Пилот должен знать методы самостраховки при падении.

Упражнение № 1в Пробежки с поднятым куполом.

Цель: Выработка умения управлять куполом на земле.

Условия: Ветер 1-3 м/с, ровный, встречный. Упражнение выполняется на горизонтальной площадке.

Количество попыток - 20

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ:

1. Разложить параплан на стартовой площадке.

Методика: Крыло положить симметричной подковой на верхнюю поверхность, воздухозаборники крыла сориентировать строго против ветра. Проверить стропы параплана на предмет запутывания и наличия посторонних предметов.

2. Выполнить непосредственную подготовку на линии старта и получить разрешение на выполнение полета.

Методика: На линии старта пристегнуть свободные концы строп карабинами к подвесной системе. Встать симметрично относительно крыла параплана. Взять в руки клеванты и лямки переднего (А) ряда строп крыла. Руки максимально распрямить в локтях и завести их вниз и назад. Лямки переднего (А) ряда строп должны быть максимально натянуты между карабинами и ладонями рук. Получить разрешение на старт.

3. Начать подъём крыла.

Методика: Разбег выполнять энергично, возможно более широкими шагами. При подъёме крыла использовать вес своего тела, для этого наклонятся всем корпусом вперёд.

Одновременно с подъёмом крыла выводить руки с зажатыми передними (А) рядами строп вверх в положение на уровне плеч. После того как крыло поднимется над головой и выйдет в полётное положение, выпустить из рук передние свободные (А) ряды строп. Клеванты оставить в руках. Продолжать движение.

4. Продолжать движение вперёд. Удерживать крыло над головой в полётном состоянии.

Методика: Двигаться в указанном направлении (против ветра). Бежать ровно, стараясь быть на пол шага впереди крыла. Крыло должно быть постоянно нагружено. В руках удерживать только клеванты. Ладони с клевантами должны находиться не ниже уровня плеч. Во время движения, удерживать крыло строго над головой.

- В случае если крыло кренится в сторону, подбегать в сторону крена до выравнивания крыла.

- В случае если крыло отстаёт, максимально ослабить клеванты, и ускорить движение вперёд. Поднимать крыло, используя вес тела, наклоняясь всем корпусом вперёд.

- В случае если крыло обгоняет курсанта, слегка натянуть клеванты вниз (10-15см) и ускорить движение. В 1-5 попытках: Задание считается выполненным при уверенном прохождении курсантом

15-20 метров в указанном инструктором направлении.

В 6-15 попытках:Пройти через установленные в 15-20 метрах от линии старта ворота шириной 1.5-2.0 метра. После прохождения линии ворот остановиться и погасить купол.

В 16-20 попытках: Разогнать параплан до взлетной скорости и пройти на ней через установленные в 10-15 м. от линии старта ворота шириной 1.5-2.0 метра. После прохождения линии ворот остановиться и погасить купол.

5. Остановить крыло (погасить купол).

Методика: Перед остановкой крыла, энергично вытянуть вниз обе клеванты. Для этого быстрым, но плавным движением опустить обе руки с зажатыми клевантами как можно ниже к ногам. При этом продолжать движение, плавно замедляясь.

После того как крыло остановится и начнёт опускаться назад за спину, прекратить движение. Продолжать удерживать клеванты в зажатом состоянии пока крыло полностью не опустится на землю. В момент, когда крыло остановилось и опускается на землю, развернутся к крылу лицом.

По мере отработки упражнения допускается:

- при наличии ветра достаточной силы (3-5м/с), поднимать крыло параплана с использованием обратного старта.

Методика: Разложить и приготовить крыло к старту (см. п. 1,2 данного упражнения).

Повернуться к параплану лицом, для этого развернуться на 180 градусов через любую удобную

сторону. Лямку со стропами не выпуская из рук перебросить через голову. Поднимать крыло на вытянутых руках. Двигаться спиной вперёд. Использовать для подъёма вес тела. Если при выполнении подъёма, купол в момент стартового рывка начинает уводить в сторону, прекратить старт и положить купол на землю. Приготовиться и повторить старт.

После выхода параплана в полёт:

· Расстояние до ближайшего препятствия должно быть не менее 15 метров.

· Тренировочную площадку следует располагать вне зон турбулентности от расположенных перед ней предметов на местности.

· При выполнении упражнения курсант не должен терять визуального контакта с инструктором и должен быть готовым выполнить его команды.

· При потере контроля над куполом необходимо немедленно погасить его.

· Курсант должен знать методы самостраховки при падении.

Упражнение № 1:

Тренировочный полет для отработки взлета и посадки (подлёт).

Цель: Выработка навыков выполнения взлета и посадки. Получение первоначальных навыков управления парапланом в воздухе.

Условия: Ветер до 3 м/с, ровный, встречный. Склон до 10 метров, со средней крутизной до 30 градусов, ровный, открытый.

Количество подлётов - 10

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ:

Выполнить непосредственную подготовку на линии старта и запросить разрешение инструктора на выполнение подлета.

. По получении разрешения произвести взлет.

Методика: Выбрав благоприятный момент для подлета, выполнить подъём крыла. Удерживать крыло параплана строго над головой. Энергично разбежаться. Нельзя раньше времени запрыгивать на крыло. Нельзя подгибать ноги во время разгона крыла. Для лучшего разгона крыла использовать вес тела.

Во время разгона наклонятся всем корпусом вперёд, придавливая летящее крыло своим весом к земле.

Если упражнение выполнено правильно, взлёт произойдёт сам, как только крыло наберёт достаточную для взлёта скорость.

Сразу после отрыва максимально ослабить клеванты, сохранять вертикальное положение тела, смотреть вперед и вниз, определяя расстояние до земли. Плавным движением обеих рук слегка нагрузить клеванты. Ладони с клевантами должны находиться на уровне не ниже плеч. ( В зависимости отрегулировки параплана.) Возникающие крены компенсировать перемещениями веса тела в подвесной системе в соответствующую сторону. Вести постоянный контроль высоты. Быть готовым к выполнению посадки.

При подлете к земле на высоте 1-1,5 метра плавно зажать клеванты на глубину вытянутых рук и приземлиться на две ноги. Удерживать клеванты внизу до полной остановки крыла параплана. Перед посадкой слегка выставить одну (удобную) ногу вперёд. Быть готовым в момент касания земли выполнить пробежку, постепенно гася поступательную скорость полёта своим бегом.

. Инструктор должен находиться в поле зрения обучаемого.

. Высоту старта определять в зависимости от скорости ветра, профиля склона и характеристик параплана таким образом, чтобы не допускать взмывания и высоты подлета свыше 3-5метров.

. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

· Запрещается взлет при боковом ветре или при наличии атмосферной турбулентности.

· В случае каких-либо сбоев при подъеме купола или разбеге прекратить взлет и погасить купол. При необходимости принять меры по самостраховке.

· При выполнении упражнения курсант не должен терять визуальной связи с инструктором и должен быть готовым выполнить его команды.

· Высота подлета не должна превышать 3-5 метров.

Упражнение № 2

Тренировочный (контрольный, показной) полет для отработки прямолинейного планирования, взлета и посадки.

Цель: Отработка навыков прямолинейного планирования, выполнения взлета и посадки, ведения осмотрительности в полете.

Условия: Ветер до 4 м/с, ровный, встречный. Склон до 20 метров, со средней крутизной до 30 градусов, ровный, открытый.

Количество полетов - 10

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ:

1. Выполнить непосредственную подготовку на линии старта и получить разрешение

На выполнение полета.

Произвести взлёт.

Методика: Выбрав благоприятный момент для полета выполнить подъём крыла. Удерживать крыло параплана строго над головой. Энергично разбежаться и произвести взлет. Для лучшего разгона крыла использовать вес тела. Во время разгона наклоняться всем корпусом вперёд, придавливая летящее крыло своим весом к земле. Взлёт произойдёт сам, как только крыло достаточную для взлёта скорость.

3. Выполнить прямолинейный полёт на высоте 5-15 метров. (Установившееся планирование.)

Методика: Сразу после отрыва максимально ослабить клеванты, сохранять вертикальное положение тела, смотреть вперед и вниз, определяя расстояние до земли. Дать параплану набрать максимальную скорость. Перевести параплан в планирование. Плавным движением обеих рук слегка нагрузить клеванты. Контроль скорости осуществлять по положению клевант относительно тела, а также по интенсивности воспринимаемого шума воздушного потока. Во время полёта ладони с клевантами должны находится на

уровне не ниже плеч. ( В зависимости от регулировки параплана.) Выполнять прямолинейный полёт. В воздухе компенсировать возникающие крены перемещениями веса тела в подвесной системы в соответствующую сторону, плавными движениями клевант выдерживать заданное направление полета и компенсировать продольную раскачку Вести постоянный контроль высоты. Быть готовым к выполнению посадки.

По мере отработки упражнения курсанту после взлета перейти в полулежащее положение и начать вести осмотрительность в полете:

· контроль состояния купола;

· контроль обстановки в воздухе и на земле, в том числе в зоне(ах) старта и над своим парапланом.

При полете в полулежащем положении возвращаться в вертикальное положение перед приземлением на высоте не менее 4 метров.

Выполнить посадку.

Методика: Во второй половине полета, предшествующей посадки, опустить ноги вниз приготовится к выполнению посадки с пробежкой. При подлете к земле на высоте 1-го метра плавно зажать клеванты на глубину вытянутых рук и приземлиться на две ноги.

Удерживать клеванты внизу до полной остановки крыла параплана. Перед посадкой слегка выставить одну (удобную) ногу вперёд. Быть готовым в момент касания земли выполнить пробежку, постепенно гася поступательную скорость полёта своим бегом.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

· Запрещается взлет при боковом ветре или при наличии атмосферной турбулентности.

· В случае каких-либо сбоев при подъеме купола или разбеге прекратить взлет и погасить купол. При необходимости принять меры по самостраховке.

· Высоту старта определять в зависимости от уровня подготовленности курсанта, профиля склона, скорости ветра и летных характеристик параплана.

Упражнение № 3

Тренировочный (контрольный, зачетный) полет для отработки маневрирования скоростью

Цель:Выработка первоначальных навыков в управлении горизонтальной скоростью полета.

Условия: Ветер до 4 м/с, ровный, встречный. Склон от 15 до 25 метров со средней крутизной до 30 градусов, ровный, открытый. Количество полетов – 15.

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ: 1-5 полеты: В режиме прямолинейного планирования отработать торможение параплана путем медленного (для недопущения продольной раскачки) зажатия клевант на 70-80% допустимого хода. Посадку осуществлять из режима торможения строго на две ноги, дожав клеванты на высоте 0.5-1.0 метр на глубину полностью вытянутых рук.

. Для повышения точности оценки курсантом уменьшения горизонтальной и увеличения вертикальной скоростей полета, а также для уменьшения влияния возможных порывов ветра, выполнять ввод параплана в режим торможения на высоте не более 10 метров.

. Задание считается выполненным при вводе параплана в режим торможения без продольной раскачки.

. Отработку последующих заданий выполнять на высоте не менее 10 метров.

. 6-10 полеты: После взлета ввести параплан в режим торможения и, далее, подняв клеванты в верхнее положение, восстановить исходную скорость. С целью исключения клевка при наборе скорости движения клевантами должны быть медленными.

. При полете в режиме торможения обратить внимание на уменьшение интенсивности воспринимаемого шума воздушного потока в шлеме (вплоть до полного исчезновения), а также появление заметной вялости в реакции параплана на управляющие воздействия курсанта.

. Задание считается выполненным при вводе параплана в режим торможения и выходе из него без продольной раскачки и клевка.

. 11-15 полеты: После взлета ввести параплан в режим торможения и, далее, быстро подняв клеванты, набрать скорость в режиме клевка.

. Оценить зависимость потери высоты в клевке от глубины зажатия клевант при торможении параплана, величины и скорости их хода при последующем отпускании.

. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

· Запрещается взлет при боковом ветре или при наличии атмосферной турбулентности.

· Запрещается приближение к скорости заднего сваливания.

· В случае появления опасности «втыкания» в землю во время выполнения клевка энергично зажать клеванты на высоте 1-3 метра на глубину вытянутых рук и принять меры по самостраховке.

Упражнение № 4:Тренировочный (контрольный, зачетный) полет для отработка техники выполнения разворотов на 30, 60 и 90 градусов.

Цель: Выработка навыков выполнения координированных разворотов на 30, 45 и 90 градусов.

Условия: Ветер до 4 м/с, ровный, встречный. Склон до 50 метров со средней крутизной до 30 градусов, ровный, открытый. Количество полетов - 20

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ:

1. Выполнить взлет и перевести параплан в установившееся планирование.

2. Приступить к выполнению разворотов (на удалении от склона не менее 15 метров).

Методика: 1-5 полеты: Разворот клевантами. Выполняется плавным поджатием клеванты со стороны разворота на ½ хода. Противоположная клеванта должна быть в полностью ослабленном состоянии. При этом параплан с некоторым запаздыванием (0.5-1.5 секунды в зависимости от типа параплана и величины хода клеванты) начнёт плавно разворачиваться в сторону затянутой клеванты. У крыла появится небольшой крен в сторону разворота. В процессе выполнения разворота положение клеванты сохранять

постоянным. Для вывода из разворота плавно отпустить натянутую клеванту в верхнее положение.

Крыло параплана плавно выйдет из разворота. Необходимо учитывать, что параплан выходит из разворота с некоторым запаздыванием (0,5-2 секунды). В зависимости от типа крыла, удельной нагрузки и динамики выполнения разворота, выход из разворота необходимо начинать с упреждением 10-15% от заданного угла разворота.

. Внимание: При быстром и глубоком зажатии клеванты разворот происходит с клевком. Величина потери высоты в клевке зависит от типа параплана, скорости и глубины зажатия клеванты и может составить до 5-7 метров. Необходимо напомнить курсанту о том, что чрезмерно резкое и глубокое зажатие клеванты может привести к попаданию параплана в режим обратного вращения.

. Внимание: При чрезмерно быстром отпускании клеванты возможно появление поперечной раскачки. Запрещается гасить поперечные колебания зажатием клеванты с поднятой стороны купола. Курсант должен поднять обе клеванты в верхнее положение, после чего раскачка прекратится сама собой через 2-4 секунды. Запрещается начинать выполнять новый разворот до полного прекращения поперечных колебаний.

. Задание считается выполненным при входе в разворот над местом, указанном инструк-тором, без клевка, при развороте на заданный угол и выходе из разворота без поперечной раскачки.

6-7 полеты: Развороты балансирным способом. Выполняются перемещением курсанта в подвесной системе в сторону выполняемого разворота. Положение курсанта в подвесной системе должно быть полулежащее. Запаздывание реакции параплана: 2-4 секунды. Для выхода из разворота переместиться на середину подвесной системы. Запаздывание реакции параплана: 1-2 секунды.

8-15 полеты:Комбинированный способ выполнения разворота выполняется одновременным поджатием клеванты и перемещением курсанта в подвесной системе. По мере отработки техники выполнения разворотов постепенно уменьшать время входа в разворот и увеличивать крен (но не более чем до 30 град-ов).

16-18 полеты: Развороты в режиме торможения. Выполняются одновременным медленным поджатием клеванты со стороны разворота и отпусканием противоположной.

. Внимание: Напомнить курсанту об опасности потери скорости и возможности попадания в режимы заднего сваливания и обратного вращения.

19-20 полеты:Имитация отказа (обрыва или запутывания) строп управления. Развороты выполняются путем плавного зажатия задних свободных концов. Глубина их зажатия должна быть примерно в два раза меньше глубины зажатия клевант. Торможение параплана при приземлении также выполнять задними свободными концами.

. При выполнении упражнения курсант не выпускает из рук клеванты и сохраняет готовность в любой момент времени отпустить свободные концы и перейти на управление парапланом с помощью клевант.

3. После окончания выполнения запланированных разворотов перейти в режим установившегося планирования и выполнить посадку.

Для возвращения крыла в режим установившегося планирования, слегка нагрузите обе клеванты. При этом симметрично вытягивая их до уровня плеч. Приготовиться и выполнить посадку.

Освоение разворотов на 30-45-90 град., а так же увеличение количества разворотов в одном полете производить последовательно, по мере выработки навыков и подготовленности обучаемого.

При выполнении упражнения добиваться управления парапланом без продольной и поперечной раскачек, возникающих из-за чрезмерно резких движений клевантами. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

· В случае разворота на склон незамедлительно отвернуть от склона.

· В случае разворота на склон в условиях недостаточной высоты выполнить меры по самостраховке.

· Минимальная высота выполнения маневров – 10 метров.

· Не допускать увеличения числа разворотов, угла разворота и величины крена свыше установленных инструктором.

· Запрещается выполнение разворотов с креном свыше 30 градусов.

· Задание на полёт ставится так, чтобы выход из последнего разворота выполнялся строго против ветра. При заходе на посадку отклонение траектории полёта от встречного направления ветра должно быть не более 15 градусов.

Упражнение № 5Тренировочный (контрольный, зачетный) полет на определение границы заднего сваливания

Цель: Определение поведения параплана в момент входа в режим заднего сваливания и выработка первоначальных навыков по возвращению параплана в режим глубокого торможения.

Условия: Ветер до 4 м/с, ровный, встречный. Склон от 15 до 25 метров со средней крутизной до 30 градусов, ровный, открытый. Количество полетов - 15

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ:

. Упражнение выполняется над горизонтальной площадкой или площадкой, имеющей небольшой наклон в направлении траектории полета (до 15-20 градусов). При выполнении упражнения курсант находится в подвесной системе в вертикальном положении.

. Инструктор находится на посадочной площадке в поле зрения обучаемого.

. 1-10 полеты: Ввод параплана в режим заднего сваливания.

. На высоте 5-7 метров перевести параплан в режим торможения с затягиванием клевант на 50-60% допустимого хода.

. На высоте 3-5 метров поджать клеванты до 60-70% хода и убедиться в отсутствии раскачки параплана. При наличии раскачки прекратить выполнение упражнения и приземлиться не выходя из режима торможения.

. На высоте не более 2-3 метров продолжить медленное затягивание клевант до высоты один метр или входа в заднее сваливание. В одной попытке (одном полете) затягивать клеванты не более, чем на 5 см.

. Вход в режим заднего сваливания определяется по началу резкого проваливания пилота вниз с одновременным затягиванием купола параплана за спину пилота.

. Если в первой попытке параплан в режим сваливания не вошел, в следующем полете затормозить параплан на ход клевант, соответствующий тому, который удалось достигнуть к высоте один метр предыдущего полета минус 1 см (запас на безопасность), и снизиться до высоты 2-3 метров. Далее продолжить медленное затягивание клевант до высоты 1 метр или входа в заднее сваливание.

. Если не удается ввести параплан в режим сваливания при затягивании клевант на глубину полностью вытянутых рук, намотать 1 оборот строп управления на руки и продолжить медленное торможение параплана по приведенной выше схеме.

. При приземлении в режиме заднего сваливания курсанта будет заваливать на спину.

Приземляться строго на две ноги с последующим уходом, при необходимости, на кувырок назад. . При полете в режиме глубокого торможения затягивающие клеванты кисти рук могут находиться на уровне бедер курсанта. Для исключения падения курсанта на руки и их возможного травмирования, руки перед приземлением следует быстро приподнять на 15-20 см и не пытаться с их помощью как-то смягчить падение.

. 11-15 полеты: Получение первоначальных навыков по возвращению параплана в режим глубокого тор-ния.

. На высоте 2-3 метров ввести параплан в режим заднего сваливания. Не давая режиму развиться (не более, чем через 0.5-1 секунду), быстро поднять клеванты на 15-20 см и таким образом вернуться в режим глубокого торможения.

. Подъем клевант на большую высоту при выходе из заднего сваливания приводит, как и при быстром выходе из режима торможения, к клевку, что недопустимо.

. Восстановление режима парашютирования курсант ощутит по восстановлению нагрузки на подвесную систему и уменьшению вертикальной скорости.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

· Категорически запрещается вводить параплан в режим заднего сваливания и отрабатывать выход из него на высоте более 2-3 метров над землей.

· Категорически запрещается задерживать выход из режима заднего сваливания более чем на 0.5-1.0 с. с момента начала входа.

· Тренировочную площадку располагать вне зоны действия динамического восходящего потока, а также зон турбулентности от расположенных перед ней предметов на местности.

· Убедиться в отсутствии на тренировочной площадке предметов, падение на которые может привести к травмам.

· Упражнение выполнять в подвесной системе оборудованной мягким протектором.

Наши рекомендации