Технология проектного обучения – исторический аспект
Схема 1.
Дидактические особенности технологии проектного обучения
Схема 2.
Типы проектов по признаку доминирующей деятельности его участников
Схема 3.
Типы проектов по признаку предметно-содержательной области
Схема 4.
Типология проектов в соответствии с типологическими признаками
Продолжение схем 3. 4.
Структура и технология разработки проектного исследования
Схема 5.
Параметры внешней оценки проектного исследования
Схема 6.
Технология коллективных способов обучения
Идея коллективного способа обучения (далее КСО) восходит к далёкой древности, а в Х1Х веке она нашла своё воплощение в белл-ланкастерской системе обучения. Её сущность системы заключалась в том, что под руководством учителя ученики сами изучали соответствующий учебный материал, а потом, согласно инструкции, обучали этому же учебному материалу своих товарищей или более младших учеников. Такая система давала возможность массового обучения детей, но его результативность при этом оставалась довольно незначительной.
Идея белл-ланкастерской системы обучения в начале ХХ века была творчески переработана русским советским педагогом новатором А.Г.Ривином, а несколько позже получила дальнейшее своё развитие в трудах его ученика В.К.Дьяченко как система коллективных способов обучения. АГ.Ривин пришёл к образовательной практике КСО не от науки, а от своего опыта педагогической деятельности. Его основным педагогическим кредо стало утверждение: «полученное – передай». Это означало, что каждый ученик должен рассказать другому ученику то, что узнал сам. Если это происходит не один, а несколько раз, то прочность, глубина и уровень знаний значительно возрастает. Таким образом, при КСО школьник, воспринимая и передавая учебную информацию, выступает поочерёдно то в качестве ученика, то в качестве учителя, что обеспечивает её довольно быстрое и основательное усвоение. Применение технологии КСО на уроках географии развивает у учащихся в процессе деятельного общения не только умения говорить, слушать и слышать, понимать и задавать вопросы, но и осваивать язык географии как проявление географической культуры человека.
По преобладающему методу обучения данная технология является диалогической, обьяснительно-иллюстративной технологией обучения.
Основными принципами технологии КСО являются:
- принцип завершённости познавательной деятельности и ориентации на высокие конечные результаты;
- непрерывной и незамедлительной передачи знаний своим товарищам;
- сотрудничества и взаимопомощи в процессе обучения;
- разнообразия тем и заданий в процессе обучения;
- обучение с учётом уровня обучаемости каждого ученика класса;
- педагогизации учащихся в процессе обучения.