Рассмотрение специфических трудностей проведения деловых игр.

Можно выделить основные виды трудностей, с которыми мы столкнулись в ходе проведения деловой игры.

Сбои в начальном периоде чаще всего объясняются интенсивным протеканием процесса формирования группы. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Наиболее естественным объектом для критики представляется игра. Процесс формирования группы лучше вывести за рамки игры. Например, предварительно провести дискуссию, ходом которой легче управлять. Если сбой все же возник, задача руководителя – противодействие сплочению группы на основе недовольства игрой. Необходимо показать, что к неудачам приводит не плохая конструкция игры, а неучет игроками каких-либо факторов. Игроки должны убедиться, что результат появляется не случайно и не просто по воле разработчиков, а есть следствие имитации реальных процессов.

Нарушение течения игры может также происходить вследствие потери двуплановости. На игру могут переноситься личные взаимоотношения. Руководитель должен подчеркнуть ее условный характер, а в случае необходимости перераспределить роли, изменить правила. Еще одна ситуация связана с утратой понимания игрового контекста одним из участников и его попытками решить личные проблемы (например, доминирование) в игре. Такого участника руководитель должен замкнуть на себе, минимизировать его контакты. В то же время условность может быть гипертрофирована. Азарт игроков вызывает импульсивные действия, способствует концентрации на выигрыше, а не на результате. Задача руководителя состоит в регуляции эмоциональных состояний. Следует сделать выигрыш и проигрыш не слишком однозначными, снизить их значение. В этой ситуации не следует вводить случайные события.

Трудности в управлении игрой могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. В первом случае причиной являются, как правило, гипертрофированная значимость для участника оценка его действий, связанная с Я- концепции, завышенной или заниженной самооценкой. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры. Во втором случае причиной являются невротические блокировки проявлений самостоятельного, спонтанного поведения, высокая тревожность. Участие таких игроков нежелательно. Однако отбор для участия в деловых играх неприемлем. [9;48].

Проблема эффективности деловых игр, как и других групповых методов, достаточно остра. Оперируя данными самоотчетов ее участников можно говорить, что в результате ее проведения у игроков снижается эгоцентрические тенденции в поведении и мышлении, обостряется социальная чувствительность, уменьшается нормативный самоконтроль, формируется установка на восприятие новой информации, снижается порог принятия точки зрения другого, расширяются стереотипы, актуализируется творческий потенциал, повышается адекватность само – и взаимооценок.

Заключение

Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения. Важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с преподавателем участниками одного процесса.

Конечно, обучение пиар–специалиста – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшего благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

В практику обучения пиар–специалистов желательно внедрить следующие положения:

- Процесс обучения должен включать в себя как традиционные, так и нетрадиционные приемы обучения, к которым относятся и обучающие игры;

-Обучающая игра должна учитывать индивидуальные психологические особенности каждого обучаемого;

-Для большей эффективности обучающую игру следует вводить постепенно (от простого к сложному) на всех периодах обучения;

-Самообучение в целом должно быть преимущественно проблемным, активно-игровым, в котором каждый решает интересные коммуникативно-познавательные учебные задачи, т.е. все фокусируется вокруг обучающегося как субъекта учебной деятельности.

Следует учитывать тот факт, что игровой процесс обучения намного облегчает учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

Игра как средство гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий.

В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие.

Таким образом, обучение пиар–специалистов будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий подтвердилась. С помощью игры нам удалось доказать, что игра действительно является методом обучения и воспитания в школе.

Список использованной литературы

1.Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация/ Г.С. Абрамова, В.А. Степанович – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2.Алапьева, В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр/ В.Г. Алапьева. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

3. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения/ А.М. Гукасова. – М., 1990.

4. Деркач, А.А., Щербак, С.Ф. Педагогическая эвристика./ А.А. Деркач, С.Ф. Щербак. – М: Педагогика, 1991. – 224 с.

Наши рекомендации