Терминология по нефтепроводам

Терминология по нефтепроводам

Содержание

Терминология по строительству и стратегическому развитию МН

Проектирование, строительство, капремонт и реконструкция.

Стратегическое развитие МН, добыча и потребление нефти.

Терминология по техническому развитию и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта.

Аварии и отказы..

Диагностика и дефекты..

Линейная часть МН и арматура, работы..

Нефтехранилища.

Подводные переходы и пересечения.

Терминология по эксплуатации механического оборудования

Терминология по эксплуатации энергетического оборудования

Коррозия; дренажная, протекторная и катодная защита.

Энергоснабжение, теплоснабжение, освещение.

Терминология по транспорту, учету и качеству нефти

Учет количества и транспортировка нефти.

Учет качества и подготовка нефти.

Терминология по научно-техническому обеспечению и информации

Субъекты и объекты производства.

Виды стандартов.

Виды эксплуатации МН..

Планирование, управление, контроль.

Терминология по охране объектов нефтепроводного транспорта.

Охрана производственных объектов.

Защита информации.

Терминология по строительству и стратегическому развитию МН

Терминология по техническому развитию и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта

Аварии и отказы

  • Аварийно-восстановительная служба (АВС) – подразделение, выполняющее плановые мероприятия технического обслуживания (кроме капитального ремонта, в т.ч. проверка задвижек, проверка глубины заложения, контроль проведения работ посторонними организациями, вырубка растительности вдоль трубопровода, выборочный ремонт и т.п.) и аварийно-восстановительный ремонт линейной части МН. АВС находятся на НПС и подчиняются РНУ. Используются 3 группы оснащения АВС при возникновении аварий: I - для н/п диаметром до 580 мм; II – 720-820 мм; III – 10201220 мм.
  • Авария на магистральном трубопроводе - нарушение герметичности трубопровода (утечка нефти), либо произвольное отклонение от основных параметров режима перекачки (давление, производительность).
  • Авария на МН - внезапный вылив или истечение нефти в результате полного разрушения или частичного повреждения трубопровода, его элементов, резервуаров, оборудования и устройств, сопровождаемые одним или несколькими событиями.
  • Авария (на объектах МН) – событие, связанное с возникновением неконтролируемой утечки транспортируемого продукта в результате неправильных действий персонала, разрушения или повреждения.
  • Аварийный разлив нефти – нефть, разлившаяся на поверхности водного объекта в результате разгерметизации трубопровода.
  • АВБ – Аварийно-восстановительная бригада.
  • АВП - Аварийно-восстановительный пункт. Старое название. Новое – АВС.
  • АВР – аварийно-восстановительные работы.
  • АВР - автоматическое включение резерва.
  • АВР на ПОЗ - автоматическое включение резервного насосного агрегата на полностью открытую задвижку.
  • АВС – Аварийно-восстановительная служба.
  • АРС – Аварийно-ремонтная служба. Старое название. Новое – АВС.
  • БЗ – боновые заграждения.
  • Боновые заграждения (БЗ) – оборудование для локализации аварии, предотвращающее разлив нефти по поверхности открытого водоема (в основном, реки). Устанавливаются на акватории реки под углом к динамической оси потока, вдоль которого происходит распространение нефтяного пятна. Бывают следующих видов: зимние, летние, направляющие, негорючие, улавливающие. Направляющие БЗ применяются только для смещения нефтяного пятна. Улавливающие БЗ применяются для локализации и сбора нефти.
  • Виды коррозии:

· Сплошная (общая) - зависит от скорости протекания процесса бывает равномерной, неравномерной, избирательной.

· Местная - охватывает отдельные участки поверхности металла и имеет вид пятен, язв (раковин), точечных поражений (питтингов), свищей и т.п.

  • ВМ – взрывчатые материалы.
  • Внезапный отказ – отказ, характеризующийся скачкообразным изменением одного или нескольких заданных параметров объекта.
  • Вынужденный отказ технологической системы - отказ технологической системы, вызванный нарушением регламентированных внешних условий.
  • Вязкий излом - образуется в результате сдвига (среза), когда предшествующая разрушению деформация велика и происходит в значительном объёме.
  • Геологические условия – тип грунтов, в которых уложен участок трубопровода, а также их просадочность. См. Грунт, Виды грунтов.
  • Дамба - гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоёмов и водотоков, для направленного отклонения потока воды (ГОСТ 19185-73).
  • Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
  • Диспергент - химическое соединение, предназначенное для рассеивания (эмульгирования) плавучих пленок в большом объеме воды.
  • Зона, обслуживаемая пунктом A (B) – участок сети МН с имеющимися подводными переходами, объединенными по принципу возможности доставки к ним сил и технических средств из пункта A (B).
  • Зоны усталостного излома:

· Зона зарождения и продвижения усталостной трещины - образуется со стороны поверхностного концентратора напряжения (усиление сварного шва. риска, царапины, вмятины, закаты), имеют более гладкий и светлый микрорельеф, чем зона механического дорыва.

· Зона механического дорыва - имеет волокнистое, шиферное строение, более темного, мало отличающееся по своему виду от хрупкого излома при статическом разрушении.

  • Инцидент на МН - отказ или повреждение оборудования технических устройств, применяемых на объектах, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на объектах МН.
  • Исправное состояние - состояние объекта при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (ГОСТ 27.002-89).
  • Исправность – состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям НТ и КД.
  • Конструкционный отказ – отказ, возникший в результате несовершенства или нарушения установленных правил и (или) норм конструирования объекта.
  • Коррозионное растрескивание - коррозия металла при одновременном воздействии коррозионной среды и внешних или внутренних механических напряжений растяжения с образованием транскристаллитных или межкристаллитных трещин. Имеет место в карбонато-бикарбонатных средах и происходит под отслоившейся противокоррозионной изоляцией. На поверхности объекта в этом месте видны отложения белого и серо-желтого цвета, признаков интенсивной общей коррозии нет. См. также Наводораживание.
  • Коррозионно-усталостный излом - аналогичен усталостному излому с явными признаками избирательной коррозии в виде отложений тёмно-бурого, чёрного цвета. Связана развитием коррозионного процесса в вершине коррозионно-механической трещины, зарождающейся, как правило, в местах геометрического концентратора напряжений (вмятины, риски, язвы локальной коррозии, сварной шов, и др.)
  • Критерий отказа – признак или совокупность признаков неработоспособного состояния объекта, установленное в НТ и КД.
  • Локализация аварийного разлива нефти – проведение комплекса мероприятий по ограничению распространения нефти по водной поверхности, а также придание потоку нефти заданного направления перемещения.
  • Механизм отказа – совокупность физических и (или) химических или других процессов, приводящих к возникновению отказа объекта.
  • Момент отказа – момент перехода объекта из работоспособного состояния в неработоспособное.
  • Наводораживание – сульфидное растрескивание металла под напряжением. См. также Коррозионное растрескивание.
  • Надежность МН - свойство МН выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
  • Неисправность – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НТ и КД.
  • Неисправное состояние - состояние объекта, при котором он не соответствует, хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. (ГОСТ 27.002-89).
  • Неработоспособность - состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям НТ и КД.
  • Нефтяной сорбент (далее сорбент) – органические или минеральные материалы, способные избирательно поглощать углеводороды нефти, разлитой по водной поверхности (например, торф, солома). Существуют следующие виды сорбентов:

· Дисперсные сорбенты - гранулы, крошка, порошкообразные, отдельные волокна или частицы. Рекомендуются к применению самостоятельно при скорости течении воды, близкой к нулю.

· Волокнистые сорбенты - нефтепоглощающие маты, рулоны, полотнища. Могут применяться как при отсутствии течения воды, так и при его наличии, и, в зависимости от скорости течения, как самостоятельно, так и совместно с ограждающими устройствами (боны и т.п.) для очистки водной поверхности и защиты прибрежной зоны.

  • НТД - нормативно-техническая документация.
  • ОАВП - Опорный аварийно-восстановительный пункт.
  • Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объектов.
  • Очаг разрушения - место начала разрушения.
  • Параметрический отказ технологических систем – отказ технологической системы, в результате которого сохраняется функционирование, но происходит выход значений одного или нескольких показателей качества эксплуатации и (или) ритма производительности за пределы, установленные НТД.
  • ПЛА – план ликвидации аварии.
  • ПЛВА - план ликвидации возможных аварий.
  • Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния (эксплуатация трубопроводов в этом случае возможна, но связана с опасностью аварии в повреждённом месте ).
  • Подводный переход магистрального нефтепровода (ППМН) - линейная часть нефтепровода со всеми сооружениями, проходящие через водные преграды. Другое определение: участок нефтепровода, проложенного через реку или водоем шириной в межень более 25 м.
  • Последствия отказа – явления, процессы, события и состояния, обусловленные возникновением отказа объекта.
  • Постепенный отказ – отказ, характеризующийся постепенным изменением одного или нескольких заданных параметров объекта.
  • ППМН – подводный переход магистрального нефтепровода.
  • ППУ – передвижная паровая установка. Используется для теплоснабжения.
  • Признак отказа – непосредственное или косвенное воздействие на органы чувств, обусловленное явлениями и процессами, характерными для неработоспособного состояния объекта.
  • Причины отказа – явления, процессы, события и состояния, обусловившие возникновение отказа объекта.
  • Проектный отказ – отказ, возникший вследствие нарушения установленных правил и (или) норм проектирования.
  • Пункт А – пункт размещения минимального комплекта сил и технических средств для локализации и ликвидации разлившейся нефти и сдерживания развития аварии.
  • Пункт B – пункт размещения расширенного комплекта сил и технических средств для локализации, сбора и ликвидации разлившейся нефти.
  • Работоспособность – состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТ и КД (ГОСТ 27.002-89).
  • Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности объекта и восстановлению ресурсов объекта или их составных частей (ГОСТ 18322-78).
  • Рубеж задержания – технологический элемент системы локализации аварийного разлива нефти, выполненный с применением боновых заграждений путем их установки в акватории реки.
  • Скиммеры – нефтесборщики. Бывают следующих видов:

· барабанного типа;

· дисковые;

· для быстротекущих рек;

· малогабаритные;

· самоходные.

  • Смешанный излом - образуется при комбинированном характере разрушения, когда в центральной части толщины стенки имеется участок излома хрупкого типа, а остальные части степени разрушаются вязко .Излом следует считать смешанным , если суммарная толщина губ среза превышает 20 % от номинальной толщины стенки труб.
  • Стационарный рубеж задержания – специальная конструкция, служащая для локализации аварийного разлива нефти.
  • Собственный отказ технологической системы - отказ технологической системы, вызванный изменением состояния ее составных частей и (или) нарушением функциональных связей между ними.
  • Сорбент – поглотитель (обычно жидкий или твердый). См. Нефтяной сорбент.
  • СППТР - Специализированное подразделение подводно-технических работ.
  • СПТ – система пожаротушения.
  • СУПЛАВ - Специализированное управление по предотвращению и ликвидации аварий. Ориентируются на ликвидацию аварий на ППМН.
  • Технический коридор – 1) система параллельного положения трубопроводов по одной трассе предназначенных для транспортировки нефти или газа (СН и П 2.05.06-85); 2) территория, по которой проходит нефтепровод или система параллельно проложенных трубопроводов и коммуникаций, ограниченная с двух сторон охранными зонами.
  • Техническое обслуживание - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использованию по назначению, ожидании, хранении и транспортировки (ГОСТ 18322-78).
  • Технологические риски – опасности, которые могут привести к выходу трубопровода из строя.
  • Типы излома - хрупкий, вязкий, смешанный, усталостный, коррозионно-усталостный, коррозионное растрескивание, а также электрохимическая коррозия.
  • Угол установки боновых заграждений – угол между боновым заграждением и динамической осью потока реки.
  • Удержание нефти боновыми заграждениями – способность различных типов боновых заграждений задерживать распространение нефти, накапливая ее до определенного количества в ограниченном ими пространстве.
  • Усталый излом - характеризуется наличием отдельных зон, внешне отличающихся микрорельефом. Отсутствует утонение кромок разрыва, плоскость излома образует 90° с поверхностью металла. Образуется обычно в зоне очага разрушения, начинается с поверхности (в основном с концентратов напряжений) и имеет макрохрупкий характер.
  • УТЗ - учебно-тренировочные занятия.
  • Функциональный отказ технологической системы – отказ технологической системы, в результате которого наступает прекращение функционирования в период, не предусмотренный регламентированными условиями производства и технологической документации.
  • Характер отказа – конкретные изменения, обусловленные переходом объекта в неработоспособное состояние.

· Характеристика местности – уклон или изменение уклона (для пересеченной местности), равнина, характеристика поверхностного слоя: трава, пашня, кустарник, лес, болото и пр.

  • Хрупкий излом - представляет собой плоскость скола, перпендикулярную поверхности металла. Утоньшение кромок разрыва отсутствует, поверхность излома имеет явно выраженную кристаллическую структуру. Кристалличность в изломе является основным признаком хрупкого разрушения.
  • ЦАРС – Центральная аварийно-ремонтная служба.
  • Электрохимическая коррозия (коррозионное разрушение) - возникает под действием коррозионно-активной среды, разнообразна по характеру.
  • Экологические риски – потенциальные воздействия на окружающую среду в результате аварии на трубопроводе.
  • Эксплуатационный отказ - отказ, возникший вследствие нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта.

Диагностика и дефекты

  • Аномалия – показание, полученное в результате инспекции трубопровода, о нарушениях или отклонениях в сварном соединении и в стенке основного металла труб, которое может являться или не является реальным дефектом.
  • Аномалия материала – локальная магнитная аномалия материала стенки трубы.
  • Аномалия поперечного шва – наружный дефект на внешней или внутренней стороне шва, а также дефект сварного шва в тех случаях, когда его невозможно точно классифицировать.
  • Абсолютная дистанция – расстояние от начальной точки трубопровода.
  • Вантуз – штуцер в верхней части трубопровода.
  • ВИС – внутритрубный инспекционный снаряд.
  • Включение – дефект стенки трубы, характеризующийся нарушением сплошности металла в виде внутреннего инородного материала.
  • Включения или поры – зона на поперечном шве, со шлаковыми включениями или газовыми порами.
  • Вмятина – дефект формы, характеризующийся уменьшением проходного сечения трубопровода. Образуется в результате воздействия на стенку трубы твердого тела (идентора). В результате механического воздействия на трубу вмятине может сопутствовать потеря металла.

· Внутритрубная диагностика (ВТД) - комплекс работ, обеспечивающий получение информации о дефектах и особенностях трубопровода с использованием внутритрубных инспекционных снарядов, в которых реализованы различные виды неразрушающего контроля; определение на основе этой информации наличия и характера дефектов; определение безопасных режимов эксплуатации трубопровода или необходимости его ремонта с точной локализацией мест проведения.

· Внутритрубный инспекционный снаряд (ВИС) - устройство, перемещаемое внутри трубы потоком перекачиваемого продукта, снабженное средствами контроля и регистрации данных о дефектах и особенностях стенки трубопровода сварных швов и их местоположения. Используются следующие виды ВИС:

· Ультраскан WM – ультразвуковое обследование;

· Ультраскан CD - ультразвуковое обследование (более современное);

· Магнитный дефектоскоп MFL – магнитное обследование;

· Калипер – профилеметрическое обследование.

ВИС имеют следующие функциональные разновидности:

· Скребок-калибр - скребок, оборудованный мерными калибровочными дисками, предназначенный для предварительного определения минимального проходного сечения трубопровода;

· Снаряд-профилемер - инспекционный снаряд, предназначенный для измерения внутреннего проходного сечения и радиусов поворота трубы;

· Снаряд-дефектоскоп - инспекционный снаряд, предназначенный для определения наличия и измерения параметров дефектов и особенностей стенки трубопровода и сварных швов.

  • Врезка – см. Катушка.
  • ВТД - внутритрубная диагностика.
  • ВТИ - внутритрубная инспекция.
  • Глубина дефекта – предполагаемая максимальная глубина потери металла или трещины поперечного сварного шва.
  • Горячекатаное колено – криволинейная трубная секция (с поворотом), выполненная в заводских условиях.
  • Гофра – круговая или дугообразная складка на теле трубы, характеризующаяся образованием в зоне деформаций местных выпучиваний и (или) впадин. В результате может изменяться проходное сечение трубопровода (диаметр трубы). Потери металла при образовании гофры не происходит.
  • ДДК – дополнительный дефектоскопический контроль (для определения степени опасности выявленных аномалий).

· Дефектный участок нефтепровода - участок нефтепровода, содержащий один и более дефектов.

· Дефект ПОР – дефект первоочередного ремонта.

· Дефекты трубопровода - потенциально опасные отклонения геометрического или конструктивного параметра, толщины стенки или показателя качества металла трубы (или сварного шва), выходящие за рамки требований действующих нормативных документов, возникшие при изготовлении трубы, строительстве или эксплуатации нефтепровода.

  • Длина особенности – прогнозируемый линейный размер особенности в осевом направлении трубопровода.
  • ДПР – дефект, подлежащий устранению.
  • Запасовка - процесс ввода ВИС в камеру пуска в «стартовое» положение. Запуск снаряда в трубопровод обеспечивает поток перекачиваемого продукта.
  • Заплата – часть трубы, вваренная в секцию или наложенная на зону дефекта снаружи трубы и обваренная по периметру. Ширина заплаты менее половины окружности трубопровода.
  • Инородное тело – посторонний предмет, находящийся внутри трубопровода.
  • Камеры пуска-приема очистных и диагностических устройств - устройства с технологической обвязкой нефтепроводов и запорной арматурой для пуска и приема технических устройств в потоке нефти.
  • Катушка (врезка) – часть трубы длиною не более заводской трубной секции, вваренная в трубопровод с помощью двух кольцевых стыков.
  • КЗ – катодная защита.
  • Классификация дефектов трубопроводов по технологическому признаку /9c/:

· Газовые включения (поры):

      • Пора сферическая;
      • Пора канальная;
      • Цепь (группа) пор;
      • Пора линейная (протяженная);

· Твердые включения:

      • Шлак компактный;
      • Шлак линейный (протяженный);
      • Включения;

· Несплавления;

· Непровары:

      • Непровар в корне одностороннего шва без подреза;
      • Непровар в корне одностороннего шва с подрезом;
      • Непровар двустороннего шва;

· Трещины(микро- и макроскопические, «горячие» и «холодные»):

      • Трещина продольная;
      • Трещина поперечная;
      • Трещина радиальная;

· Неправильная форма и прочие дефекты:

      • Чрезмерный провар корня;
      • Неровности шва;
      • Подрезы.
  • Классифицирующие признаки дефектов (9c):

· Расположение:

      • Внутренние:
      • Наружные (поверхностные);
      • Сквозные;

· Форма:

      • Компактные;
      • Протяженные:
      • Плоские;
      • Объемные;
      • Острые (с надрезом);
      • Округлые (без надреза);

· Размер:

      • Мелкие;
      • Средние;
      • Крупные;

· Массовость:

      • Единичные;
      • Групповые (цепочки, скопления);
      • Распространенные.
  • КМТ – композитно-муфтовая (неприварная) технология.
  • Кожух – внешняя металлическая защитная оболочка трубопровода, установленная на изолирующих прокладках.
  • Кожух эксцентрический – кожух, смещенный относительно оси трубопровода или деформированный.
  • Колено – криволинейная трубная секция с поворотом, выполненная в «полевых условиях» и характеризующаяся образованием на трубе нескольких расположенных рядом гофр. Угловое положение в этом случае определяет гофрированный сектор трубы.
  • Кольцо – подкладное кольцо (или его часть) поперечного сварного шва.
  • Коррозионное растрескивание - коррозия металла при одновременном воздействии коррозионной среды и внешних или внутренних механических напряжений растяжения с образованием транскристаллитных или межкристаллитных трещин. Имеет место в карбонато-бикарбонатных средах и происходит под отслоившейся противокоррозионной изоляцией. На поверхности объекта в этом месте видны отложения белого и серо-желтого цвета, признаков интенсивной общей коррозии нет.
  • Корыто – дефект в виде вмятины.
  • КПЗС – камера приема-запуска скребка. Другие названия: КППОУ, КППС.
  • КППОУ - камера приема и пуска очистного устройства (скребка). Другие названия: КПЗС, КППС.
  • КППС – камера приема-пуска скребка. Другие названия: КПЗС, КППОУ.
  • Металлический предмет - металлический предмет, находящийся вблизи внешней поверхности трубопровода или касающийся ее.
  • Методы неразрушающего контроля за сварными стыками трубопроводов (9c):

· Радиографический;

· Ультразвуковой;

· Магнитографический.

  • Муфта – полноокружный накладной ремонтный усилительный элемент, приваренный к внешней поверхности трубопровода.
  • Муфта КМТ – муфта, выполненная по технологии КМТ.
  • Наплыв – натек расплавленного металла на кромки основного металла в районе сварного шва.
  • НДС – напряженно-деформированное состояние.

· Неопасный дефект - дефект, не требующий изменения режима эксплуатации или проведения ремонта МН. Прочность трубы соответствует нормативной.

  • Непровар - несплошность в конструкции на границе сварного шва и основного металла.
  • Неразрушающий контроль – диагностика трубопровода методами визуального, ультразвукового, магнитопорошкового, капиллярного, вихретокового, акустико-эмиссионного контроля.
  • Несплошность плоскостного типа – плоскостной, трещиноподобный дефект, кромочное несплавление, отсутствие корневого или облицовочного шва.
  • Номер трубной секции – определяется по номеру поперечного сварного шва, с которого начинается данная секция.
  • Номер сертификата – определяется по номеру особенности в списке особенностей трубопровода.
  • Одометрический фактор – номинальный коэффициент масштабирования, равный расстоянию в метрах на 1 импульс одометра.

· Опасный дефект - дефект, требующий изменения режима эксплуатации или проведения ремонта МН. Прочность трубы ниже нормативной.

  • Опора – опорный элемент в нижней части трубопровода.
  • Особенность трубопровода – любое отдельное показание, полученное в результате инспекции трубопровода (дефекты, аномалии, фитинги, трубопроводная арматура и т.д.) с использованием методов неразрушающего контроля.
  • Отвод – боковой отвод, выполненный в «полевых» условиях.
  • Отложение – загрязнение (налет) на внутренней поверхности трубопровода.
  • Относительная дистанция – расстояние от ближайшего поперечного сварного шва вверх по потоку продукта до начала рассматриваемой особенности (дефекта).
  • Отремонтированная секция – трубная секция, в которой ранее обнаруженные дефекты были отремонтированы заваркой (наплавкой).
  • Отремонтированный участок – участок трубопровода, в котором несколько дефектосодержащих трубных секций были заменены новыми трубами. Также: дефектосодержащий участок трубы с наложенными поверх дефектов хомутами и (или) заплатами.
  • ОУ – очистное устройство (скребок).
  • Очистной скребок (скребок, ОУ) - внутритрубный снаряд, предназначенный для очистки внутренней полости и стенок трубопровода от отложений, загрязнения и посторонних предметов.
  • Периодичность внутритрубной инспекции - Временной интервал между двумя последовательными обследованиями ВИС участка МН по определенным типам дефектов.
  • ПИЛ – Полевая испытательная лаборатория. До сдачи трубопровода в эксплуатацию в ней хранятся заключения о проверке стыков физическими методами, радиографические снимки, зарегистрированные результаты ультразвуковой дефектоскопии, ферромагнитные ленты со стыков, подвергшихся контролю.
  • Полноокружная арматура – трубопроводная арматура, расположенная по всей окружности трубы (анкерная опора, пригруз).
  • Потеря металла – изменение номинальной толщины стенки трубы, характеризующееся локальным утоньшением в результате механического или коррозионного повреждения или обусловленное технологией изготовления.
  • Превышение проплава – провисание шва внутрь трубы («сосулька») или натек металла на поперечном шве.
  • Прерывистое расслоение – расслоение в виде нескольких отдельных расслоений, разделенных между собой участками трубы со сплошной стенкой.
  • Производственный дефект – особенность (например, потеря металла), которая возникла во время изготовления трубы (накатка, вмятина в прокате), ее транспортировки или строительства трубопровода, аномалии материала стенки трубы (расслоения, включения, места локального нагрева сваркой или другие локальные изменения магнитных свойств металла).
  • Раковина – газовый пузырь в стенке трубы.
  • Ранжирование (ранжировка) дефекта – определение и детализация ранга дефекта по степени опасности.
  • Ранжирование (ранжировка) трубопровода – определение приоритета трубопровода для планирования обследования и ремонтных работ.
  • Расположение дефектов (по отношению к шву):

· КШ – примыкающий к катушечному шву;

· ПОПСПШ - примыкающий к поперечному и спиральному швам;

· ПОПШ - примыкающий к поперечному шву;

· ПРШ - примыкающий к продольному шву;

· СВШ - примыкающий к поперечному и продольному швам;

· СПКШ - примыкающий к спиральному и катушечному швам;

· СПШ - примыкающий к спиральному шву.

  • Расслоение – дефект стенки трубы, характеризующийся нарушением сплошности металла. Потери металла (уменьшения толщины стенки по сравнению с ее номинальным значением) при этом не происходит.
  • Расслоение на различной глубине – одно или несколько расслоений с различной глубиной расположения по толщине стенки.
  • Расслоение с выходом на поверхность – наклонное расслоение с выходом на поверхность стенки трубы.
  • Расслоение со вспучиванием – расслоение, сопровождающееся изменением геометрической формы внутренней поверхности стенки трубы.
  • Риска – потеря металла в случае механического повреждения или обусловленная технологией изготовления, характеризующаяся резким изменением остаточной толщины стенки трубы в зоне дефекта.
  • Сварное присоединение – элемент, приваренный к внешней поверхности трубопровода.
  • Секционное колено - криволинейная трубная секция (с поворотом), выполненная из коротких прямых секций труб.
  • Скребок – см. Очистной скребок.
  • Смещение – неровное положение сваренных кромок, когда плоскости, касательные к поверхности состыкованных труб, не совпадают.
  • Техническая диагностика - установление и изучение признаков, характеризующих наличие дефектов в машинах, устройствах, их узлах, элементах и т. д., для предсказания возможных отклонений в режимах их работы (или состояниях), а также разработка методов и средств обнаружения и локализации дефектов. Техническая диагностика осуществляется внешним осмотром, либо при помощи диагностической аппаратуры или диагностической программы. /БСЭ/
  • Тип особенности – определяет, находится ли особенность на внешней или на внутренней поверхности трубопровода. Следует заметить, что особенности, расположенные в теле трубы (полости, шлаковые включения, немагнитные сплавы), рассматриваются как внешние, однако такие аномалии крайне редки:

· Внеш – дефект на внешней поверхности трубопровода;

· Внутр - дефект на внутренней поверхности трубопровода;

· Стен – внутристенный дефект.

  • Тип трубы:

· Бесш. – бесшовная;

· Задв. – задвижка;

· Прям. – прямошовная;

· Спир. – спиралешовная;

· Трой. – тройник или боковой отвод.

  • Точка КЗ – точка катодной защиты.
  • Тройник – трубная секция с боковым отводом, выполненная в заводских условиях.
  • Трубная арматура – элемент трубопроводной арматуры (штуцер, фланец, СКР и т.п.).
  • Угловое положение – прогнозируемое положение особенности по часовой стрелке, рассматривая окружность трубопровода по ходу продукта.
  • Утонение – уменьшение толщины стенки трубы.
  • Холоднотянутое колено – криволинейная трубная секция (с поворотом), выполненная в «полевых» условиях и характеризующаяся образованием на трубе нескольких расположенных рядом гофр. Угловое положение в этом случае определяет гофрированный сектор трубы.
  • Хомут – наложенная поверх трубы заплата с шириной не менее половины окружности трубопровода.
  • Цельнотянутое колено – криволинейная трубная секция (с поворотом), выполненная в заводских условиях.
  • ЦТД – центр технической диагностики.
  • Червячное расслоение – расслоение извилистой формы, ориентированное в окружном направлении трубы.
  • Ширина особенности –прогнозируемый линейный размер особенности в поперечном направлении к оси трубопровода.
  • Шлифовка – уменьшение высоты облицовочного шва в результате механической зачистки.

Нефтехранилища

· «Большие дыхания» - вытеснение паровоздушной смеси из резервуаров при заполнении их нефтью.

· ВЦСР – вертикальный цилиндрический сварной резервуар.

· Газоуравнительная система (ГУС) - система, предназначенная для сокращения потерь нефти от испарения при «больших дыханиях», т.е. при вытеснениях паровоздушной смеси из резервуаров при заполнении их нефтью. Включает в себя газовое пространство резервуаров, газопроводы, огневые предохранители, компенсаторы, задвижки, дренажные и заземляющие устройства.

· ГНБ - головная нефтебаза.

· Градуировка резервуара – составление градуировочных характеристик с интервалом в 1 см, позволяющих определить количество продукта на высоте уровня. Необходима для определения вместимости резервуара.

· ГУС - газоуравнительная система.

  • Дефекты резервуара – дефекты корпуса стальных резервуаров. Имеются следующие виды Д.р.: вырывы, задиры, закаты, неметаллические включения, оплавления, плены, трещины любых размеров и направлений, царапины.

· Дедвейт – мощность (тоннаж) судна. Крупнотоннажный танкер – до 150 тыс. тонн. Судно среднего дедвейта – до 80 тыс. тонн.

  • ЖБР – железобетонный резервуар;

· Калибровка резервуара – см. Градуировка резервуара.

· Калибровка стали - холодное (для малопластичных сталей теплое) волочение с небольшими обжатиями горячекатаной сортовой стали для получения более точных размеров, улучшения качества поверхности и (иногда) повышения некоторых механических свойств. /БСЭ/

  • Карта технического обслуживания – технологическая карта.
  • Коррозия резервуаров – коррозия металлических стенок стальных резервуаров, имеющая следующие виды (9a):

· Внешняя коррозия резервуара:

      • Почвенная коррозия резервуара - ей подвергается днище резервуара, находящееся в контакте с грунтом. Зависит от химического состава грунтов и их влажности. Предотвращается двумя методами: нанесением на внешнюю сторону днища битумной изоляции и применением катодной и протекторной (из магниевых цинковых и алюминиевых сплавов) защиты против агрессивного действия грунтовых вод.
      • Атмосферная коррозия резервуара - ей подвергаются корпус и крыша резервуара. Не бывает интенсивной и предотвращается нанесением на наружную поверхность различных красок.

· Внутренняя коррозия резервуара – более интенсивная, чем внешняя, особенно в присутствии влажного воздуха и сернистых соединений, содержащихся в нефти.

      • В этих условиях быстро выходит из строя крыша резервуара, которая постоянно контактирует с газовоздушной смесью и продуктами газопаровой фазы, состоящей из паров углеводородов, сероводорода и влаги, выделяющихся из нефти. Т.к. стенки резервуара и крыша постоянно охлаждаются, то на них происходит конденсация влаги и углеводородов, в результате чего образуется тонкая пленка. Чем тоньше эта пленка, тем быстрей она насыщается кислородом, тем быстрее протекают коррозионные процессы. Поэтому крыша резервуаров выходит из строя намного чаще верхних поясов. Первые коррозионные повреждения появляются в зоне сварных швов. Для устранения контакта газа и кислорода воздуха с металлом крыш и корпусом резервуара внутреннюю поверхность их покрывают различными металлическими и пластмассовыми покрытиями, стойкими к воздействию нефти и легких углеводородов.
      • В средней и нижней частях корпуса резервуара, где элементы конструкции постоянно и длительно находятся в жидкой среде и доступ кислорода из атмосферы затруднен, коррозионные разрушения незначительны.
      • Пластовая вода, осаждающаяся на дне резервуаров, содержит различные соли, являющиеся хорошими электролитами. Металл днища резервуаров, как правило, неоднороден по составу, и в присутствии электролита отдельные части л<

Наши рекомендации