Карагодина О. В., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Ларионова И. Г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Тренинги в организации». – Нижнекамск : Нижнекамский филиал МГЭИ, 2015. – 23 с.
Печатается по решению Совета Нижнекамского филиала МГЭИ.
Протокол заседания от 3 июля 2015 г. № 7. Для студентов НКФ МГЭИ
по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент квалификация
(степень) «бакалавр».
© Нижнекамский филиал МГЭИ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………….. | |
Структура и содержание дисциплины……………………................. | |
Объем дисциплины и виды учебной работы………………………... | |
Тематический план (типовой)……………………………………….. | |
Содержание дисциплины ……………………………………………. | |
Планы практических занятий………………………………………… | |
Образовательные технологии………………………………………... | |
Контроль знаний студентов. Оценочные средства………………… | |
Вопросы для подготовки к экзамену………………………………… | |
Перечень основной и дополнительной литературы………………... | |
Материально-техническое обеспечение дисциплины……………... |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Тренинги в организации» является дисциплиной по выбору профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Менеджмент» и преподается студентам в 6-м семестре в объеме 5 зачетных единиц (180 часов).
Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении предшествующих управленческих дисциплин: «Управление человеческими ресурсами», «Психология», «Деловое общение», «Организационная психология».
Дисциплина «Тренинги в организации» теоретически и практически связана с курсами: «Тренинги в решении производственных конфликтов», «Межкультурные коммуникации», «Управление изменениями», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент», «Формирование эффективных рабочих команд», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности».
Цель изучения дисциплины – формирование у студентов целостного представления о тренинге как практике выработки и закрепления навыков эффективного взаимодействия и достижения целей во внутренней и внешней среде организации.
Основные задачи дисциплины: ознакомить студентов с сущностью тренинга в организации;
выявить особенности конструирования и подготовки тренинга;
раскрыть специфику организации и проведения тренинга.
Программа курса состоит из 5 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме практических занятий.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости конкретных примеров для отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: понятие организации; обучение персонала; теория и методология тренинга; практика тренинга; основные виды тренинга в организации.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов тем рабочей программы. Таких как: специфика тренинговой работы; виды и формы обучения персонала; понятие тренинга; иллюстрации для тренинга; тренинг по внутренним коммуникациям; тренинг по стандартам обслуживания.
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1-й зачетной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).
Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Менеджмент», должны:
знать сущность тренинга в организации; особенности конструирования и подготовки тренинга; специфику организации и проведения тренинга;
уметь определять цели и задачи тренинга; осуществлять подбор необходимых упражнений для тренинга; конструировать и реализовывать программу тренинга;
владеть современными технологиями проведения тренинговых мероприятий в организации.
Процесс изучения дисциплины «Тренинги в организации» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций(ПК-7).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц
(180 часов). Одна зачётная единица равна 36 часам.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе: | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Работа с учебной литературой | ||
Вид промежуточной аттестации – экзамен | ||
Общая трудоемкость, часы | ||
Зачетные единицы |
Тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Понятие организации | ПК-4,6,7 | ||||||
Обучение персонала | 8/4* | ||||||
Теория и методология тренинга | |||||||
Адаптационный тренинг | 10* | ||||||
Тренинг по продажам | 12/4* | ||||||
Экзамен | |||||||
Итого: | 54/18 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Понятие организации
(ПК-4, ПК-6, ПК-7)
Понятие организации. Сотрудник и организация. Проблемы найма профессионала. Формальный и неформальный контракт. Факторы работы сотрудника. Организация как среда обучения. Типы сотрудников с точки зрения обучения персонала. Участники проекта по обучению персонала. Место тренера в организации. Специфика тренинговой работы*.
Тема 2. Обучение персонала
(ПК-4, ПК-6, ПК-7)
Введение в проблематику обучения. Базовые принципы обучения. Когнитивный уровень обучения. Управление вниманием. Оптимизация восприятия. Управление пониманием. Облегчение запоминания. Поведенческий уровень обучения. Виды и формы обучения персонала. Внешнее и внутреннее обучение персонала. Специфика тренерской работы.