Технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей
учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.
Основные принципы технологии:
- многократное повторение учебного материала;
- обязательный поэтапный контроль результатов учебной деятельности учащихся;
- изучение содержания крупными познавательными блоками;
- динамического стереотипа и алгоритмизации познавательной деятельности учащихся:
- обучение с учётом уровневого усвоения учебного материала: на репродуктивном, репродуктивно-продуктивном, продуктивном и продуктивно-творческом;
- применение опорных схем, опорных конспектов, как ориентировочной основы познавательной деятельности учащихся;
- личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуально-психологические особенности личности каждого ученика и определяющие во многом уровень его обучаемости:
- принцип гуманизма, выражающийся в учении без принуждения, бесконфликтности учебного процесса;
- принцип гласности результатов учебной деятельности каждого ученика;
- принцип открытых перспектив для исправления и улучшения результатов, создания и поддержки ситуации успеха в учении каждого ученика.
Отличительные особенности технологии:
- изучение содержания учебного предмета осуществляется крупными познавательными блоками;
- смысловая группировка учебного материала небольшими познавательными блоками (поблочная компановка материала);
- выражение содержания учебного материала в виде опорных схем-конспектов;
- полная и практически всеобщая активность учащихся в процессе познавательной деятельности.
В разработанной В.Ф.Шаталовым технологии познавательная деятельность учащихся осуществляется с помощью так называемых опорных схем-конспектов, в которых изучаемое содержание представлено учителем в виде опорных сигналов. Учитель при подготовке к уроку содержание предстоящей изучаемой темы выражает в виде опорных сигналов – ассоциативных символов (знаков, рисунков, стрелок, схем, цифр, условных знаков, отдельных слов …). Познавательные блоки изучаемого содержания представленные в виде таких опорных сигналов составляют систему опорных схем-конспектов.
Основным условием организации познавательной деятельности учащихся является обучение учащихся умению расшифровывать по опорным сигналам знаниевое содержание опорных конспектов и умению самим учащимся составлять, укладывать знаниевое содержание познавательных блоков в систему опорных конспектов. Или, как ещё можно сказать, разворачивать содержание учебного материала по опорному конспекту и сворачивать его содержание в опорный конспект. А это значит, что ученики приобретают умение анализировать учебное содержание, группировать его в смысловые блоки, определять главное, существенное в содержании, подлежащее восприятию, осмыслению, запоминанию до уровня воспроизведения и применения, как по образцу - рассказ по готовому опорному конспекту, так и на творческом уровне – разработка по содержанию познавательного блока опорной схемы-конспекта.
Обозначим основные дидактические понятия технологии, введённые В.Ф.Шаталовым:
- опора, это ориентировочная основа учебной деятельности ученика, способ внешней организации его мыслительной деятельности;
- опорный сигнал представлен ассоциативным символом (цифрой, условным знаком, схемой, рисунком), заменяющим смысловое значение содержания познавательного блока;
- опорный конспект, это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, отражающую систему понятий, причинно-следственных связей, географических закономерностей, фактов изучаемого познавательного блока.
Процесс обучения с применением опорных конспектов строится в алгоритме поэтапной последовательности и обозначен рядом методических особенностей и приёмов. Рассмотрим сущность каждого такого этапа.
Изучение содержания темы урока в классе.Первоначально представлено объяснением изучаемого материала учителем. После объяснения учитель повторно объясняет материал урока, но уже по опорному конспекту, оформленному в виде красочного плаката. Далее следует краткое обозрение опять же по опорному конспекту, после чего организуется индивидуальная работа учащихся по опорному конспекту, перенесённому каждым учеником в свою тетрадь. Заканчивается изучение теории фронтальным закреплением по блокам конспекта. Таким образом, теоретическое содержание изучаемой темы предоставляется ученикам класса не одномоментно, как это в большинстве случаев происходит, а многократно - пять раз и в различных вариантах познавательной деятельности. При этом, по мере необходимости, учитель объясняет содержание темы не по одному опорному конспекту, а по нескольким в соответствии с выделенными познавательными блоками изучаемой темы урока.
Самостоятельная работа учащихся при подготовке домашнего задания.Осуществляется по опорному конспекту, перенесённому учеником на уроке в тетрадь и по школьному учебнику. При необходимости привлекается помощь родителей. Для выполнения домашнего задания разработана памятка, определяющая последовательность познавательной деятельности. Она представлена следующими действиями:
- вспомнить объяснение учителя, используя опорный конспект;
- прочитать заданную тему по учебнику;
- сопоставить содержание текста учебника с опорным конспектом;
- рассказать содержание с помощью опорного конспекта;
- запомнить конспект как опору ответа;
- воспроизвести письменно или графически опорный конспект и сравнить его с образцом.
Первое повторение – фронтальный контроль усвоения опорного конспекта.В классе все учащиеся графически воспроизводят опорный конспект по памяти. Для проведения такой работы возможно наличие второй тетради по географии или работа проводится на отдельных листочках. Проверка правильности выполнения задания проводится учителем по мере её выполнения учащимися класса. Одновременно проводится «тихий опрос» ученика или нескольких учеников по опорному конспекту, воспроизведённому учеником дома. После письменной работы проводится «громкий опрос» с использованием учеником только что воспроизведённого опорного конспекта.
Проговаривание опорного конспекта.Этот необходимый элемент технологии осуществляется при различных видах проверки знаний учащихся и способствует усвоению учащимися географической терминологии.
Второе повторение – обобщение и систематизация.Осуществляется при проведении уроков взаимоконтроля знаний учащихся. Ученикам заранее доводятся зачётные вопросы по изученной теме. На таких уроках проводятся все виды и формы контроля знаний, взаимоконтроль, используются элементы игровых технологий (игры-состязания, настольные географические игры) и, при необходимости, организуется взаимопомощь.
Контроль и оценка знаний учащихся. Особенность данного этапа заключается:
- в сочетании внешнего поурочного контроля со стороны учителя с самоконтролем и самооценкой учащимися;
- в поэтапном контроле каждого ученика на каждом уроке;
- в адекватности требований к усвоению содержания учебного материала с уровнем обучаемости учащихся;
-в создании в процессе обучения ситуации успеха, дающей возможность для ликвидации пробелов в знаниях и перспективы более прочного и глубокого усвоения изучаемого содержания;
- в создании ситуации психологического комфорта, определяемого отсутствием неудовлетворительной оценки, снятием неуверенности в своих знаниях, желанием учащихся проявить свои знания и умения.
Формами контроля результатов обучения в технологии В.Ф.Шаталова являются:
- письменный ответ учащихся по опорным конспектам;
- самостоятельные работы по выполнению практических заданий и составлению опорных конспектов;
- устная индивидуальная проверка знаний с использованием опорных конспектов (тихий и громкий опрос);
- парный и групповой взаимоконтроль знаний с использованием, пр необходимости, опорных конспектов;
- домашний контроль (контроль родителей и самоконтроль по опорному конспекту);
- самооценка учащимися своих знаний и умений.
В технологии В.Ф.Шаталова используется такой методический приём как оформление «открытого» листа учёта знаний, в который заносятся все оценки учащихся по мере их накопления. Это даёт возможность каждому ученику оценить свой уровень достижений в усвоении содержания учебного материала, соотнеси его с уровнем достижений своих одноклассников, исправить оценку на более высокую, определить своё место в рейтинге класса. Действует так называемый принцип открытых перспектив, при котором, по мнению В.Ф.Шаталова, каждая положительная оценка результатов познавательной деятельности ученика должна стать стимулом в учении, вызывать положительные эмоции ученика и побуждать его на более высокий уровень усвоения учебного материала.
В.Ф.Шаталов исключает возможность получения учеником отрицательной оценки, что позволяет исключить конфликтные ситуации ученика с родителями, учителем и в том числе с изучаемым предметом.
Данная технология, наряду с ориентацией на высокую результативность в изучении школьного предмета, имеет и высокую значимость в формировании личностных качеств ученика. Так, необходимость систематической работы по усвоению содержания учебного материала у ученика воспитывается трудолюбие, сила воли, организованность и ответственность за результаты своей учебной деятельности. Формируется самостоятельность личности, уверенность в свои возможности, приобретаются навыки общения, формируется коммуникативность личности.
К сожалению очень популярная среди учителей, в том числе и учителей географии, в 80-х годах прошлого столетия технология В.Ф.Шаталова была забыта и практически не использовалась в учебном процессе. Это в какой то степени объясняется процессом внедрения в практику работы учителей новых педагогических технологий, применение которых в учебном процессе настоятельно рекомендовались и рекомендуются до сих пор отделами и управлениями образования. Однако принципиальные особенности технологии, разработанной В.Ф. Шаталовым таковы, что она может и должна занять определённое место в практике работы учителей географии общеобразовательной школы.