Прозрачная каппа или силиконовый оттиск
Другая методика прямого изготовления вре-менных реставраций предусматривает ис-пользование прозрачной каппы, в точности повторяющей контуры восковой модели рес-тавраций, выполненной зубным техником на раннем этапе планирования реставрационно-го лечения. Вместо прозрачной каппы стома-толог при желании может использовать проз-рачный силиконовый оттиск гипсового дубли-ката восковой модели.
После препарирования зубы точечно прот-равливают, наносят и полимеризуют адгезив. Затем каппу заполняют текучим композитом нужного цвета и осторожно устанавливают поверх препарированных зубов (рис. 7-57). Удобство прозрачной каппы заключается в возможности использования светоотвержда-емого композита и визуализации дефектов и воздушных пузырьков под каппой. При обна-ружении крупных дефектов каппу выводят из полости рта, снова заполняют тем же компо-зитом, и повторно размещают на зубах. Од-нако незначительные дефекты всегда можно устранить после полимеризации и фиксации временных реставраций.
После полимеризации композита воз-можны два варианта развития ситуации при
Гюрель • Атлас керамических виниров
Рис. 7-58а и b:a - временные реставрации, выведенные из полости рта вместе с шаблоном, пришлифовывают и поли-руют; b - вид временных реставраций во рту. Реставрации фиксируют с помощью текучего композита или безэвгеноль-ного цемента
Для разработки высоких стандартов рабо-чего общения стоматолог и зубной техник должны быть знакомы с современными техно-логиями и постоянно совершенствоваться.279 Однако одного этого недостаточно, стомато-логическая бригада должна работать вместе для определения общих задачи, интересов, ценностей, возможностей и потребностей за счет понимания стоматологом особенностей лабораторных этапов, а зубным техником - клинических аспектов стоматологии.300
Ожидания пациента
Работа с зуботехнической лабораторией. Этап 2
позволяет стоматологу легко передавать важ-нейшую информацию о форме и микрорелье-фе поверхности зубов. Современная видео-запись также эффективна при передаче ин-формации.96 Фотографии позволяют зубному технику оценить контуры зуба, прозрачность режущего края, гипопластические пятна, из-менение цвета эмали и микрорельеф.
Во время примерки временных реставра-ций можно получить фотографии зубных ря-дов. Вместе со снимками технику можно пре-доставить дополнительную информацию. Ис-пользование цифровых фотокамер позволяет пересылать фотографии через интернет на любые расстояния всего за несколько секунд.
выведении прозрачной каппы изо рта: вре-менные реставрации или выходят вместе с каппой, или остаются на зубах.
В первом случае края временных реставра-ций обрабатывают и полируют вне полости рта, а затем фиксируют на зубах с помощью временного цемента без эвгенола или с по-мощью текучего композита (рис. 7-58)/" На внутреннюю поверхность временных виниров наносят текучий композит и реставрации нак-ладывают на зубы. Каждый винир засвечивают
в течение 10 с полимеризатором с плазменно-дуговым или лазерным источником света или 30 с стандартным полимеризатором.
Во втором случае временные реставрации остаются фиксированными к зубам и их окон-чательную полимеризацию проводят в полос-ти рта, а придесневые края очищают полиро-вочными твердосплавными борами, стараясь избежать повреждения твердых тканей зуба и десны. Обнаруженные дефекты временных реставраций устраняют и проводят оценку эс-тетических и функциональных параметров временных реставраций.
При необходимости коррекцию временных реставраций проводят в полости рта, для че-го можно использовать материал Люкса Флоу (Luxa Flow). Поверхность зуба слегка протрав-ливают или загрубляют бором, а затем покрывают адгезивом. На этом этапе лечения стоматолог может на практике реализовать свои художественные способности.
Если полученные с помощью прозрачной каппы временные реставрации не нуждаются
в коррекции, то зубной техник может исполь-зовать ранее изготовленную восковую модель
в качестве ориентира для изготовления окон-чательных реставраций.
Однако при внесении каких-либо измене-ний стоматолог должен предоставить зубно-му технику фотографии и новый оттиск зуб-ного ряда.
Работа с зуботехнической лабораторией. Этап 2
Несмотря на расширение возможностей эсте-тического стоматологического лечения, бла-годаря использованию современных материа-лов и технологий, неизменной остается необ-ходимость тесного сотрудничества между сто-матологом, пациентом и зубным техником для обеспечения высокого результата на ос-нове научных знаний и художественного по-тенциала.278
Полное взаимопонимание всех заинтересо-ванных сторон, обмен информацией и опы-том, успехами и неудачами позволяют стома-тологу и зубному технику осуществлять эф-фективное рабочее общение. Общение сто-матолога и пациента основывается на дове-рии, соучастии и согласии.5
Несмотря на научную основу, эстетическая стоматология остается видом искусства, ре-зультат которого должен быть одобрен паци-ентом.278 Естественно, пациенты больше оза-бочены окончательным результатом, чем трудностями его достижения, а любое объяс-нение кажется пациенту оправданием, если он не удовлетворен исходом лечения. Это часто приводит к оказанию на зубного техни-ка значительного давления.283 Общение с ла-бораторией имеет огромное значение для достижения предсказуемого и благоприятно-го результата при создании керамических ви-ниров. «Цепь настолько прочна, насколько прочно ее самое слабое звено». Не имеет зна-чения, сколько времени провел пациент в стоматологическом кресле или насколько глу-боки знания стоматолога или велики усилия зубного техника, результат будет настолько успешен, насколько адекватна передача данных между клиникой и зуботехнической лабораторией. При проведении стоматологи-ческого лечения нельзя рассчитывать на чудо, поэтому простая передача оттиска в лабора-торию без четких указаний о деталях кон-струкции в настоящее время недопустима.
Фотографирование
При эстетическом лечении в передних отделах зубных рядов трудно переоценить визуальные средства передачи информации. Использова-ние слайдов и внутриротовых фотографий
Передача сведений о цвете
Возможно, наиболее важной является пере-дача информации о цвете, что требует очень точного и лаконичного обмена данными (см. Выбор цвета). Неудовлетворительный эстети-ческий результат реабилитации часто связан с неправильным выбором цвета из-за неадек-ватной коммуникации между стоматологом и зубным техником.
В идеале зубной техник должен принимать участие в выборе цвета вместе со стоматоло-гом и пациентом. При отсутствии такой воз-можности фотографии служат эффективным средством передачи информации о цвете и других эстетических параметрах. Точно опре-делить цвет с помощью фотографии нелегко, но расположение цветового образца рядом с изображением зуба позволяет предоставить достаточный объем информации о прозрач-ности, микрорельефе поверхности, блеске, основном оттенке, насыщенности, яркости цвета и форме зуба.
Шаблоны (образцы) цвета
На фотографии также должен быть запечатлен выбранный шаблон цвета. Несмотря на то что качество изображения зависит от характерис-тик камеры, фотовспышки, фотопленки и т.д., включение цветового шаблона и описание его
Гюрель • Атлас керамических виниров
Рис. 7-59а иЬ. Модель с интактной десной (Геллер; Geller) и съемными огнеупорными штампами{вид спереди.
Работа с зуботехнической лабораторией. Этап 2
7-б0а и b:a - модель с интакт-
десной и съемными огнеупорны-
штзмпами (небный вид); b - мо-
дель с интактной десной и силико-
новый шаблон, позволяющий кон-
тролировать объем реставраций
Рис. 7-61а и Ь:а - материал для над-
стройки; b - проверка с помощью си-
ликонового шаблона. Видна над-
стройка медиального угла левого цен-
трального резца
различий по сравнению с зубами позволяют правильно определить цвет.16 Для правильной оценки цвета зубы и цветовой шаблон должны располагаться в одной плоскости край в край.
В противном случае может варьироваться яр-кость предметов.284 Цветовые шаблоны долж-ны легко визуализироваться. По возможности следует использовать несколько шаблонов. За-тем цвет определяют в соответствии с раз-личиями, зафиксированными на слайде. Для определения яркости наиболее эффективны черно-белые фотографии.
Прозрачность
В комплексе с информацией о цвете сведения
о прозрачности и микрорельефе поверхности являются важными параметрами, определя-ющими яркость зубов. Расшифровка мелких деталей резцов требует применения особых приемов фотографирования. Если при фотог-рафировании мамелонов камера располага-ется перпендикулярно щечной поверхности зубов, то в объектив будет попадать слишком большой объем отраженного света, созда-ющего блики. Во избежание этого, камеру удерживают под углом 30° книзу. Для доку-
ментирования прозрачности зубы фотографи-руют при сомкнутых и разобщенных зубных рядах. На фотографиях, полученных под углом 30°, видны толщина эмали и все трещинки.
Фотографии всего лица
Фотографирование не ограничивается полу-чением внутриротовых полноразмерных сним-ков. Поскольку портретные фотографии пре-доставляют очень важную информацию, их следует включать в стандартный комплект снимков. Такие фотографии позволяют пере-дать в лабораторию соотношения губ и зубов
и их взаимосвязь с лицом в целом. Снимки не-обходимо получать до, в процессе и после препарирования зубов и изготовления вре-менных реставраций. Помимо прочего, фотог-рафии могут быть использованы в дополнение ко всем технологиям регистрации положения линии режущего края. Необходимо получать снимки временных реставраций, даже если они и не идеальны. Как минимум, это предо-ставит стоматологу, пациенту и зубному техни-ку информацию для обсуждения необходимых изменений для достижения желаемого эстети-ческого результата.
Рис. 7-64.За счет формы керамики и внутренних красителейсозданы индивидуальные характеристики зубов, что очень важно для достижения естественного вида реставраций
Рис. 7-62а и Ь.Основной обжиг. Про-верка с помощью силиконового шаб-лона
Рис. 7-бЗа и Ь.Удаление излишковмассы для моделирования индивиду-ального внутреннего рельефа рестав-рации. Проверка с помощью силико-нового шаблона
Ориентиры
Зубному технику может требоваться один или несколько ориентиров для определения новых показателей длины режущего края и переднезаднего положения зубов. Если в причинной области остаются интактныезубы, то их используют в качестве ориентиров. Од-нако при реставрации нескольких зубов в качестве главного ориентира предпочтитель-нее использовать временные реставрации.
Гюрель • Атлас керамических виниров
Рис. 7-65а и Ь.Опалесцирующие и прозрачные участки эмали. Необходим особыйРис. 7-66.Второй обжигконтроль прозрачности. Слишком прозрачный винир имеет серый оттенок
Рис. 7-67а-с.Изменение формы реставраций за счет коррекции границ между поверхностями (видспереди).Микро-рельеф может быть важнее цвета реставраций
Рис. 7-68а-с.Коррекции реставраций на огнеупорном штампе (небный вид). Анатомия небной поверхности играетную роль в определении передней направляющей
\
< \
Рис. 7-69а-с.Поверхность реставраций перед глазурованием. Всю необходимую коррекцию формы и микрорельефа по-верхности необходимо завершить на этом этапе
Работа с зуботех ни ческой лабораторией. Этап 2
Рис. 7-70a-d.Реставрации с нанесен
ной глазурью перед обжигом
Рис. 7-71а-с.Вид после обжига и механического полирования
Рис. 7-72.Готовые реставрации на Рис. 7-73а и Ь.Виниры на огнеупорных штампах
модели перед отделением от огне-
упорных штампов
Необходимо оценить последние фотографии | Оттиски передают взуботехническую лабо- |
до и после фиксации временных реставра- | раторию в надежной упаковке во избежание |
ций, а также проанализировать гипсовые мо- | деформаций (см. раздел «Получение оттис- |
дели. | ков»). |