Физиолого-биохимические свойства пробиотических микроорганизмов.
3. Источники и методы выделения пробиотических микроорганизмов для использования в пищевой промышленности.
Механизмы положительного эффекта на организм человека пробиотиков и продуктов функционального питания на основе микроорганизмов.
Принципы и способы получения мутантных штаммов микроорганизмов.
Применение пробиотической микрофлоры для получения продуктов на основе биомодификации сырья мясной промышленности.
7. Роль микроорганизмов в биотехнологии кисломолочных продуктов.
8. Применение пробиотических микроорганизмов в хлебопе-карной промышленности.
9. Способы улучшения производственно-ценных свойств микроорганизмов.
10. Применение методов генной инженерии для направленного изменения свойств пробиотических микроорганизмов.
11. Использование нетрадиционных источников получения заквасочной микрофлоры для производства кисломолочных продуктов.
12. Явление бактериофагии в биотехнологии кисломолочных продуктов.
13. Получение улучшенных форм микроорганизмов способом адаптации к режимам культивирования.
14. Изменчивость свойств культур молочнокислых бактерий.
15. Методология получения бактериальных заквасок со стабильными свойствами.
Подготовка и защита реферата
Объем реферата – не менее 15 страниц. Обязательно использование не менее семи отечественных и не менее трех иностранных источников, опубликованных за последние 10 лет. Обязательно использование электронных баз данных.
Процедура защиты реферата: устная презентация результатов с последующим групповым обсуждением.
По представлении на кафедру реферата, устной презентации на семинаре за работу студента начисляются баллы в зависимости от следующих критериев:
– соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы;
– логичность и последовательность в изложении материала;
– способность к работе с литературными источниками, справочной и энциклопедической литературой, Интернет-ресурсами;
– владение иностранными языками, использование иностранных источников;
– способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;
– наличие авторской аннотации к реферату;
– правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.);
– соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста);
– владение материалом, правильность ответов на заданные вопросы, способность к изложению собственных мыслей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ
Каждая работа начинается с рассмотрения ее цели и теоретической части изучаемой темы. Затем дается перечень необходимого оборудования, приборов, материалов, приводятся задания и порядок выполнения лабораторной работы, краткое ее содержание, методы исследования и требования к оформлению. Список рекомендуемой литературы приведен в конце методических указаний.
К работам в лаборатории студентов допускают после их ознакомления с правилами безопасности (с общими – в начале семестра и с частными – перед каждым занятием).
Допуск к выполнению лабораторной работы происходит при условии положительной оценки ответов студентов на устные вопросы, охватывающие тему лабораторной работы. Полнота ответов студентов оценивается в баллах.
Студенты, не подготовившиеся к занятию, к выполнению задания не допускаются и выполняют его вне расписания после повторной проверки готовности.
Отчет по лабораторной работе представляется в рукописном или печатном виде в формате, предусмотренном шаблоном отчета по лабораторной работе (приложение). Защита отчета проходит в форме доклада студента по выполненной работе и ответов на вопросы преподавателя.
Студент получает максимальное количество баллов при оформлении отчета в соответствии с требованиями и правильных ответах на заданные вопросы.
Основанием для снижения количества баллов является:
– небрежное выполнение отчета;
– низкое качество графического материала (отсутствие указания единиц измерения на графиках и т.д.).
Отчет не может быть принят и подлежит доработке в случае отсутствия в нем:
– необходимых разделов;
– необходимого графического материала;
– выводов по результатам работы.
Правила техники безопасности
при работе в лаборатории
1. Перед началом занятий необходимо надеть белые халаты.
2. На рабочем месте не следует держать никаких посторонних предметов. Сумки и пакеты укладывают в специально отведенное для них место.
3. Категорически запрещается пить воду из химической посуды, а также пробовать на вкус химические реактивы.
4. Не включать и не выключать без разрешения преподавателя рубильники и приборы. Следить за состоянием изоляции проводов, электроарматуры и оборудования.
5. Горячие и раскаленные предметы ставить только на асбестовую сетку или иную термостойкую прокладку.
6. При работе с крепкими кислотами и щелочами необходимо:
а) при отмеривании и переливании кислоты и щелочи надевать защитные очки, резиновые перчатки и поверх халата прорезиненный фартук;
б) не втягивать кислоту пипеткой в рот, использовать для отмеривания кислоты дозаторы или резиновую грушу;
в) при закрытии жиромеров пробками и при встряхивании завертывать их в салфетки;
г) при ввертывании в жиромер резиновой пробки, а также при отсчете показателя содержания жира жиромер держать за расширенную часть, завернутую в салфетку;
д) вынимая пробки из жиромеров, держать приборы отверстиями в сторону от себя и от окружающих;
е) отработанные кислоты и щелочи сливать через воронку в специальные бутылки.
7. При попадании на руки или лицо кислоты пораженные места сразу же промыть чистой водой, залить слабым раствором соды и снова чистой водой. Если кислота попала на одежду, ее нейтрализуют содой, а затем смывают водой.
8. Если жиромер в центрифуге разбился, необходимо немедленно промыть диск содовым раствором, чистой водой и протереть его насухо.
9. Горящие спиртовки, горелки должны находиться на расстоянии не ближе трех метров от воспламеняющихся веществ.
10. При воспламенении горючих жидкостей (бензин, эфир, спирт и др.) следует быстро погасить горелки, выключить электронагревательные приборы и принять меры к тушению пожара.
11. По окончании работы привести в порядок рабочее ме- сто (вымыть посуду, поставить на рабочее место реактивы, прибо- ры и т. п.).
Лабораторная работа № 1