Организация процесса внедрения нового оборудования на «Заводе металлоконструкций»
В условиях экономического кризиса в стране Руководство предприятия изыскивает различные способы для поддержания производства и применяет широкий спектр организационных и технологических ухищрений для сохранения деятельности производства. Особое внимание руководства предприятия уделено организационным нововведением. Ярким примером подобного изменения является внедрение системы обеспечением качества в соответствии с Международным стандартом ISO 9001. В рамках введенной системы качества завода одной из приоритетной задачей является внедрение передовой технологии и новой техники.
1. Установка для изготовления профилированного оцинкованного листа С-18, Н-60 итальянской фирмы “CBM MACHINES”.
Инновационная деятельность предприятия началась с оценки наиболее общих экономических целей, связанных с развитием и внедрением технологической инновации. Целями подобной инновации стали – расширение ассортимента продукции, создание новых рынков сбыта, а также обеспечение производства собственными материалами. Исходя из этих целей сразу же возникли весомые причины покупки новой технологической линии: во-первых, ранее данное предприятие комплектовало здание покупным профлистом, что обходилось за воду достаточно дорого, а, кроме того, поставки этого материала были не всегда своевременны. Во-вторых, по проведенным маркетинговой службой исследования выявилось, что весьма ощутима потребность рынка региона в оцинкованном профлисте. В конечном счете, подобный материал можно было назвать дефицитом, а значит, спрос на профилированный лист является повышенным.
Проанализировав данную ситуацию на рынке, руководство завода на совещании приняло решение о поиске вариантов покупки исходной технологической линии. На совещании при генеральном директоре присутствовали: главный инженер, начальник производственного отдела, главный бухгалтер, главный технолог, главный механик, главный энергетик. Поиск и выбор поставщика на покупку новой технологии необходимо было осуществить, анализируя следующие источники информации:
· командировки на предприятия-изготовители;
· поиск через посредников;
· выставки, рекламная информация.
В данных мероприятиях принимали участия главный технолог, главный механик, главный инженер и генеральный директор. Проанализировав все исходные данные по определенным источникам информации и просчитав экономическую эффективность, было принято решение о покупке оборудования у итальянской фирмы “CBM MASHINES”. Выбор данной итальянской фирмы обосновался исходя из цены оборудования, качества, большое значение имела репутация фирмы поставщика, а также сервис, предоставляемый при заключении контрактов на покупку оборудования.
Затем происходило официальное заключение договора о сотрудничестве с итальянской фирмой и непосредственно оформление документов на покупку оборудования. Покупка осуществлялась только за счет собственных средств предприятия, причем сначала была предоплата в размере 100 долларов, а полная стоимость оборудования составила *** тыс. рублей. Естественно для итальянской фирмы подобные сделки весьма хороши и прибыльны, так как приобретается технология на “живые” деньги без характерных для нашего времени бартерных сделок и взаимозачетов.
За выполнением заказа и обучением специалистов постоянно осуществлялся контроль, как со стороны представителей итальянской фирмы, так и со стороны руководства завода. Обучение специалистов от завода происходило в Италии на фирме-поставщике оборудования. Командировки специалистов на обучение были организованы до отгрузки оборудования. А уже после соответствующего обучения была осуществлена поставка и монтаж оборудования Итальянской фирмы. Но прежде чем организовать производство оцинкованного листа в соответствии со стандартами необходимо осуществить управление за испытательным оборудованием. Все необходимые измерения и их точность, соответствующее и измерительное и испытательное оборудование определено в чертежах и технологических инструкциях. Все средства измерения, влияющие на качество, калибруются через установленные интервалы. Устанавливается процесс калибровки, включающий детализацию типов оборудования, номера, идентификацию, место расположения, их периодичность калибровки, метод калибровки, меры принимаемые в случае, если полученные результаты не удовлетворительны. Наконец, после испытания оборудования начинается процесс производства оцинкованного профлиста, который постоянно контролируется и регулируется специалистами завода.
Для увеличения спроса на новую продукцию завода, необходимо соответствующая реклама. Последняя является прямой обязанностью отдела внешнеэкономических связей, находящегося в подчинении у начальника производственного отдела. Отдел внешнеэкономических связей или так называемая служба маркетинга на предприятии был создан в 1998 году. В обязанности маркетинговой службы входило занятие изучения рынка и способы воздействия на него с целью создания условий для приспособления производства к требованиям рынка. Однако работа этой службы тогда ограничивалась лишь тем, что один из представителей этой службы садился за телефон и звонками напоминал предприятиям о существовании завода, иногда звонки заменялись письмами, в которых предлагался перечень выпускаемой продукции.
С 1999 года требования к эффективности работы службы маркетинга возросли. На их ответственности лежит подготовка участия предприятия на выставках, они должны приготовить описание технических характеристик продукции, образцы и рекламные листы. Далее продукция предприятия была представлена на выставке в городе Сургуте и на Кузбасской ярмарке. Подобные встречи позволяют познакомиться с новыми видами продукции других предприятий, представить свою продукцию, завести новые знакомства. Кроме того, развивается сейчас на заводе так называемый метод сетевого маркетинга, суть которого в том, что завод подает заявку в проектные институты, которые в свою очередь оказывают помощь для налаживания контактов с потребителями продукции завода. Пока отделом внешнеэкономических связей сделано не так много. Это осознается руководством завода, поэтому в дальнейшем планируется обратить внимание на специалистов маркетинга.
2. Установка с числовым программным управлением для сверловки и резки металлопроката 1203-Д, 1001-Д итальянской фирмы “FICEP”.
Целями приобретения нового оборудования являлись, во-первых: улучшение качества продукции, ибо ранее до замены старого оборудования сверловка и резка металлопроката осуществлялась ручным способом, что означало большую вероятность просчетов и промахов. Во-вторых, расширение ассортимента продукции, благодаря которому завод имеет все более расширенный спектр заказов, а значит постоянный спрос на продукцию завода. В-третьих, числовое программное управление позволяет увеличить производительность при выпуске продукции, так как автоматизация позволяет увеличивать объемы выпуска продукции.
Данная процессная инновация была направлена на поставку новых и усовершенствованных продуктов завода. Так, например, после внедрения новой технологии было освоено налаженное изготовление металлических мостов. Кроме того, необходимо было просверливать отверстия другой продукции, и осуществления подобных операций вручную было очень трудоемкой работой. Решающей причиной установки новой технологии явился тот факт, что подобные предприятия, например Машиностроительный завод, имели подобную технику, соответственно конкуренция служит достаточно мощным толчком подобных инноваций. После анализа целей и причин внедрения новой технологии на совещании генерального директора было принято решение об инновации. На совещании обязательно присутствовали главный инженер, главный механик, главный технолог, главный энергетик, главный бухгалтер и начальник производственного отдела.
Далее последовал поиск подобного оборудования и технологии. Особенностью данного поиска было то, что в пределах России не имелось возможности приобрести подобную технологию. Соответственно этому были налажены контакты с посреднической русско-шведской фирмой “АББАМЕТ”. Тесные связи с иностранными партнерами завязались благодаря командировкам руководства завода, а также были организованны выставки-встречи с представителями фирм. В конечном счете, на совещании в прежнем составе состоялось проведение анализа предложения и эффективности, а затем было принято решение о заключении договора с итальянской фирмой “FICEP” на поставку оборудования заводу. Решение на совещании было утвердительным, и затем официально заключили контракт, в котором четко оговаривались все условия сделки. Отмечу, что до организации приема оборудования были оформлены командировки на фирму, где специалисты завода проходили обучение, которое требовало новая технология. Через месяц на заводе было осуществлено внедрение нового оборудования, в котором принимали участия представители итальянской фирмы и специалисты завода. А далее происходило управление испытательным оборудованием. Необходимые измерения и их точность, соответствующее испытательное оборудование определено в чертежах и технологических инструкциях. Все средства измерения, влияющие на качество калибруются через установленные интервалы. Если контроль испытательного оборудования не выявил отклонений, то новое оборудование начинает использоваться в процессе производства продукции. При этом постоянно осуществляется регулирование и управление технологическими параметрами процессов и характеристик продукции в соответствии с технологическими инструкциями. Все отклонения управляются. Постоянно ведется проверка оборудования на технологическую точность составления актов.
3. Листогибочная машина 60х4000 предназначена для гибки металлопроката повышенных толщин. Цели внедрения данной технологии в целом совпадают с целями внедрения предыдущих рассмотренных инноваций, ибо руководство завода всеми возможными способами стремится расширять ассортимент выпускаемой продукции и постоянно увеличивать технологические возможности предприятия.
Анализируя причины внедрения новой технологии можно отметить, что решающим фактором при внедрении послужил факт потребности металлургических комбинатов в специальных конструкциях металлургических установок – воздухонагреватели для доменных печей. А на подобные предложения крупнейших предприятий завод всегда положительно реагирует и максимально удовлетворяет возникшую потребность, так как эти предприятия региона являются важнейшими поставщиками основного сырья – металлопроката, необходимого для производственной деятельности завода.
После окончательного принятия решения об инновации на совещании у генерального директора был организован поиск установки новой технологии. Особенностью в данном примере являлось то, что было принято решение об изготовлении новой технологической установки собственными силами предприятия с покупкой комплектующих деталей для снижения расходов при внедрении. Соответственно после приобретения необходимой технической документации, комплектующих деталей и узлов был организован процесс изготовления установки специалистами завода. По окончанию этого процесса состоялось управление за испытательным оборудованием, и только после основательной проверки об удовлетворительной работе установки было организованно производство воздухонагревателей.