Технология проектной деятельности школьников.
Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях изучения географии. Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 8-10 классов. В этом возрасте личность учащегося активно формируется, это возраст самоопределения. Ребята пытаются найти свое место в жизни, убедится в собственной значимости. Проектной деятельностью можно заниматься на внеклассных и факультативных занятиях. Например, учащиеся составляют проекты развития малых городов, проекты развития зеленых зон микрорайона города, и т.д.
Для организации работы по проектированию учитель выявляет в классе группу ребят, которые хотят:
1. Углубленно изучать географию.
2. Самостоятельно ставить проблемы и решать
3. Научится общаться, сотрудничать с ребятами для наиболее оптимального достижения своих целей.
Начиная работу над проектом, всегда задаешь один вопрос: как сделать, чтобы работа была действительно проектной. Важный момент – это пробуждение у учащихся интереса к идее и теме проекта. Чтобы идея, положенная в основу была интересна и актуальна, она должна находится в зоне ближайшего развития.
Социально-экологическое проектирование «Проблемы развития малых городов » (на примере г. Майского) появилась эта тема не случайно. Эта на первый взгляд близкая и понятная тема в процессе работы превратилась в сложную и актуальную проблему, требующая внимания, рассмотрения и поиска путей решения.
Для выполнения работы мы определили задачи:
1. Изучить историю развития города, рассмотреть функции и проблемы.
2. Сделать выводы о роли малых городов, рассмотреть периоды исторического развития.
3. Провести социологические исследования в школе, а так же экологические исследования природных объектов с целью определения основных проблем развития малых городов.
4. Выявить последствия и влияние экологической обстановки на развитие города.
5. Сформулировать выводы о путях решения и предупреждения экологических, экономических, социальных последствий.
На начальном этапе, совместно с учащимися мы проводили сбор разнообразных сведений об объекте исследования. Подробно рассмотрели историю и эволюцию развития города. Использовали материалы газетных публикаций, исторического музея.
Историко-экологические материалы о развитии малых городов были систематизированы и разбиты на следующие этапы:
1 этап – начало ХХ века (1918г.) первое поселение на территории современного города.
2 этап – середина ХХ века появление промышленных предприятий на территории города. Усовершенствование транспортной системы. Ухудшение экологической обстановки.
3 этап - с конца ХХ века до наших дней Современный период развития малого города.
Дальнейшая работа над проектом требовала от учащихся овладения методами и технологиями, которые можно использовать в самостоятельной работе. В частности умение составлять опросники по заданной тематике, проведение опроса, обработка его результатов. В школе были проведены исследования: «Изменение количественного состава семьи за последние 100 лет», «Трудоустройство выпускников школы за последнее десятилетие». В результате опроса удалось установить, что численный состав семьи за последние 100 лет сократился втрое, если в начале ХХ века, у наших прабабушек и прадедушек была в среднем 5-6 детей в семье, то к концу ХХ века – каждая семья имеет 1-2 детей. Тенденция снижения рождаемости характерна и для России в целом.
При рассмотрении экономических и социальных последствий развития малого города мы исходили из необходимости поиска ответа на следующий вопрос. Каковы же проблемы малых городов?
И получили следующие результаты:
1. Сокращение численности работающих предприятий и учреждение города привели к экономической миграции, из города уезжает экономически активное население, высококвалифицированные специалисты.
2. Снижение рождаемости на протяжении ряда лет, естественная убыль населения в соотношении (1 – 1,8) , приведет к увеличению демографической нагрузки населения.
3. Ухудшение экологической ситуации города негативно сказывается на здоровье людей, что в свою очередь приводит к сокращению продолжительности жизни в среднем 70,5 лет ( этот показатель ниже, чем в целом по России), увеличению онко заболеваний (показатель в 1,5 раза выше чем в целом по республике), и как следствие к экологической миграции.
4. По своим функциональным параметрам малые города превращаются в деревни и постепенно погибают.
В проектной работе рассмотрены и оптимистичные экономические, социальные и экологические аспекты: создание предприятий малого и среднего бизнеса, сокращение промышленных выбросов атмосферу, внедрение социальных программ в поддержку малообеспеченных слоев населения.
Заключительным этапом работы стала разработка программы «Возрождения малых городов»
Эффективность и результативность проекта проверяются защитой работы. Презентация проекта важна как для учащихся, так и для учителя. Кроме того, в ней заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Подготовка к презентации – это важнейшая часть создания проекта. Полученный результат необходимо публично продемонстрировать, представить на всеобщее обозрение. Для подростка получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Ученик получает от сверстников и взрослых подтверждение своей значимости, успешности. Эти умения формируются при непосредственном участии и помощи учителя. Толерантность закладывается лишь тогда, когда учитель дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию. В традиционном обучении географии учитель не найдет столь благоприятную ситуацию для того, чтобы научить этому, воспитать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, самореализации личности.