Основы математической обработки информации
050100.62 Педагогическое образование
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
ИМИ ФГБОУ ВПО МГПУ
Проф. Бубнов В.А., проф. Полтавский А.В.
Москва 2014
Учебный план. 3
План лекционных занятий. 3
План лабораторных работ. 3
Домашние задания. 3
Домашнее задание №1. 3
Домашнее задание №2. 3
Домашнее задание №3. 3
Технологическая карта. 3
Литература. 3
Описание лабораторных работ. 3
Лабораторная работа №1. Макрокоманды программы Microsoft Word 2003. 3
Лабораторная работа №2. Макрокоманды программы Microsoft Excel 2003. 3
Лабораторная работа №3. Формальный анализ авторской. 3
индивидуальности литературного текста. 3
Лабораторная работа №4. Частотный анализ поэтических текстов по начальной букве. 3
Лабораторная работа №5. Частотный анализ поэтических текстов по всем буквам.. 3
Проект. Компьютерный анализ поэтических текстов конкретного автора (по выбору преподавателя) 3
Учебный план
План лекционных занятий
Лекция №1 | Понятие информации - символьное представление. Количественная мера информации - формулы Хартли и Шеннона. Энтропия информации. Оперативная память компьютера |
Лекция №2 | Системы счисления. Схема Горнера перевода чисел из одной системы счисления в другую. Правила двоичной арифметики. Примеры использования схемы Горнера |
Лекция №3 | Алгебра высказываний, таблицы истинностей основных логических операций. Символическое исчисление и логические операции как математические модели мышления. |
Лекция №4 | Алгебра Буля и её законы. Логические функции. Пример логической задачи. Алгебра Жегалкина |
Лекция №5 | Аналитическое представление таблично заданных логических функций. Дизъюнктивная нормальная форма (ДНФ) и конъюнктивная нормальная форма (КНФ) логических функций. Правила сокращенной записи логических формул. |
Лекция №6 | Совершенная дизъюнктивная нормальная форма (СДНФ) и совершенная конъюнктивная нормальная форма (СКНФ) логических функций (метод Квайна и метод карт Вейна) |
Лекция №7 | Понятие цифрового автомата по переработке информации. Таблица состояния одноразрядного сумматора, шифратора и дешифратора и их реализаций в форме логических функций. |
Лекция №8 | Логические элементы и история этапов развития вычислительной техники. Комбинаторная схема одноразрядного сумматора. |
Лекция №9 | Задача об испытаниях и спектры Морозова Н.А. для анализа прозаических текстов |
Лекция №10 | Математический анализ поэтических текстов на основе формулы Шеннона |
Лекция №11 | Синтаксические связи. Синтаксические графы и авторская индивидуальность литературных текстов. |
План лабораторных работ
Занятие №1 | |
Лабораторная работа №1 | Макрокоманды программы MS Word |
Занятие №2 | |
Лабораторная работа №2 | Макрокоманды программы MS Excel |
Занятие №3-4 | |
Лабораторная работа №3 | Контент-анализ прозаических текстов с помощью спектров Морозова Н.А. |
Занятие №5-6 | |
Лабораторная работа №4 | Энтропия поэтических текстов по начальной букве слова |
Занятие №7-9 | |
Лабораторная работа №5 | Энтропия поэтических текстов по всем буквам |
Занятие №9 | |
Лабораторная работа №6 | Проект |
Домашние задания
Домашнее задание №1
Системы счисления
Задача 1.
Выполнить перевод числа 19 в двоичную систему счисления.
Ответ: 19 = 100112
Задача 2
Выполнить перевод числа 19 в шестнадцатеричную систему счисления.
Ответ: 19 = 1316
Задача 3
Выполнить перевод числа 123 в шестнадцатеричную систему счисления.
Ответ: 123 = 7В16
Задача 4
Выполнить перевод числа 1316 в десятичную систему счисления.
Ответ: 1316 = 19
Задача 5
Выполнить перевод числа 100112 в десятичную систему счисления.
Ответ: 100112 = 19
Задача 6
Выполнить перевод числа 100112 в шестнадцатеричную систему счисления.
Ответ: 100112 = 1316
Задача 7
Выполнить перевод числа 1316 в двоичную систему счисления.
Ответ: 1316 = 100112
Задача 8
Выполнить перевод числа 0,847 в двоичную систему счисления.
Ответ: 0,847 = 0,11012
Задача 9
Выполнить перевод числа 0,847 в шестнадцатеричную систему счисления.
Ответ: 0,847 = 0,D8D16
Задача 10
Выполнить перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему числа 0,11012
Ответ: 0,11012 = 0,8125
Задача 11
Выполнить перевод из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную числа 0,D8D16.
Ответ: 0,D8D16 = 0,84692
Задача 12
Выполнить перевод из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную числа 0,11012.
Ответ: 0,11012 = 0,D16
Задача 13
Выполнить перевод из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную числа 0,2А16.
Ответ: 0,2А16 = 0,00101012
Задача 14
Выполнить перевод из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную числа 19,847.
Ответ: 19,847 = 13,D8D16.
Домашнее задание №2
Задача 1. Пусть высказывание А есть: «Множество А есть совокупность некоторых объектов», высказывание В есть: «Множество А есть подмножество множества В». Тогда какое высказывание будет дизъюнкцией этих высказываний?
Ответ: «Множество А есть совокупность некоторых объектов, или множество А есть подмножество множества В».
Задача 2. Пусть есть высказывание А есть: «Множество А есть подмножество множества В », высказывание В есть: «Все элементы множества А являются элементами множества В». Тогда результатом какай операции над высказываниями А и В будет высказывание «Множество А есть подмножество множества В тогда и только тогда, когда все элементы множества А являются элементами множества В» ?
Ответ: Результатом эквиваленции высказываний А и В.
Задача 3. Заполнить таблицу истинности для сложного высказывания .
A | B | C |
Ответ:
Задача 4. Заполнить таблицу истинности для сложного высказывания .
A | B | C | D |
Ответ:
.
Задача 5. Заполнить таблицу истинности для сложного высказывания .
A | B | C | D |
Ответ:
Задача 6. Заполнить таблицу истинности для сложного высказывания .
A | B | C | D |
Ответ:
Задача 7. Какой таблично-заданной функции соответствует формула ?
A | B | C | F(A,B,C) |
Ответ:
Задача 8. Какой таблично-заданной функции соответствует формула
Ответ:
A | B | C | F(A,B,C) |
.
Задача 9. Написать ДНФ, соответствующую таблично заданной функции
A | B | C | F(A,B,C) |
Ответ:
Задача 10. Написать ДНФ, соответствующую таблично заданной функции
A | B | C | F(A,B,C) |
Ответ:
Задача 11. Написать КНФ, соответствующую таблично заданной функции
: A | B | C | F(A,B,C) |
Ответ:
Задача 12. Написать КНФ, соответствующую таблично заданной функции
A | B | C | F(A,B,C) |
Ответ:
Домашнее задание №3