Тема 2.4.Технология проектной деятельности школьников

Цели :

изучить:

1. Суть проектной технологии.

2. Технологические приемы.

3. Структуру урока. Разработать урок в рамках технологии.

Ключевые термины : проект, типы проек­тов, классификация учебных проектов, классификация учебных проектов по виду деятельности, этапы проект­ной деятельности.

В результате освоения модуля студенты будут

знать:

• Основные подходы к проектной деятельности.

• Типы проектов, классификацию учебных проектов,

• Этапы работы над проектной деятельностью.

• Технологические приемы.

уметь:

• Моделировать практические разработки проектов.

• Использовать технологию проектов в в урочной и внеурочной деятельности.

В учебно-тематический план модуля спецкурса целесо­образно включить следующие занятия:

Урок в рамках технологии. Создание проектов в рамках определенных предметов

Данная технология может использоваться при обоб­щении учебного материала на обобщающих и повтори­тельных уроках, а также во внеклассной работе. Следует учитывать и тот факт, что творческая деятельность уча­щегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний, и перед началом работы он должен эти знания получить. Создание проектов в рамках, определенных предметов: математики, химии, биологии, географии и т. д. Темы проектов, обсуждение, работа над проектом, презентация.

Список рекомендуемой литературы темы 2.4.

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2005.

2. Полот Е.С. Как рождается проект. — М., 1995.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятель­ность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -- М.: АРКТИ, 2005.

Список рекомендуемой литературы для темы темы 2.2.

1.Бона Э. де. Шесть шляп мышления. — М., 1997.

2. Валъкова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии): метод, пособие / под общ. ред. И.А. Низовской. - - Бийск: ФПОИ, 2005.

3. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. — М., 2002.

4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыс­лить критически. — М.: Просвещение, 2004.

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Ком-петентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое по­собие. — М.: АПКиППРО, 2005.

6. Критическое мышление и новые виды грамотности / Сост. О. Варшавер. — М.: ЦГЛ, 2005.

7. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образователь­ные технологии и педагогическая рефлексия. — СПб. : КАРО, 2003.

8. Кулюткин Ю. Н., Спасская Е. Б. Образовательные тех­нологии и педагогическая рефлексия. — СПб.: КАРО, 2002.

9. СтилДж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Попу­ляризация критического мышления: пособие. — М., 1997.

10. Суворова Н.Г. Парад приемов: «Зигзаг», «Кубик», «Шляпы мышления»: курс лекций // Теоретические и методические основы преподавания в школе. — М.: Новый учебник, 2002.

И. Турин Л.А. Как развивать критическое мышление школьников // Практические советы учителю. 2004. № 5. — Ростов н/Д

Список рекомендуемой литературы для темы 2.4.

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2005.

2. Полот Е.С. Как рождается проект. — М., 1995.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятель­ность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -- М.: АРКТИ, 2005.

Список рекомендуемой литературы для темы 2.5.

1. Великанова А.В. и др. Технология развития крити­ческого мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио // «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 2. — Самара, 2002.

2. Воронин Ю.А., Трубима Л.А., Васильева Е.В., Козло­ва О. В. Современные средства оценивания резуль­татов обучения: учеб, пособие. -- Воронеж: ВГПУ, 2004.

3. Ермакова А. С. Карташова Н.В. Портфолио как сред­ство оценивания готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Сб. мате­риалов Герценовских чтений, посвященных памяти В.М. Корсунской. Вып. 4. — СПб.: ТЕССА, 2005.

4. Логиновская Т.Н., Лукичева С.В. Положение о модуль-но-рейтинговой технологии обучения. — Красноярск: СибГТУ, 2004.

5. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С., Федо­това Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. № 3.

6. Раздорская О.В. Портфолио как метод управления индивидуальной образовательной траекторией студен­та. Курский медицинский институт. [ппр://гзру/ес1у. ш/ра§е1оас1ег. рпр. ]

7. Русских Г.А. Технология рейтингового обучения // Дополнительное образование. 2004. № 12.

Лекции « Инновационные технологии в обучении географии»


Содержание


Раздел I.Общая характеристика образовательных технологий

1.1Введение.Педагогические технологии: понятие, и классификация. Технологический подход и специфика его реализации в обучении географии.
1.2. Технологии развивающего обучения и ее реализация в школьном географическом образовании
Раздел II. Технологии обучения, применяемые при изучении географии
2.1Технология учебно-игровой деятельности.
2.2. Технология модульного обучения на уроках географии
2.3. Технология развития критического мышления

2.4. Технология модульного обучения на уроках географии
2.5. Технология «Портфолио» в обучении географии

Лекции № 1-3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД И СПЕЦИФИКА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕГРАФИИ.
В практике учебно-воспитательного процесса в настоящее время прочно заняли своё место педагогические технологии. Технология (от греч. Techne – искусство, мастерство, умение и … логия – наука), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. (С.Э.С.) Из базового определения, очевидно, что данное понятие вошло в теорию и практику учебного процесса из производственной сферы. Тем не менее, мысль о технологизации учебного процесса обучения высказывал ещё Я.А.Коменский 400 лет назад. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим» т.е. таким, что бы всё, чему учат, стало бы иметь успех. Им была сформулирована основная цель технологического подхода к процессу обучения: гарантированный результат. Такой механизм обучения, приводящий к запланированному результату, Я.А.Коменский назвал «дидактической машиной».
Необходимо отметить, что у истоков технологизации учебного процесса стоял и А.С.Макаренко. В «Педагогической поэме он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике…. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важнейшие отделы производства: технологический процесс, учёт операций, конструкторская работа… нормирование, контроль».
Ради справедливости, необходимо заметить, что в отечественной педагогической практике технологизация учебного процесса первоначально осуществлялась на уроках трудового обучения. Мастер производственного обучения, учитель трудового обучения разрабатывал технологические карты изготовления или сборки соответствующей продукции. На уроке труда, каждый ученик по такой технологической карте, выполнял необходимые операции, что в конечном итоге и приводило к достижению запланированного конечного результата: изготовлению соответствующего изделия. Массовое же применение педагогических технологий в учебном процессе относится к началу 60-х годов ХХ в. первоначально в американских, а несколько позже и в европейских школах.
До 60-х годов минувшего столетия педагогические технологии как форма инновационной деятельности учителей почти не присутствовали в советской школе, и учителя о них практически ничего не знали. И только в 60-е годы в отечественной педагогике появляется термин «педагогические технологии», а вместе с ним и вопрос: как добиться в учебном процессе гарантированного результата? В 70-е годы в педагогике определилась идея полной управляемости учебного процесса, которая привела к установке в педагогической практике, что решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению. Но только в последнее десятилетие минувшего столетия в практике учебного процесса стали апробироваться, а несколько позже и массово применяться довольно разнообразные педагогические технологии. Однако необходимо заметить, что отдельные элементы, составляющие современные педагогические технологии, давно присутствовали в практике проведения уроков. К таким элементам можно отнести использование игр на уроках географии, работа учащихся по усвоению нового учебного материала в парах и группах, проблемные задания и вопросы, изучение материала логически законченными познавательными блоками и т.д.
Зачастую, понятия «педагогические технологии» считают и употребляют как синоним понятия «методы обучения». Однако, как отмечает И.В.Душина, сама методика гораздо богаче и вариативнее. В силу чего оно более широкое понятие, нежели понятие технологии.
В психолого-педагогической литературе мы встречаем различную трактовку этого понятия. Так, В.М.Монаховопределяет педагогическую технологию как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
И.П.Волков под педагогической технологией понимает описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
По мнению И.В.Душинойпод технологией обучения необходимо понимать способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет чётко заданныйрезультат.
По определению ЮНЕСКО педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
Важнейшими чертамипедагогической технологии являются:
- чётко определённая дидактическая цель;
- строгая последовательность педагогических операций по достижению поставленной дидактической цели с помощью соответствующих средств обучения, методов и форм организации познавательной деятельности учащихся;
- максимально допустимая гарантия достижения дидактической цели;
- ярко выраженная управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Структура педагогической технологии (в основном по Г.К.Селевко) представлена.
а) концептуальной основой;
б) содержательной частью обучения:
- целями обучения – общими и конкретными;
- содержанием учебного материала;
в) процессуальной частью, т.е. технологическим процессом:
- методами и приёмами организующей, корректирующей и контролирующей деятельности учителя по управлению познавательной деятельностью учащихся;
- методами, приёмами и видами учебной деятельности учащихся;
- диагностикой учебного процесса.

Все педагогические технологии соответствуют основному методологическому требованию: критериям технологичности. К критериям технологичности в данном случае относятся.

1. Концептуальность. Каждая педагогическая технология основывается на определённой научной концепции, включающей философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения запланированных образовательных целей.

2. Системность. Технология обладает всеми признаками открытой системы и состоит из соответствующих структурных звеньев элементов или этапов учебно-познавательного процесса, взаимосвязанных между собой и логически образующих технологическую цепочку действий учителя и учащихся. Обладает целостностью и способностью к саморазвитию. Под саморазвитием мы, в данном случае, понимаем фактор профессионализма и творчества учителя в применении методов, приёмов и видов познавательной деятельности учащихся и обязательное наличие обратной связи.

3. Управляемостьпредполагает необходимость диагностического целеполагания, тематического планирования, проектирования познавательной деятельности учащихся, поэтапность диагностики учебных достижений учащихся, варьирование средствами обучения и рациональными путями познания с целью достижения оптимально запланированных результатов.

4. Эффективность. Педагогические технологии должны гарантировать достижение заданного стандартом соответствующего уровня обученности учащихся.

5. Воспроизводимость определяет возможность применения педагогических технологий во всех типах общеобразовательных учреждений и каждым учителем в отдельности при условии адаптации соответствующей педтехнологии к уровню обучаемости как учащихся всего класса, так и каждого ученика в отдельности.

^ Психологическая основа педагогических технологий представлена следующей цепочкой умственных действий учащихся.

1. Мотивацией. Созданием учителем внутренней установки на усвоение учебной темы и формированием у учащихся познавательного интереса к её содержанию.

^ 2. Восприятием учебного материала.Осуществляется учащимися в процессе объяснения учителем материала учебной темы с использованием адекватных содержанию методов, приёмов и средств обучения.

^ 3. Осмысливанием учебного материала.Происходит в результате умственной переработки учебного материала учеником, участвующим во всех организующих учителем, видах и формах познавательной деятельности.

4. Запоминанием. Реализуется в организации учителем таких познавательных действий учащихся, в результате которых мог бы осуществляться процесс глубокого, прочного и полного усвоения учебного содержания изучаемой темы.

^ 5. Применением знаний и умений. Реализуются в возможности учащихся, на основе усвоенных знаний, восприятие, осмысление и запоминание содержания последующего учебного материала и выполнения практических заданий как репродуктивного, так и продуктивно-творческого характера.

^ Дидактические основы технологии усвоения определяют этапную последовательность учебного процесса. Прежде всего, любой дидактический процесс (Д.П.) мотивирован. За этапом мотивации (М.), следует этап алгоритма функционирования (А.Ф.), т.е. познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Алгоритм функционирования сопряжён салгоритмом управления (А.У.)учителем познавательной деятельностью учащихся. Результатом является прирост знаний уменийинавыков (П. з.у.н.)учащихся. Этапную последовательность технологии усвоения можно представить в виде своеобразной формулы.


Д.П. = М.+ А.Ф. + А.У. = П.з.у.н.


Учителю, прежде чем применять в своей работе педагогические технологии, необходимо понимать и, в дальнейшем, учитывать следующие дидактические требования.

1. Ни одна из педагогических технологий не может быть применена в структуре обычного комбинированного урока.

2. При разработке тематического плана или технологической карты курса, раздела, темы, применение выбранной учителем технологии должно органично сочетаться с типами уроков по теме.

3. В обучении географии не должно быть ситуации доминирования какой либо технологии. Применение технологии в учебном процессе должно определяться содержанием учебного материала, готовностью учащихся работать в предлагаемом технологическом режиме, уровнем обученности учащихся класса и уровнем профессиональной подготовки учителя, позволяющим ему правильно и эффективно использовать выбранную технологию.

5. Результативность применения педагогических технологий в обучении географии определяется уровнем усвоения учащимися базовых географических знаний. Только в таком случае технологии обеспечивают их дальнейшее углубление и прочное усвоение.

Классификацияпедагогических технологий довольно вариативна. В одном случае всё их множество объединяют в три основные группы.

1. Педагогические технологииобьяснительно-иллюстративного обучения. В основе технологий данной группы является такое построение учебного процесса, при котором доминируют словесные и наглядные методы обучения, а усвоение учащимися содержания осуществляется на репродуктивном уровне усвоения.

2. Личностно-ориентированные технологии обучения. Применение этой группы технологий даёт возможность учителю организовать познавательную деятельность учащихся с учётом их индивидуально-психологических возможностей.

3. ^ Технологии развивающего обучения.Сущностной особенностью таких технологий является выявление и развитие личностных природных задатков и склонностей учащихся, включение в процесс познания внутренних механизмов их личностного развития.

Г.К.Селевко приводит классификацию педагогических технологий, основанную на их сущностных и инструментально значимых свойствах, На этом основании он выделяет следующие группы технологий: по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития, научной концепции усвоения опыта, ориентации на личностные структуры, характеру содержания и структуры, организационным формам, типу организации и управления познавательной деятельностью, подходу к ребёнку, преобладающему (доминирующему) методу обучения, категории обучающихся, содержанию тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Приведём пример классификации по преобладающему (доминирующему) методу обучения, поскольку при описании технологий, применяемых в обучении географии, мы будем руководствоваться именно этим классификационным критерием. К этой группе (по Г.К.Селевко) относятся обьяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-поисковые, творческие, развивающего обучения, программированного обучения, диалогические, игровые, саморазвивающего обучения, информационные (компьютерные) технологии. В методике обучения географии ещё не сложилась классификация педагогических технологий, применяемых на уроках географии, тем не менее, мы можем выделить из их множества (более 50) те педагогические технологии, которые применяются учителями в практике работы. К ним относятся:

- личностно-ориентированное развивающее обучение;
- технология уровневой дифференциации;
- технология модульного обучения;
- технология коллективных способов обучения;
- технология проектного обучения;
- игровые технологии;
- компьютерные (новые информационные) технологии;
- технологии развивающего обучения;
- технология развития критического мышления;
- технология мастерских;
- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
- технология «Портфель ученика».

Тема 1.2 Лекции 4-5. Технология развивающего обучения и ее реализация в школьном географическом образовании.


Наши рекомендации