Физиолого-биохимические свойства пробиотических микроорганизмов.

3. Источники и методы выделения пробиотических микроорганизмов для использования в пищевой промышленности.

Механизмы положительного эффекта на организм человека пробиотиков и продуктов функционального питания на основе микроорганизмов.

Принципы и способы получения мутантных штаммов микроорганизмов.

Применение пробиотической микрофлоры для получения продуктов на основе биомодификации сырья мясной промышленности.

7. Роль микроорганизмов в биотехнологии кисломолочных продуктов.

8. Применение пробиотических микроорганизмов в хлебопе-карной промышленности.

9. Способы улучшения производственно-ценных свойств микроорганизмов.

10. Применение методов генной инженерии для направленного изменения свойств пробиотических микроорганизмов.

11. Использование нетрадиционных источников получения заквасочной микрофлоры для производства кисломолочных продуктов.

12. Явление бактериофагии в биотехнологии кисломолочных продуктов.

13. Получение улучшенных форм микроорганизмов способом адаптации к режимам культивирования.

14. Изменчивость свойств культур молочнокислых бактерий.

15. Методология получения бактериальных заквасок со стабильными свойствами.

Подготовка и защита реферата

Объем реферата – не менее 15 страниц. Обязательно использование не менее семи отечественных и не менее трех иностранных источников, опубликованных за последние 10 лет. Обязательно использование электронных баз данных.

Процедура защиты реферата: устная презентация результатов с последующим групповым обсуждением.

По представлении на кафедру реферата, устной презентации на семинаре за работу студента начисляются баллы в зависимости от следующих критериев:

– соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы;

– логичность и последовательность в изложении материала;

– способность к работе с литературными источниками, справоч­ной и энциклопедической литературой, Интернет-ресурсами;

– владение иностранными языками, использование иностранных источников;

– способность к анализу и обобщению информационного мате­риала, степень полноты обзора состояния вопроса;

– наличие авторской аннотации к реферату;

– правильность оформления (соответствие стандарту, структур­ная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.);

– соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста);

– владение материалом, правильность ответов на заданные во­просы, способность к изложению собственных мыслей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

Каждая работа начинается с рассмотрения ее цели и теорети­ческой части изучаемой темы. Затем дается перечень необходимого оборудования, приборов, материалов, приводятся задания и порядок выполнения лабораторной работы, краткое ее содержание, методы исследования и требования к оформлению. Список рекомендуемой литературы приведен в конце методических указаний.

К работам в лаборатории студентов допускают после их озна­комления с правилами безопасности (с общими – в начале семестра и с частными – перед каждым занятием).

Допуск к выполнению лабораторной работы происходит при условии положительной оценки ответов студентов на устные вопросы, охва­тывающие тему лабораторной работы. Полнота ответов студентов оценивается в баллах.

Студенты, не подготовившиеся к занятию, к выполнению за­дания не допускаются и выполняют его вне расписания после по­вторной проверки готовности.

Отчет по лабораторной работе представляется в рукописном или печатном виде в формате, предусмотренном шаблоном отчета по лабораторной работе (приложение). Защита отчета проходит в форме доклада сту­дента по выполненной работе и ответов на во­просы преподавателя.

Студент полу­чает максимальное количество баллов при оформлении отчета в соответствии с требованиями и правильных ответах на заданные вопросы.

Основанием для снижения количества баллов является:

– небрежное выполнение отчета;

– низкое качество графического материала (отсутствие указания единиц измерения на графиках и т.д.).

Отчет не может быть принят и подлежит доработке в случае отсутствия в нем:

– необходимых разделов;

– необходимого графического материала;

– выводов по результатам работы.




Правила техники безопасности

при работе в лаборатории

1. Перед началом занятий необходимо надеть белые халаты.

2. На рабочем месте не следует держать никаких посторонних предметов. Сумки и пакеты укладывают в специально отведенное для них место.

3. Категорически запрещается пить воду из химической посуды, а также пробовать на вкус химические реактивы.

4. Не включать и не выключать без разрешения преподавателя рубильники и приборы. Следить за состоянием изоляции проводов, электроарматуры и оборудования.

5. Горячие и раскаленные предметы ставить только на асбесто­вую сетку или иную термостойкую прокладку.

6. При работе с крепкими кислотами и щелочами необходимо:

а) при отмеривании и переливании кислоты и щелочи надевать защитные очки, резиновые перчатки и поверх халата проре­зиненный фартук;

б) не втягивать кислоту пипеткой в рот, использовать для от­меривания кислоты дозаторы или резиновую грушу;

в) при закрытии жиромеров пробками и при встряхивании за­вертывать их в салфетки;

г) при ввертывании в жиромер резиновой пробки, а также при отсчете показателя содержания жира жиромер держать за расширен­ную часть, завернутую в салфетку;

д) вынимая пробки из жиромеров, держать приборы отверстиями в сторону от себя и от окружающих;

е) отработанные кислоты и щелочи сливать через воронку в специальные бутылки.

7. При попадании на руки или лицо кислоты пораженные места сразу же промыть чистой водой, залить слабым раствором соды и снова чистой водой. Если кислота попала на одежду, ее нейтрали­зуют содой, а затем смывают водой.

8. Если жиромер в центрифуге разбился, необходимо не­медленно промыть диск содовым раствором, чистой водой и проте­реть его насухо.

9. Горящие спиртовки, горелки должны находиться на рас­стоянии не ближе трех метров от воспламеняющихся веществ.

10. При воспламенении горючих жидкостей (бензин, эфир, спирт и др.) следует быстро погасить горелки, выключить электрона­гревательные приборы и принять меры к тушению пожара.

11. По окончании работы привести в порядок рабочее ме- сто (вымыть посуду, поставить на рабочее место реактивы, прибо- ры и т. п.).

Лабораторная работа № 1

Наши рекомендации