не совсем корректным способом. Меха­ническое копирование жестов может привести собеседника к ощуще­нию, что его дразнят, и спровоцировать обиду, вызывать дискомфорт. Поэтому зеркальные жесты не должны быть точным повторением дви­жений партнера, их цель — подчеркнуть «присоединение» к собеседни­ку (Lambert D. And K., 2004; Wainwright, 2004).

Успешность общения педагога с родителями зависит в значительной степени не только от умения грамотно использовать позы и жесты, но и от того, насколько удачно выбраны дистанция и позиция.

ДИСТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ.

МАНЕРА ОДЕВАТЬСЯ

Очень часто учитель (или воспитатель) общается, сидя за учительс­ким столом, который может выполнять функцию «барьера» общения и препятствовать созданию доверительных отношений между собеседни­ками. Кроме того, неверно выбранная позиция (расположение), когда учитель сидит на высоком стуле, а родитель — на «детском» стуле или за низкой партой, провоцирует у родителей ощущение давления и превос­ходства со стороны педагога. Желательно, чтобы и педагог, и родитель сидели на стульях одинаковой высоты.

Планируя дистанцию общения педагога с родителями (расстояние между собеседниками), очень важно учитывать доминирующий тип вос­приятия информации собеседником. Так, при разговоре с «кинестетиками» возможна достаточно короткая дистанция, в то время как «визуал» будет чувствовать себя некомфортно, если мы подойдем к нему Тишком близко. Если учитель не знает о том, к какой категории отно­сится родитель, лучше всего не вторгаться в его личностное простран­ство, а предоставить возможность выбора дистанции ему самому,

К невербальным средствам общения также можно отнести манеру одеваться. Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков (1999) провели исследование, в котором изучали влияние силуэта и цвета одежды на восприятие человека его партнерами по общению. Было выявлено, что силуэт и цвет одежды ассоциируются с положением человека, занимаемым им в обществе. Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируются собеседником с высоким статусом партнера по общению. С низким статусом обычно связывают одежду, которая придает телу мягкие округлые формы (рукав реглан, свитер свободно покроя, расклешенные юбки и т. д.). Одежда ахроматических тонов, а также черного и белого цвета обычно ассоциируется с высоким статусом, в то время как одежда «чистых» тонов воспринимается как менее статусный атрибут. Причем чем чище тон (красный, зеленый, синий и др.), тем ниже предполагаемый собеседником статус.

Процесс самопрезентации (самопредставления) педагога начинается до того, как он вступил в беседу с родителями. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано всоответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид, одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям, в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя: быть аккуратно одетым (а не в тех вещах, которые принесли «донашивать на работе», как иногда бывает в детском саду), чистой обуви (желательно, чтобы это были туфли, а не мягкие суконные шлепанцы).

До начала разговора желательно сделать паузу 5— 10 секунд, дать воз­можность родителям настроиться на беседу. Ведь родители, так же как имы, «считывают» информацию с нашего внешнего облика, подстраива­ются под наше состояние. В это время мы можем уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия.

Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратными, поскольку дети, с которыми они работают, слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, — пожалуй, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, потому что это является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Особое значение имеют походка, жесты, выражение лица, которое может стать эмоциональным фоном для развития конфликта. Так, педа­гог, который выйдет навстречу пришедшему на консультацию родителю с «хмурым» выражением лица, «печатным» шагом, а в разговоре будет «нависать» над собеседником, прибегать к «указующему» жесту, вряд ли сможет установить контакт с мамой или с папой. Скорее всего, собесед­ник постарается избежать повторения унизительного для него способа общения.

Поскольку работа педагога сопряжена с огромным эмоциональным и физическим напряжением, далеко не всегда у учителя после 5—6 уро­ков или у воспитателя после двухсменной работы хватает энергии и же­лания контролировать себя в конце рабочего дня. Поэтому для того, что­бы облегчить, автоматизировать навык достойной самопрезентации педагогов, мы не просто говорим и показываем им приемы, но и на спе­циальных занятиях отрабатываем походку, жесты. Умение преподнести себя окружающим, как правило, и учителям, и воспитателям пригодит­ся в личной жизни, а не только на работе. Поэтому подобные занятия по отработке необходимых навыков нравятся и востребованы педагогами.

Глава 4

______________________________________

КОНФЛИКТЫ

______________________________________

ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ».

ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ

В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов (English Thesaurus, 2001) дает такие сходные понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

В настоящее время, в связи с возрастающим интересом к теме «конфликты», появляется все больше и больше книг, статей, посвященных проблеме причин возникновения, особенностей протекания и способов выхода из конфликтных ситуаций. Однако, к сожалению, общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъяснила природу их возникновения и влияния на развитие общества, не существует. Как, впрочем, не существует и единой классификации, тем не менее большинство авторов (Гришина Г.В., 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А., 2000, Bruno F.J., 1986; Colman A.M., 2001 и др.) выделяет следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.

Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог—родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, назрела необходимость обучения педагогов навыкам конструктивного решения возникающих проблем. И прежде все разговор о конфликтах должен содержать информацию о его функци­ях — как негативных, так и позитивных.

Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят мно­го: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособ­ности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженнос­ти, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает «хрони­ческую болезнь», противоречие, помогает прояснить отношения и т. д. Таким образом, конфликт — это противодействие субъектов по по­воду возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях (родители ждут толь­ко положительной оценки в табеле, а учитель — усвоения знаний и уме­ний ребенком); недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, учитель сам был свидете­лем происшествия); некомпетентность одной из сторон, низкая культу­ра поведения и др.

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

1. Возникновение конфликта (появление противоречия).

2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.

3. Конфликтное поведение.

4. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, заморажива­ние конфликта).

Однако прежде чем говорить о конфликте, желательно очертить се­мантическое поле конфликта, поскольку разные люди склонны назы­вать конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это вы­яснение отношений, для других — «косой взгляд» партнера, а для третьего — драка и т. д. Поэтому и понятие «конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов.

Конфликт «педагог—родитель», как правило, предполагает (доста­точно субъективно) протекание его по типу «начальник—подчинен­ный», что и обусловливает поведение учителя или воспитателя как об­винительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны взаимодействия, то в настоящее время родители, обладая оп­ределенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников школы и детского сада. Кроме того, подобное поведение педагога может вызвать агрес­сивную вспышку даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежа­ние углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осоз­нать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и к своим собственным. В соответствии с этой моделью К.То­мас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации (рис. 2).

Конкуренция(соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание(уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисспредставляет собой достижения «половинчатой» выго­ды каждой стороной.

Приспособлениепредполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Сотрудничествоявляется стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффек­тивными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Условия применения, сущность, недостатки каждого стиля описаны (табл. 2). Эту таблицу можно использовать как раздаточный материал, при проведении тренингов и семинаров.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести сторо­ны к конструктивному соглашению. Однако зачастую педагоги, общаясь с родителями, сталкиваются со сложными ситуациями. Так в одном из детских садов Санкт-Петербурга мама 5-летней девочки каждую не­делю посылала в роно по факсу анонимные жалобы на воспитателей, администрацию, музыкального работника. Стремясь сохранить спокой­ствие в ДОУ и избежать открытого столкновения, сотрудники долгое время никак не реагировали на подобное поведение. Однако избегание конфликтной ситуации не решило проблемы, и только переговоры с мамой ребенка, которые помогли выяснить истинные причины ее пове­дения, способствовали урегулированию взаимоотношений и установле­нию сотрудничества обеих сторон.

Таблица 2

Наши рекомендации