Глава 1. игра как педагогическая категория

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2

ГЛАВА I. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………. 4

1.3. Игровая деятельность в процессе обучения…………………….. 4

1.2. Структура игры……………..…………………………………….. 7

1.3. Определение и методическая структура деловой игры………… 9

ГЛАВА II. ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИАР СПЕЦИАЛИСТОВ…………………………………………………………… 12

2.1 Деловая игра в ходе проведения Дня открытых дверей в НКО школе Леонова……………………………………………………………….. 12

2.2 Рассмотрение специфических трудностей проведения деловых

игр…………………………………………………………………………….. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 18

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………... 19

Введение

В современной практике обучения очень актуальны игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения.

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют становлению творческой личности, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, так как есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного ученика информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является деловая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на занятиях и во время внеурочной работы.

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей.

Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная.

Цель работы – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся.

Объект– игровые технологии в процессе преподавания.

Предмет– игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса обучающихся.

В связи с целью были определены следующие задачи:

– определить понятие игровых технологий

– классифицировать игровые приемы обучения согласно принципам их организации

– дать определение деловой игре

– рассмотреть технологию деловой игры при проведении для открытых дверей в НКО школе Леонова

Структура творческой работы содержит: введение, главу 1 с тремя параграфами, главу 2 с двумя параграфами, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Структура игры

Из предыдущего параграфа стало ясно, что понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Давайте выясним, как определяют игру известные педагоги, психологи, писатели различных лет.

А.М. Горький писал, что игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Существует множество подходов к определению игры. В отечественной науке наиболее общее и полное определение понятию, на наш взгляд, дал известный ученый С.Л.Рубинштейн: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - способность, отражая преобразовывать действительность» [10;387].

Структура организации игры.Игра – это яркий и эмоциональный праздник. В организации игры все должно быть продумано до мелочей.

Выбор игры. Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Выбор игровых технологий в практике работы педагогического коллектива продиктован принципом активности ребенка в процессе обучения, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам, т.к. игра наряду с трудом и учением - одна из основных видов деятельности человека. Игра используется в качестве: самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы [11].

В учебной практике же выделяют дидактические, имитационные, проблемные, сюжетные, ситуационные, ролевые, деловые игры. К этим играм применимо понятие «учебная игра». Учебная игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого - создать условия для саморазвития личности учащихся.

Е. А. Крюкова подразделяет учебные игры на ситуационные, ролевые и деловые. Объединяют все эти игры, подчеркивает автор, то, что они личностно ориентированы. Выигрывает та личность, которая была более оригинальна, сумела представить себя в новой роли, убедила большинство в правоте своих воззрений [6;150].

При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые [11].

Источником возникновения и внедрения подобных приведенным и других игр является наличие и возможность функционирования их: в технологии одного отдельно взятого занятия; в структуре ряда занятий по одной, отдельно взятой теме; в структуре всего курса дисциплины.

Игры, как элемент системы занятий существуют в определенных условиях, которые воздействуют на них и они в свою очередь активно воздействует на условия, в которых действуют, также они активно взаимодействуют с традиционными методами проведения занятий. При этом система развивается, расширяются её границы.

Заключение

Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения. Важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с преподавателем участниками одного процесса.

Конечно, обучение пиар–специалиста – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшего благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

В практику обучения пиар–специалистов желательно внедрить следующие положения:

- Процесс обучения должен включать в себя как традиционные, так и нетрадиционные приемы обучения, к которым относятся и обучающие игры;

-Обучающая игра должна учитывать индивидуальные психологические особенности каждого обучаемого;

-Для большей эффективности обучающую игру следует вводить постепенно (от простого к сложному) на всех периодах обучения;

-Самообучение в целом должно быть преимущественно проблемным, активно-игровым, в котором каждый решает интересные коммуникативно-познавательные учебные задачи, т.е. все фокусируется вокруг обучающегося как субъекта учебной деятельности.

Следует учитывать тот факт, что игровой процесс обучения намного облегчает учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

Игра как средство гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий.

В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие.

Таким образом, обучение пиар–специалистов будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий подтвердилась. С помощью игры нам удалось доказать, что игра действительно является методом обучения и воспитания в школе.

Список использованной литературы

1.Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация/ Г.С. Абрамова, В.А. Степанович – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2.Алапьева, В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр/ В.Г. Алапьева. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

3. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения/ А.М. Гукасова. – М., 1990.

4. Деркач, А.А., Щербак, С.Ф. Педагогическая эвристика./ А.А. Деркач, С.Ф. Щербак. – М: Педагогика, 1991. – 224 с.

Приложение

глава 1. игра как педагогическая категория - student2.ru

глава 1. игра как педагогическая категория - student2.ru

глава 1. игра как педагогическая категория - student2.ru

глава 1. игра как педагогическая категория - student2.ru

глава 1. игра как педагогическая категория - student2.ru

глава 1. игра как педагогическая категория - student2.ru

глава 1. игра как педагогическая категория - student2.ru

глава 1. игра как педагогическая категория - student2.ru

глава 1. игра как педагогическая категория - student2.ru

глава 1. игра как педагогическая категория - student2.ru

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2

ГЛАВА I. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………. 4

1.3. Игровая деятельность в процессе обучения…………………….. 4

1.2. Структура игры……………..…………………………………….. 7

1.3. Определение и методическая структура деловой игры………… 9

ГЛАВА II. ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИАР СПЕЦИАЛИСТОВ…………………………………………………………… 12

2.1 Деловая игра в ходе проведения Дня открытых дверей в НКО школе Леонова……………………………………………………………….. 12

2.2 Рассмотрение специфических трудностей проведения деловых

игр…………………………………………………………………………….. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 18

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………... 19

Введение

В современной практике обучения очень актуальны игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения.

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют становлению творческой личности, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, так как есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного ученика информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является деловая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на занятиях и во время внеурочной работы.

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей.

Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная.

Цель работы – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся.

Объект– игровые технологии в процессе преподавания.

Предмет– игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса обучающихся.

В связи с целью были определены следующие задачи:

– определить понятие игровых технологий

– классифицировать игровые приемы обучения согласно принципам их организации

– дать определение деловой игре

– рассмотреть технологию деловой игры при проведении для открытых дверей в НКО школе Леонова

Структура творческой работы содержит: введение, главу 1 с тремя параграфами, главу 2 с двумя параграфами, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Наши рекомендации